СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моего урока - дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Русский язык. 3 класс



Тема. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;

формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена

существительные; развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать интерес к изучению предмета.


Ход урока


І. Организационный момент


- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, вместе с улыбкой, пошлите ему добро и радость, пожелайте друг другу удачи.


Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:


Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться.

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!


Мы проведем необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие. На нашем пути будут встречаться различные испытания и препятствия. Вам предстоит с ними справиться.


ІІ. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

в з л

волк заяц лиса


Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет.(записать предложение подчеркнуть грамматические основы, определить тип предложения).


2. Словарный диктант.


Береза, ветер, ворона, карандаш, лягушка, лопата, корова, самолет, ученик, рисунок. (записать слова, над словами указать вопрос на который они отвечают, выполнить взаимопроверку)


ІІІ. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

Упражнение 15 с. 12

Поставьте вопрос к каждому имени существительному. Почему к одним из них вы проставили вопрос кто?, а к другим — что?

Запишите слова в две группы: в первую — одушевленные имена существительные, во вторую — неодушевленные.


2. Определение темы урока. Формулировка правила.

Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? (Игорь, ребята, художник, аист)

Остальные имена существительные называются неодушевленными. В начальной форме они отвечают на вопрос что? (земля, пальто, воздух, музыка)


3.Работа с деформированными словами. Составь слово. Определи одушевленные и неодушевленные имена существительные.


4. Физкультминутка.


5. Работа с устаревшими словами.

Устаревшие слова уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни: бурлак, боярин ,другие слова заменены новыми: ветрило-парус, ланиты- щеки, длань-рука.

Упражнение 16 с.12 . Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Почему вы затрудняетесь определить лексическое значение некоторых слов? (слова устаревшие). Выпишите одушевленные имена существительные.


6. Игра «Доскажи словечко».

Трактор водит ….. ,(тракторист)

Электричку … , (машинист)

Стены выкрасит … ,(маляр)

Доску выстрогал …, (столяр)

В доме свет провел … ,(монтер)

В шахте трудится … ,(шахтер)

В жаркой кузнице … ,(кузнец)

Кто все знает … (молодец)!


- Слова которые вы вставили одушевленные или неодушевленные имена существительные? Почему? Это устаревшие или современные слова? Почему?


7. Работа над загадкой.

- Отгадайте загадки. Отгадки запишите в два столбика (одушевленные и неодушевленные имена существительные)


Сидит дед, во сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слезы проливает.


Что за птица людей не боится,

Не летает высоко, а поет: «Ко-ко-ко»?


Снег идет, и ветер свищет,

А малютка пищу ищет.

Ты всегда его жалей-

Это серый …


Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?


Гладит все чего коснется, а дотронется- куснется.


У реки растет камыш,

В камыше живет малыш.

Он с зеленой кожицей,

И с зеленой рожицей.


ІV. Подведение итогов урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Вы преодолели все испытания. Давайте подведем итог нашего урока.

1. Дополните предложения

Имя существительное -это... .

Обозначает название … .

Отвечает на вопросы … ? …. ?

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос …?

Неодушевленные на вопрос …?


2. Игра «Засели волшебный домик» . Дети пишут имена существительные (девочки одушевленные, мальчики неодушевленные) и наклеивают их в сказочный домик.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали?


3. Оценивание работы класса.


4. Домашнее задание.

Упр. 18. с.13.