УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Презентацию подготовила Ивлева Е.В..,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 6
г.Лабинска
Цель урока : углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения .
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте свой выбор.
ИЗЛ..ЖИТЬ, ПРИК..СНУТЬСЯ , ПРОТ..РАТЬ, БЛ..СТАТЕЛЬНЫЙ, СОБ..РУ, ПРОР..СТАТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ, ОЗ..РЕНИЕ, ВОЗГ..РАНИЕ.
Проверьте себя!
ИЗЛ О Ж ИТЬ, ПРИК О СНУТЬСЯ , ПРОТ И Р А ТЬ, БЛ И СТ А ТЕЛЬНЫЙ,
СОБ Е РУ, ПРОР А СТ АТЬ, ПРИЛ А ГА ТЬ, ОЗ А РЕНИЕ, ВОЗГ О РАНИЕ.
УКАЖИТЕ НОМЕР (-А) ОДНОСОСТАВНОГО (-ЫХ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (-ИЙ). НАЗОВИТЕ ИХ ТИП.
- Под дождик хорошо спится.
- Громко хрустел под ногами снег.
- Вот и материнский дом.
- Дорогой, видимо, давно не пользовались.
- Волка шапками не закидаешь.
- Тощие тени ложились на мокрый снег.
- Не жалею, не зову, не плачу…
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
вечерней тьмой не скрыты грустные
ракиты.
2) Увидишь в багрец одетую осину и
сердце встрепенётся.
3) Неизъяснимо радостно и молодо
на душе и хочется петь.
4) Прогулка не состоялась из-за
плохой погоды и мы все остались
дома.
[ двусост.], и [двусост.]
[односост., безлич.], и [односост., безлич.]
[односост., опр.-личн.], и [двусост.]
[односост., назывн.], и [двусост.]
КАКАЯ ИЗ ДАННЫХ СХЕМ СООТВЕТСТВУЕТ ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ?
Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.
Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.
Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
цвет
размер
Белый
вкус
Синий
Большой
форма
Красный
Маленький
Сладкий
Круглый
материал
Низкий
Горький
Шерстяной
Квадратный
Невкусный
Ровный
Ситцевый
Каменный
цвет
На поляне пестрели белые синие красные цветы.
,
,
На поляне пестрели белые синие красные цветы.
,
,
И
И
И
Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую тяжёлую гроздь.
,
эпитеты
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Мама купила большой красный сладкий арбуз.
размер
цвет
вкус
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
И
Яркое летнее солнце заглянуло в наши окна.
Тусклое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛИТЕ ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
- Тайга расступилась вечерней берёзовой опушкой.
- Пролетела не то серенькая , не то буренькая лесная птичка.
- Забытые детские впечатления вдруг выплыли в памяти.
- По мшистым , топким берегам чернели избы здесь и там .
- Повсюду видишь эти школьные нерасплетённые косички.
- Тайга расступилась вечерней берёзовой опушкой.
- Пролетела не то серенькая не то буренькая лесная птичка.
- Забытые детские впечатления вдруг выплыли в памяти.
- По мшистым топким берегам чернели избы здесь и там.
- Повсюду видишь эти школьные нерасплетённые косички.
ПО КАРТИНКАМ СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Из повести И.С. Тургенева «Ася» выписать 6-7 предложений с однородными и неоднородными определениями.
или
Написать мини-сочинение «В природе нет однообразья …» (включить предложения с однородными и неоднородными определениями.