СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Просветительская деятельность в системе воспитательной работы учреждения образования"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет "Просветительская деятельность в системе воспитательной работы учреждения образования"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Просветительская деятельность в системе воспитательной работы учреждения образования"»

(слайд 1) Просветительская деятельность

в системе воспитательной работы учреждения образования.



(слайд 2) "Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слезы, наша вина перед другими людьми,

перед всей страной".

А.С.Макаренко



(слайд 3) В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020 годы воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности.

Воспитательная система школы многогранна. Для достижения цели воспитания, используя разнообразные современные формы, методы и технологии, педагоги школы реализуют ряд воспитательных задач. Одной из основных форм является просветительская деятельность.

(слайд 4 ) В школе существует система просветительской деятельности, которая включает в себя взаимодействие педагогов, учащихся и законных представителей в направлениях воспитательной работы, определённых в Кодексе об образовании Республики Беларусь.

(слайд 5 не читаю) Просветительская деятельность — совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. (слайд 6) Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех участников образовательного процесса.

(слайд 7) Просветительская деятельность нашего учреждения осуществляется в системе по направлениям: информационно-просветительская деятельность, культурно-просветительская, эколого-просветительская, санитарно-просветительская, профилактико-просветительская. (слайд 8) Эти направления включают в себя все основные направления воспитательной работы школы.

(слайд 9) Информационно-просветительская деятельность ведётся в направлении идеологического, гражданского и патриотического воспитания, профориентации, формирования информационной культуры, поликультурном воспитании учащихся.

Одним из направлений просветительской работы в гражданском и патриотическом воспитании является вовлечение учащихся в деятельность ДиМОО. (слайд 10 фото) В школе ведут свою работу ПО ОО БРСМ и Пионерская дружина им. О Кошевого. Для просвещения учащихся о функционировании данных организаций были проведены различные мероприятия. Агитационная работа по вовлечению учащихся в ряды молодёжных организаций ведётся на протяжении всего учебного года.

На 01.04.2018 в ПО ОО БРСМ состоит 144 учащихся 9-11 классов. (слайд 11)


Наибольшее количество членов ПО ОО БРСМ в 11А классе – 28 человек, наименьшее в 9А – 3 человека. Анализируя количественный состав ячеек ПО ОО БРСМ можно сделать вывод о недостаточной работе отдельных классных руководителей и педагогов-организаторов по пропаганде деятельности ДиМОО в школе.

В Пионерской дружине - 1192 учащихся. (слайд 12)

Количество пионеров в ПД им.О.Кошевого

(слайд 13)


Анализируя количественный состав пионерской организации можно сделать вывод о достаточно высоком уровне работы классных руководителей: в каждом классе более 100% учащихся состоят в организации в 5Б, 6Б, 7Б, 8А, 8Б классах. Наименьшее количество пионеров 35% в 8Д классе.

Ещё одно важное направление в информационно-просветительской деятельности определённое в Концепции непрерывного воспитания детей и молодёжи - это развитие информационной культуры учащихся. (слайд 14) Содержание деятельности по формированию информационной культуры направлено на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умений пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать информацию, анализировать ее, выделять главное, превращать полученную информацию в собственное знание, проявлять инициативу, находить решение проблем. В рамках подготовки к педсовету мы провели анкетирование учащихся 4-11 классов, по 2 класса в каждой параллели (384 чел) по таким вопросам: (слайд 15)

  1. Зарегистрированы ли вы в сетях интернет?

  1. ВКонтаке 94%

  2. Одноклассники 41%

  3. Инстаграм 65%

  1. Посещаете ли вы сайт нашей школы?

  1. Да 13%

  2. Нет 71%

  3. Я не знаю, что есть сайт нашей школы 39%

(слайд 16)

  1. Откуда получаете информацию о событиях в мире:

  1. Из сети интернет 95%

  2. Из просмотра новостей по телевизору 49%

  3. На классных часах 47%

  4. При общении с друзьями 77%

  1. Чем чаще занимаете свое свободное время

  1. Компьютером 77%

  2. Телевизором 69%

  3. Телефоном 54%

  4. С друзьями 66%

  5. Посещаю кружки, секции, курсы, репетиторов 71%

(слайд 17)

  1. Говорил ли с вами кто-нибудь о безопасности в сетях интернет?

