1.Вызов. 2.Осмысле-ние 3. Работа над новым материалом. 3.Рефлексия 4.Дом. задание. | «Как ни тонок, не приметен под землею корешок, но не может жить на свете без него любой цветок! » В. Жак Раз растение живой организм, значит, состоит из органов. Из каких органов состоит растение? В начале урока я хотела бы вам предложить загадку: Царства темного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растениям жизнь дают. Ребята, это и есть тема нашего урока! (записывает тему урока на доске) Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Для чего мы будем изучать корень. Ребята, а что вы знаете о корне? Предлагает уч-ся заполнить 1 графу опорного конспекта. Выслушивает уч-ся. Что вы еще хотели бы узнать о корне? Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Постановка познавательной задачи: ребята, а вы можете представить, какой величины могут быть корни у растений? Мы сегодня узнаем о корне как о главном вегетативном органе растения, познакомимся с разнообразием видов корней, типами корневых систем, с особенностями внутреннего строения корня и функциями. Проблемный вопрос. Может ли растение жить без корня? 1.Предлагает работу с ЭОР. Модуль состоит из5 слайдов и позволяет изучить внешнее и внутреннее строение корня, виды корней, типы корневых систем; познакомить с функциями корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Виды корней. http://fcior.edu.ru. 2.Прочитайте текст параграфа стр.38.(Внутреннее строение корня) Дает рекомендации, предлагает заполнить графу опорного конспекта. Лабораторная работа: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем» (с.16 рабочая тетрадь) Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем. Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями. Задание 1. Рассмотрите с помощью лупы проросшие семена. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь. 2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. 3. Сделайте рисунки. 4. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. Продолжаем исследование. Рассматривая внешний вид корня можно увидеть, что его беловатый, почти прозрачный кончик чуть утолщен и прикрыт защитным колпачком - корневым чехликом. Есть загадка про него: Лезет в землю червячок, На голове у него колпачок. Что это? Работа с микроскопом: исследуя образец, находим корневой чехлик. Соблюдаем правила и технику безопасности при выполнении работы. Вопросы учащимся: Где расположен корневой чехлик? Чем образован? Какие выполняет функции? Что расположено выше чехлика? Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжении клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни растут верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – «тяга», поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом. Прочитайте и проанализируйте текст с.36 – 38 «Видоизменения корней» Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе. Выслушивает уч-ся. Задает вопросы: -Какие бывают виды корней? -Из чего развиваются эти корни? -С какими типами корневых систем вы познакомились? -Назовите растения, имеющие стержневую корневую систему, и мочковатую? -Как располагаются корни в почве? -Назовите зоны корня, которые можно обнаружить при его продольном срезе? -Какие функции выполняют каждая из этих зон? -Перечислите функции корня? Вернемся к стихотворению, цели и теме урока. Оцените степень усвоения материала по 5б. системе. Оцените свою работу и настроение…….. Мне на уроке понравилось………. Мне показалось трудным……. Я бы еще хотел…. Главным своим результатом на уроке считаю…… 1.Параграф 6 стр. 36 - 39, ответить на вопросы 1 - 3 (устно). 2.Удивите всех своим мини-сообщением про корень «а знаете ли вы……..» вырастить растения фасоли. | Читают эпиграф. Отвечают на вопрос. Настраиваются на работу по теме урока. Высказывают свои предположения. Записывают тему урока в тетрадь. Заполняют 1 графу опорного конспекта (известная информация). Высказывание уч-ся по данному вопросу. Ответы учащихся. Обобщение учителем. Сообщение 1 учащегося: Корней у каждого растения много и идут они далеко вглубь и вширь. Корни свеклы могут проникать в почву на глубину более 3 метров, пшеницы – на 2 – 2,5 м, у яблони корни разрастаются в стороны на 10 – 12 метров, у верблюжей колючки – 20 метров вглубь. Самая большая глубина, на которую проникают корни растений – 120 метров. Это расстояние покоряют корни дикого инжира. Высказывание уч-ся по данному вопросу. Работают с ЭОР. Проговаривают. Заполняют графу опорного конспекта. (новая информация) Корень с чехликом. Ответы учащихся: Состоит из нескольких слоев клеток. Он ограждает делящиеся клетки корня от механического воздействия почвы. Гладкая часть корня, над ней участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как пушок вокруг корня.Это корневые волоски. Вывод: корень имеет клеточное строение, строение корня связано с выполняемыми функциями. Запись терминов в словарь. Выслушивает уч-ся. Заполнение графы опорного конспекта Сообщение 2 учащегося: В Южной Америке произрастает удивительное растение – селагинелла. Во время засухи оно вытягивает из почвы свои корешки и сворачивается в клубочек. Когда этот клубочек , гонимый ветром попадает в то место, где достаточно влаги, он выпускает корешки и вновь превращается в растение Выпишите номера правильных суждений: 1.У одуванчика корневая система стержневая. 2.Главный корень развивается из корешка зародыша. 3.У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень. 4.Все, что у растения находится в почве, - это корни. 5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но на листьях некоторых растений. Ответы учащихся. Оценивают усвоение материала. Записывают дом. задание в дневники. | Коммуникативные: - формировать умения слушать и понимать речь других людей. Личностные: -формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Презентативные: -умение подготовить устное сообщение; -умение выступать перед публикой; грамотно и красиво излагать свои мысли; - расстановка смысловых акцентов. Коммуникативные: -умение высказывать свою мысль, точку зрения. Познавательные: _ формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Познавательные: - анализ; - синтез; -построение логической цепи рассуждений; -выведение следствий. Регулятивные: - планирование; - контроль; -прогнозирование. Познавательные: _ формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Презентативные: - умение подготовить устное сообщение; - умение выступать перед публикой; грамотно и красиво излагать свои мысли; - расстановка смысловых акцентов. Коммуникативные: - формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные: - учащиеся приобрели необходимые информационные навыки, работая с электронными источниками информации. Коммуникативные: -разнообразные формы организации познавательной деятельности способствуют выполнению целей и задач урока. |