Конспект урока по литературному чтению
в 3классе
Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»
Ход урока:
I.Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой
Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Учитель просит детей сесть за столы.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Настрой на работу. Игра « Привет сосед!»
Свой урок мы начинаем с игры.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
- Повернитесь к гостям и улыбнитесь им,
- Подарите мне свою улыбку.
II. Сообщение задач урока:
Сегодня мы познакомимся с известным русским писателем И.А.Крыловым, прочитаем и разберём новое произведение -басню « Мартышка и очки».
Узнаем значение новых слов.
III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)
- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)
Постановка учебной задачи урока
- Сегодня мы обратимся к жанру басни
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
IV. Изучение нового материала. (10 мин)
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. СЛАЙД
- Каким он вам представляется по характеру?
(добрый, умный и т. д.)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?
(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики) СЛАЙД
- Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат (городское управление), переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!), вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
СЛАЙД
Угадайте её название? Правильно « Мартышка и Очки».
А познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
(это герои басни)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Сядьте ровно. Спина прямая. Расправьте диафрагму.
-Глубоко вдохнуть через нос.
-Выдыхаем через рот, небольшими порциями, под счёт до 10. (упражнение повторить 2 раза.)
- Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?
- Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:
1.Словарно – лексическая работа.
Мартышка - маленькая обезьяна
Дюжина -12
Полдюжины – 6
Темя – верхняя часть головы СЛАЙД
Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку
К худу клонит – к плохому клонит
Познатней – знать – высший слой привилегированного класса
Невежда – необразованный, несведущий человек
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Приблизительные ответы детей
2.Прогнозирование содержания.
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
Открыли учебник стр.134
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
- Почему мартышка разбила все очки?
- Как вы думаете, какой будет мораль басни?
- Сформулируйте её своими словами.
VI. Физкультминутка. (1 мин)
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки».
- Послушайте басню в исполнении одноклассников.
- Понравилось вам исполнение басни?
- Оцените работу своих одноклассников
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Послушайте басню в исполнении
актёра
- следим по тексту
- Понравилось исполнение? Почему?
Приблизительные ответы детей
- читал выразительно
- чтец использовал интонационные компоненты речи: темп, тембр, ритм, мелодика, логическое ударение, паузы.
VI . Закрепление изученного. (5 мин)
1.Чтение басни учениками.
- Смогли ли мы предугадать её содержание?
- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
- Почему именно этот эпизод изображён?
- Чем он важен?
- Похоже ли её поведение на поступки людей?
- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла Очки.
(Вертит Очками так и сяк
То к темю их прижмёт,
то их на хвост нанижет
То их понюхает, то их полижет)
- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
- Нет, так очками не пользуются
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
-Она не знала ,как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.
- В чём комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным?
- Смешно то, что очков она достала себе много, надевала их на себя , как только можно было надеть
- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно
(посмотреть вправо-влево)
Ах, как солнце высоко
( посмотрите вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
( закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)
Вправо-влево повернём,
А потом скатимся вниз,
( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)
2.Выборочное чтение.
- Что такое мораль басни?
Мораль может :
а) завершать повествование (логический вывод)
б) предворять повествование
( являться подтверждением основной мысли)
- В каждой басне есть иносказание: животные и вещи действуют как живые существа и олицетворяют собой отрицательные черты людей.
Поэтому в каждой басне есть насмешка, ирония.
Приблизительные ответы детей
Басня – это небольшой иносказательный рассказ в стихах, прозе, содержащий мораль, нравоучение.
Мораль – поучение, вывод автора, его оценка героев и событий.
Ирония – тонкая скрытая насмешка.
Сатира – насмешливое изображение недостатков и поведения людей.
- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки» и сделайте свой вывод.
- Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг.
-Ребята, а как вы думаете, мораль этой басни важна в наши дни?
У. С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
Д. С необразованностью.
У. Что же автор хотел сказать нам, читателям?
Д. Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.
У. Оправдаем надежды И. А. Крылова?
Д. Да, постараемся.
Дети читают стр.135 и объясняют её, как понимают
( надо хорошо учиться, стыдно быть невеждой)
Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. СЛАЙД
VII. Итог урока. (2 мин)
- Кто такой И.А.Крылов?
- С какой басней познакомились?
- Кто главный герой басни?
- Каких ещё животных вы встречали в баснях И.А.Крылова ?
СЛАЙД
VIII. Домашнее задание. (1 мин)
- Прочитать басню Зеркало и Обезьяна. Учебник стр.136-137