  1. Родители 94%

  2. Учителя 12%

  3. Друзья 86%

  4. Получал информацию из интернета, телепередач 88%

А ведь в этом учебном году только в 8-11 классах классные руководители обсуждали тему безопасности в интернет ресурсах.

Проанализировав результаты анкеты, мы видим, что более 95% учащихся пользуются Интернет-ресурсами и большинство из них свободное время проводят с телефоном и у компьютера. Что же мешает нашим детям получать новую, интересную информацию от педагогов? Время? Современные технологии? Загруженность на работе? Или: «опять скучно», «не интересно», «как всегда одно и тоже», «одни нравоучения»…. Возможно некоторым педагогам необходимо пересмотреть свой подход в подаче информации, в просвещении.

(слайд 18) При подготовке к педагогическому совету на семинаре-практикуме «Эффективные формы просветительской деятельности педагога», который прошёл 30.03.2018 классные руководители 1-11 классов и учителя-предметники определили ряд эффективных форм просветительской деятельности в рамках проведения классного часа, мероприятий 6-го школьного дня, родительских собраний и их содержательное наполнение.

(слайд 19) Классный час и информационный час являются одной из основных форм информационно - просветительской деятельности классного руководителя.

На основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «По организации деятельности классных руководителей» в журналах при записи информационных и классных часов целесообразно указывать форму проведения. Однако, почти все классные руководители этого не делают. Проводится классный час еженедельно, а продолжительность должна составлять 45 минут. Информационный час – еженедельно - 20 минут. (слайд) Проанализируем итоги анкетирования учащихся по данному вопросу.

  1. Классный час в нашем классе проводится

  1. Всегда 100%

  2. Иногда 0

  3. Нас часто отпускают со всего классного часа 0

  1. Классный час в вашем классе длится

  1. Урок (45 минут) 38%

  2. Минут 20-30 52%

  3. Около 10 минут, а том нас отпускают 10%

  1. На классных часах вы обсуждаете

  1. Проблемы класса 87%

  2. Материалы по различным темам (здоровый образ жизни, правовое воспитание, деятельность детских организация и т.д.) 48%

Можно сделать вывод, что не все классные руководители выполняют рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Как видно, в большинстве своём, они используют классный час не по назначению, больше времени отдавая разрешению проблем в классном коллективе, а не просветительской деятельности. Несмотря на то, что на семинаре-практикуме сами определили классный час наиболее эффективной формой просветительской деятельности с учащимися.

(слайд21- слайд 28) Также, на семинаре-практикуме были определены формы проведения классных часов по направлениям в соответствии с возрастными особенностями учащихся: встречи с интересными людьми, круглый стол, дискуссия, защита проектов, молодёжный форум, дебаты, диспут, беседа.

При проверке журналов было отмечено разнообразие применяемых форм просветительской деятельности в шестой школьный день: (слайд 29) литературную гостиную «Герои войны» провели Довжик С.И. и Харитончик Л.И., сбор - разговор «Пионеры - герои» - Аникейчик С.И. и Дробышевская А.Д., час общения «Дети и война» - Екименко Ж.Г., круглый стол «Кто такие пионеры?» - Гулак В.П., дискуссию «Детское и молодёжное движение в РБ» - Павловская Е.А., сбор-разговор «Их именами названы улицы» - Жебровская О.А., Забавчик Е.А., пионерский сбор «Дети на войне» - Даниленко И.А., познавательную игру «Пионерский брейн-ринг» - Мазалевич Н.В., круглый стол «Памяти павших героев…» - Радкевич В.В., диспут «Вооружённые силы РБ» - Голованова И.И., дебаты «Может стать военным?» - Рощина Т.В..

(слайд 30) Проведя анализ мероприятий, проводимых в течение учебных недель, стоит отметить таких классных руководителй как Игумнова Т.Н., Гулак В.П., Довжик С.И., Мацкевич Ю.А., которые уделили данному направлению особое внимание и провели дополнительно интересные познавательные мероприятия: игра – путешествие «Памятные места города», клуб знатоков «Беларусь моя синеокая», заочная экскурсия «Достопримечательности Минска», открытый микрофон «Быть патриотом».

