СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению: И. Крылов " Мартышка и очки" 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по чтению в 3 классе. Знакомство с творчеством И.А.Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению: И. Крылов " Мартышка и очки" 3 класс.»

Конспект урока по литературному чтению 
в 3классе

Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

Ход урока:

I.Организационный момент. (2 мин)

Психологический настрой

     Ну – ка проверь дружок,

     Ты готов начать урок?

     Всё ли на месте,

     Всё ли в порядке –

     Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

     Все ли правильно сидят?

     Все ль внимательно глядят?

     Каждый хочет получать

     Только лишь отметку «5».

Настрой на работу. Игра « Привет сосед!»

Свой урок мы начинаем с игры.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

- Повернитесь к гостям и улыбнитесь им,

- Подарите мне свою улыбку.

II. Сообщение задач урока:

Сегодня мы познакомимся с известным русским писателем И.А.Крыловым, прочитаем и разберём новое произведение -басню « Мартышка и очки».

Узнаем значение новых слов.


III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)

- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)              

Постановка учебной задачи урока

- Сегодня мы обратимся к жанру басни

- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?

IV. Изучение нового материала. (10 мин)

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».                                                    

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. СЛАЙД

- Каким он вам представляется по характеру?

(добрый, умный и т. д.)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики) СЛАЙД

Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат (городское управление), переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!), вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

- Сегодня мы познакомимся  ещё  с одной басней И.А.Крылова

СЛАЙД

Угадайте её название? Правильно « Мартышка и Очки».

А познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

(это герои басни)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Сядьте ровно. Спина прямая. Расправьте диафрагму.

-Глубоко вдохнуть через нос.

-Выдыхаем через рот, небольшими порциями, под счёт до 10. (упражнение повторить 2 раза.)

- Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?                                                                                  

  - Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.

   В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

Мартышка - маленькая обезьяна

Дюжина -12

Полдюжины – 6

Темя – верхняя часть головы СЛАЙД

Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку

К худу клонит – к плохому клонит

Познатней – знать – высший слой привилегированного класса

Невежда – необразованный, несведущий человек

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Приблизительные ответы детей

                                     

2.Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Открыли учебник стр.134

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?  

- Почему мартышка разбила все очки?

- Как вы думаете, какой будет мораль басни?

- Сформулируйте её своими словами.

VI. Физкультминутка. (1 мин)

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки».

- Послушайте басню в исполнении одноклассников.

- Понравилось вам исполнение басни?

- Оцените работу своих одноклассников

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Послушайте басню в исполнении

актёра

- следим по тексту

- Понравилось исполнение? Почему?

Приблизительные ответы детей

- читал выразительно

- чтец использовал интонационные компоненты речи: темп, тембр, ритм, мелодика, логическое ударение, паузы.

VI . Закрепление изученного. (5 мин)

1.Чтение басни учениками.

- Смогли ли мы предугадать её содержание?

- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.

- Почему именно этот эпизод изображён?

- Чем он важен?

- Похоже ли её поведение на поступки людей?

- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла Очки.

(Вертит Очками так и сяк

То к темю их прижмёт,

то их на хвост нанижет

То их понюхает, то их полижет)

- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

- Нет, так очками не пользуются

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

-Она не знала ,как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

- В чём комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным?

- Смешно то, что очков она достала себе много, надевала их на себя , как только можно было надеть

- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?

- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

2.Выборочное чтение.

- Что такое мораль басни?

Мораль может :

а) завершать повествование (логический вывод)

б) предворять повествование

( являться подтверждением основной мысли)

- В каждой басне есть иносказание: животные и вещи действуют как живые существа и олицетворяют собой отрицательные черты людей.

Поэтому в каждой басне есть насмешка, ирония.

Приблизительные ответы детей

Басня – это небольшой иносказательный рассказ в стихах, прозе, содержащий мораль, нравоучение.

Мораль – поучение, вывод автора, его оценка героев и событий.

Ирония – тонкая скрытая насмешка.

Сатира – насмешливое изображение недостатков и поведения людей.


- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки» и сделайте свой вывод.

Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг.

-Ребята, а как вы думаете, мораль этой басни важна в наши дни?

    У. С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     Д. С необразованностью.

     У. Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     Д. Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

     У. Оправдаем надежды И. А. Крылова?

     Д. Да, постараемся.

Дети читают стр.135 и объясняют её, как понимают

( надо хорошо учиться, стыдно быть невеждой)

Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. СЛАЙД

VII. Итог урока. (2 мин)

- Кто такой И.А.Крылов?

- С какой басней познакомились?

- Кто главный герой басни?

- Каких ещё животных вы встречали в баснях И.А.Крылова ?

СЛАЙД

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

Прочитать басню Зеркало и Обезьяна. Учебник стр.136-137