Достаточное количество просветительских мероприятий проводят классные руководители по профориентации учащихся. Основной формой работы в данном направлении является посещение дней открытых дверей. И тут стоит отметить классных руководителей не только 9-11 классов, но и 8 – которые предварительно проводят просветительскую работу с учащимися, посещая совместно с ним данные мероприятия. Стоит отметить таких классных руководителей, как Федоренко А.В., Сульжиц Е.В., Кудрейко А.А., Ткаченко Т.М., Осипову И.А., которые провели интересные и познавательные мероприятия по профориентации учащихся: устный журнал «В мире профессий», творческую мастерскую «Моя будущая профессия», сбор-разговор «Лабиринт профессий», обсуждение «Самая важная профессия», викторину «Угадай профессию».

(слайд 32) Следующая составляющая системы просветительской деятельности нашей школы - культурно-просветительская. Организована она в таких направлениях как: эстетическое воспитание, семейное и гендерное воспитание, формирование культуры быта и досуга.

(слайд 33) В данных направлениях классные руководители, используя такие формы как выставка, дискуссия, круглый стол, виртуальная экскурсия, устный журнал, молодёжный форум, защита проектов, дискуссия, провели классные и информационные часы: «Досуг с пользой: кружки и секции для учащихся» (1-11 классы), «Великий праздник Рождества» (1-11 классы), «Многодетная семья. Вчера, сегодня, завтра» (6-7 классы), «Семейный круг» (8-11 классы), «Уважение и любовь в семье» (1-11 классы), «Отношения с родителями» (5-7 классы), «Как родителям понять подростка?» (8-11 классы).

(слайд 34) Кроме предложенных планом воспитательной работы мероприятий в шестой школьный день, классные руководители провели: игровое занятие «Без друзей на свете скучно жить» (Хилько О.Г.), познавательную беседу «Профессии в нашей семье» (Забавская Г.А.), час общения «Мои увлечения и хобби» (Жебракова И.В.), беседу «Воспитывать доброту» (Довжик С.И.), занятие «Добро творящий творит Жизнь» (Скребец Е.Н.), беседу-обсуждение «Правила поведения в общественных местах» (Сульжиц Е.В.), час обсуждения «Современная семья. Обязанности мужчины и женщины» (Шумская С.Ф.), дискуссию «Права ребёнка в семье», форум «Молодёжные субкультуры мира» (Комлева Н.А., Мазалевич Н.В.), дискуссию «Обязанности мужчины и женщины в семье» (Фомина Т.А.), деловую игру «Женский и мужской этикет» (Федоренко А.В.), занятие «Влияние на подростков подростковых антиобщественных группировок» (Юдовина М.Е.), круглый стол «Компьютер: друг или враг?» (Федоренко А.В.).

Наибольшее количество участников мероприятий наблюдается на игровых программах, игровых занятиях, творческих лабораториях и мастерских, различного рода играх, викторинах. Эти же формы и были определены педагогами на семинаре-практикуме как наиболее эффективные в просветительской работе с учащимися.

В инструктивно-методическом письме «Особенности организации воспитательной работы в учреждения общего среднего образования на 2017/2018 учебный год» сказано, что одной из форм просвещения учащихся является посещение музеев и выставок. (слайд 35 - 38) Данную форму просветительской деятельности используют все классные руководители. Рассмотрим организацию посещения музеев учащимися за прошедший период учебного года.


Название музея

Класс

Количество учащихся

Национальный исторический музей

-

-

Современной белорусской государственности

Все 5-ые

28 чел.

Музей истории белорусского кино

4 чел.

4 чел.

5 чел.

9 чел.

Дом-музей 1 съезда РСДРП

-

-

Музей природы и экологии РБ

Все 2-ые

7 чел.

по 5 чел

Национальный художественный музей

5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Е

6А, 6Б, 6В, 6Г 9Б, 9В, 10А, 10Б

8

по 5 чел.

5 чел.

по 5 чел.

по 10 чел.

10 чел.

Дом Ваньковичей

8В, 8Г, 8Д

все 9-ые

по 6 чел.

по 5 чел.

Государственный музей истории Великой Отечественной войны

5А, 5Б, 5Г, 5Д

6А, 6Б, 6В, 6Г 7Б, 8Д, 9Б, 9В

по 5 чел.

13 чел.

9 чел.

по 4 чел.

по 4 чел.

2 чел

Литературный музей М.Богдановича

5-ые классы

4 чел.

5 чел.

3 чел.

6чел.

по 10 чел.

Музей истории театральной и музыкальной культуры

5Б, 6А, все 7-ые, 8А

6 чел.


по 4 чел.

Музей Я.Коласа

9-ые классы

4 чел.

4 чел.

7 чел.

по 5 чел.

Музей Я.Купалы

2А 2Г 2Д

3А, 3В, 3Г, 3Е

по 16 чел

по 8 чел.

Планетарий

8 чел.

8 чел.

8чел.

8 чел.

Музей-мастерская Азгура

5-ые классы

6-ые классы

7-ые классы

по 3 чел.

по 5 чел.

по 5 чел

4 чел.

Музей современного искусства

8В, 8Г, 8Д

7 чел.

по 6 чел.


Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что не все классные руководители в полной мере используют данную форму просветительской деятельности с учащимися. Есть классы, которые за полугодие не посетили ни одного музея – это все 3-ие, кроме 3А, все 4-ые, кроме 4Б, 6Д и 11А, 11Б классы.

Следует отметить классных руководителей 5Б класса Утекалко А.Н. и 8Д класса Радкевич В.В., которые посетили все запланированные учреждением музеи.

(слайд 39) Просветительская деятельность учащихся организуется и в рамках выездных мероприятий. Постоянно, в качестве зрительской аудитории организуют своих учащихся такие классные руководители как Радкевич В.В., Голованова И.И., Мацкевич Ю.А., Ковальская И.А., Мазалевич Н.В., Даниленко И.А., Шумская С.Ф., Поварова Н.А., Рощина Т.В..

Одной из форм просветительской деятельности педагога является агитационная работа по привлечению учащихся в организованные формы досуга. Все классные руководители провели презентацию работы объединений дополнительного образования школы «Досуг с пользой».

(слайд 40) На начало учебного года в школе функционирует 25 объединений дополнительного образования:

5 объединений художественного профиля:

- хор «Звоночки», педагог дополнительного образования Кондрашова И.И.,

- «Рукодельница», педагог дополнительного образования Михалевич О.В.,

- «Фантазия», педагог дополнительного образования Максюта О.М.;

- «Бумажный мир», педагог дополнительного образования Швед Т.В.;

- «Мукосолька», педагог дополнительного образования Яхимович А.В.

2 объединения культурно-досугового профиля:

- «Школа ведущих», педагог дополнительного образования Полукарова Т.Л.

- «Творческая мастерская» педагог дополнительного образования Ивашкевич С.В.,

(слайд 41) 2 объединения технического профиля:

- «Художественное точение древесины», педагог дополнительного образования Марковка А.В.,

- «Умелые руки», педагог дополнительного образования Лукьянов А.М..

1 объединение общественно-гуманитарного профиля:

- «Школьная радуга», педагог дополнительного образования Каско А.И.

2 объединения социально –педагогического профиля:

- «Юный психолог», педагог дополнительного образования Дмитриева И.И.,

- «Юный правовед», педагог дополнительного образования Суходолец С.И.,

1 объединение социально-экономического профиля:

- «Основы финансовой грамотности», педагог дополнительного образования Вознюк О.И.;

1 объединение экологического профиля:

- «Ландшафтный дизайн», педагог дополнительного образования Лютко О.Е.;

(слайд 42) 12 объединений физкультурно-спортивного профиля:

- «Мини-футбол», педагог дополнительного образования Исмагулова Е.А.,

- «Баскетбол», педагог дополнительного образования Исмагулова Е.А.,

- «Мяч над сеткой», педагог дополнительного образования Курейчик И.А.,

- «Мяч над сеткой», педагог дополнительного образования Зарецкая И.А.,

- «Баскетбол», педагог дополнительного образования Масько И.М.,

- «Мяч над сеткой», педагог дополнительного образования Масько И.М.,

- «Мини-футбол», педагог дополнительного образования Королькова Л.М.,

- «Мини-футбол», педагог дополнительного образования Исмагулов В.В.,

- «Настольный теннис», педагог дополнительного образования Исмагулов В.В.,

- «Волейбол», педагог дополнительного образования Исмагулов В.В.,

- «Баскетбол», педагог дополнительного образования Кечко Э.В.,

- «Гандбол», педагог дополнительного образования Буловацкий К.А.

Для привлечения учащихся в данные объединения в начале первого и второго полугодия учебного года проводилась рекламная кампания в фойе школы. Классные руководители знакомят учащихся со спецификой и особенностями работы всех объединений по интересам. А вот качество образовательного процесса определяют сами педагоги дополнительного образования: чем интереснее занятие, тем больше участников объединения. Рассмотрим занятость учащихся в различных формах организации досуга.

(слайд 43) Занятость учащихся 1-11 классов

в различных объединениях дополнительного образования



Внеурочная занятость учащихся 1-11 классов состоит из посещения факультативов, школьных и внешкольных объединений по интересам в будние дни, а также в шестой школьный день. Проанализируем занятость учащихся в разрезе каждого класса.

(слайд 44) Занятость учащихся на первой ступени обучения во всех классах составляет 100%, кроме 1А (кл. рук-ль Ширко Н.Ю.) – 90,4% и 1В (кл. рук-ль Осипова И.А.) – 97%.

(слайд 45) Занятость учащихся 5-11 классов (%)

(слайд 46)

(слайд 47)


(слайд 48) Среди классных коллективов 5-11 классов наименьший процент охвата внеурочной деятельностью детей в 5А классе – 58% 5Д – 75%, 7А – 55,6%, 8В – 72%, 8Д – 65%,

100% охват внеурочной деятельностью в 5Б, 5В, 6А, 6Г, 7В, 7Г, 10А, 11А классах.

Проанализировав результаты, можно сделать вывод о эффективности просветительской деятельности классных руководителей в данном направлении. Организована занятость 97,5% учащихся школы.

(слайд 49) Следующее направление в системе просветительской деятельности школы – это эколого-просветительская. Оно включает в себя экологическое и трудовое воспитание. Немалым ресурсом гражданского, патриотического и экологического воспитания является детско-юношеский туризм. (слайд 50) При подготовке к педагогическому совету было проведено анкетирование учащихся.

1. Какие формы работы классных руководителей с учащимися при проведении мероприятий Вы считаете наиболее эффективными для получения интересной и полезной информации?

    1. Конкурсы 54%

    2. Викторины 48%

    3. Круглый стол 47%

    4. Проектная деятельность 15%

    5. Встречи с интересными людьми 71%

    6. Игры 66%

    7. Конференции 47%

    8. Инсценировки 34%

    9. Открытый микрофон 32%

    10. Беседа 11%

    11. Дискуссия 12%

    12. Диспут 33%

    13. Экскурсии 89%

    14. Творческие мастерские 58%

Как видно из анкет учащихся, творческие мастерские, встречи с интересными людьми, различного рода игры, викторины, конференции для них были бы наиболее интересными и познавательными, а вот беседы, дискуссии и проектная деятельность - наименее. Для них экскурсии – это самый эффективный способ получения интересной и полезной информации.

(слайд 51) Стоит отметить, что за истекший период классными руководителями организовано на 9 экскурсий меньше, чем в 2016/2017 учебном году. 1 из них в шестой школьный день, и 5 - в каникулярный период. Учащиеся стали участниками следующих экскурсий:

«Минск-Логойск» - 2Б, 2В, 2Е классы

«Минск литературный» 3Б, 3Д классы

«Минск-Борисов» 5Б, 6Д, 7Б, 7Г, 7Д классы

«Минск рождественский - ТЮЗ» 1Б, 1В классы

«Минск-Борисов» 3Б, 3Д классы

«Минск-Заславль» 2А, 2Г, 2Д классы

«Минск-Дукора» 6А, 6В, 6Г классы

«Минск рождественский» 2Б, 2В, 2Е классы

Важной частью просветительской деятельность в направлении трудового воспитания является формирование у учащихся потребности к сбору макулатуры. Однако ни в одном классе за истекший период не было проведено ни одного мероприятия, дающего полную информацию о важности сбора вторсырья, его переработке, использовании в промышленности и, как следствие, сбережение окружающей среды. Возможно из-за отсутствия просветительской работы в данном направлении в некоторых класса количество собранной макулатуры минимально. Проведём анализ участия классов в ежегодной акции «Бумаге – вторую жизнь»

(слайд 52 -56)


Количество макулатуры

по классам за период с 01.09.2018 по 31.03.2018





(слайд 57) Больше всего за 7 месяцев собрали учащиеся 8Д – 1111 кг, 3Е – 1031 кг, 5В – 954 кг, 1Е – 821 кг, 2А – 801 кг, 3Б – 788 кг, 3Д -774 кг, 2Е – 757 кг, 1В – 747 кг, 8А- 744 кг, 2В – 724 кг, 6Б – 707 кг.

Не выполнили план 1Г- 243 кг, 1Д – 282 кг, 3А – 275 кг, 4Д – 278 кг, 5А – 185 кг, 5Г – 257 кг, 5Д – 197 кг, 6А – 288 кг, 6Д – 154 кг, 7Г – 221 кг, 7Д -160кг, 8Б -82 кг, 8Г – 96 кг, 9А – 67 кг, 9Б – 242 кг, 9В – 230 кг, 9Г – 216 кг, 9Д -274 кг, 11Б – 152 кг. собрав наименьшее количество макулатуры.

Классным руководителям стоит обратить особое внимание на проведение просветительских мероприятий по данному вопросу не только с учащимися, но и с законными представителями.

(слайд 58) Ещё одна немаловажная составляющая системы - санитарно-просветительское направление, которое включает в себя всю работу по формированию навыков здорового образа жизни учащихся. Эффективность просветительской работы в направлении организации горячего питания можно проследить, проведя анализ охвата горячим питанием учащихся 5-11 классов.

(слайд 59-61) Охват горячим питанием учащихся 5-11 классов (%)






Средний процент охвата горячим питание по школе составляет 84%, что свидетельствует о недостаточной просветительской работе в данном направлении отдельных классных руководителей.

(слайд 62) В рамках мероприятий 6-го школьного дня прошли познавательные мероприятия, на которых учащиеся получили интересную и полезную информацию и здоровом питании: праздник здоровья «Наше здоровье – наше богатство!» (1-4 классы), круглый стол «Питание и здоровье» (5 классы), открытый микрофон «Здоровье в моей семье – это…» (8 классы), тренинг по ЗОЖ «Твое здоровье в твоих руках» (10-11 классы), викторина «Я здоровье берегу» (3-4 классы), интеллектуальное шоу «Поле чудес о здоровье» (5 классы), викторина «Здоровье – это сила и успех» (8 классы), игра-путешествие «Компас в страну здоровья» (5 классы).

Следует отметить, что классные руководители 1-4 классов на свои мероприятия приглашали и законных представителей учащихся, тем самым проводя просветительскую работу и среди родительской общественности по данному вопросу. А на мероприятиях учащихся 5-11 классов родителей не было.

Чтобы просветительская деятельность давала качественный результат необходимо разнообразить формы подачи информации. (слайд 63) Анализируя анкеты учащихся можно отметить, что классные руководители стараются использовать разнообразные формы проведения мероприятий. Посмотрим на работу классных руководителей глазами учащихся. (слайд)

1. Какие формы проведения внеклассных мероприятий чаще всего использует Ваш классный руководитель?

    1. Конкурсы 55%

    2. Викторины 47%

    3. Круглый стол 21%

    4. Проектная деятельность 8%

    5. Встречи с интересными людьми 14%

    6. Игры 47%

    7. Конференции 21%

    8. Инсценировки 13%

    9. Открытый микрофон 26%

    10. Беседа 87%

    11. Дискуссия 45%

    12. Диспут 36%

    13. Творческие мастерские 27%

Несмотря на то, что на семинаре-практикуме классные руководители определили такую форму проведения мероприятий как «беседа», как наименее эффективную в просветительской деятельности, сами они её используют чаще других.

(слайд 64) По мнению наших учащихся самыми интересными и познавательными мероприятиями по привитию навыков здорового образа жизни и профилактике разного вида зависимостей стали такие мероприятия как: классные часы «Алкоголь и его влияние на человека» (7-8 классы) – форма проведения «круглый стол», «Наркотики? Алкоголь? Табак? Это не для нас!» (9 классы) – форма проведения «дискуссия», «День рождения без спиртного» (10-11 классы) – форма проведения «открытый микрофон», «Стоп СПАЙС!» (8-11 классы) – форма проведения «дебаты», «Борьба со злом. Я выбираю здоровье» (1-4 классы) – форма проведения «викторина». В шестой школьный день это: круглый стол «Стоп! Спайс!» (Комлева Н.А.), молодёжный форум «Пиво… Модно? Опасно?» (Александрова А.В.), занятие «В страну здоровья со здоровыми привычками» (Ткаченко Т.М.), познавательный час «Зло под названием наркотики» (Клейменова А.А., Довжик С.И.), дискуссия «СПИД и ВИЧ. Как уберечь себя от беды?» (Ковальская И.А.), круглый стол «СПИД и ВИЧ. Беда, горечь, смерть» (Поварова Н.А., Рощина Т.В.).

(слайд 65) Стоит отметить таких классных руководителей как Босякову Л.В., Утекалко А.Н., Голованову И.И., Осипову И.А., которые провели ряд дополнительных мероприятий в данном направлении: круглый стол «Как не стать жертвой табака», круглый стол «Правила здоровья», ток-шоу «Курить? Нет!», игра-путешествие «Берегите хлеба-каждую крупицу».

(слайд 66) Следующая составляющая системы – это профилактико-просветительская деятельность: работа в направлении формирования основ безопасной жизнедеятельности и правового воспитания учащихся.

В направлении правового воспитания ведётся активная просветительская деятельность с учащимися не только классными руководителями, но и специалистами СППС.

(слайд 67) На 31.03.2018 на учете несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР в ИДН УВД Первомайского района г. Минска, не состоит ни одного учащегося СШ № 84; на внутреннем контроле учащихся, требующих пристального педагогического внимания, – состоит 10 человек: Бичан Максим (4Б), Сакута Карина (9Д), Добычников Данила (9Б), Ребенок Иван (3А), Перминов Павел (3А), Овсепян Давид (3В), Сивец Даниил (3В), Титков Игнат (3В), Тукай Максим (3В), Шевух Михаил (3В). На конец 2016 года на учете в ИДН РУВД Первомайского района г.Минска состояло 4 учащихся, на конец 2015 года – 4 учащихся.

(слайд 68) Критерием эффективности профилактики правонарушений и преступности в воспитательной работе является уровень правонарушений среди учащихся.

За текущий учебный год учащимися школы были совершены противоправные действия:

- в сентябре Сакута Кариной (9Д) – нахождение на улице после 23.00 без сопровождения взрослых;

- Добычниковым Данилой (9Б) – ложный вызов милиции;

- в октябре Ребенком Иваном (3А), Перминовым Павлом (3А), Стальмаховым Кириллом (3Г, выбыл в СШ № 45) – драка на улице,

- Овсепяном Давидом (3В), Сивцом Даниилом (3В), Титковым Игнатом (3В), Тукаем Максимом (3В), Шевухом Михаилом (3В) – драка в школе, попытка воровства денег у одноклассника.

Их противоправные действия рассматривались на заседаниях совета профилактики в школе, а также на заседаниях КДН администрации Первомайского района г. Минска. Однако в список несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР в ИДН Первомайского РУВД г. Минска, они включены не были. С ними проводится воспитательно-профилактическая работа классными руководителями, специалистами СППС школы.

Несмотря на то, что количество правонарушений и преступлений уменьшилось по сравнению с прошедшим годом, педагогическому коллективу необходимо продолжить работу по раннему выявлению признаков ненадлежащего воспитания и содержания детей в семьях, так как это является предупреждением совершения противоправных действий учащимися. Просветительскую работу необходимо проводить не только с учащимися, но и с законными представителями, помогать учащимся, склонным к противоправным действиям, организовать досуг, как во внеурочное время, так и в каникулярный период.

(слайд 69) Организованный досуг учащихся – это ещё и их безопасность. Просветительская деятельность в данном направлении прошла через проведение ряда классных часов: «Безопасный маршрут домой» (1-4 классы), «Законы дорог» (5-11 классы), классные часы «Когда горит зеленый свет, переходи - угрозы нет» (1-4 классы), «Безопасные дороги моего города» (5-8 классы), «Правила ГАИ – правила твои» (9-11 классы), «Наш друг- светофор» (1-4 классы), «Скрытые опасности улицы» (5-11 классы).

Такие мероприятия 6-го школьного дня как: викторина «Мой друг Светофор» (3 классы), игра-конкурс «Я - пешеход» (1-2 классы), викторина «Внимание, дорога! Важные знаки» (4 классы), занятие «Почему случаются травмы?» (7 классы), лекторий «Личная безопасность на дороге» (5-6 классы), практикум «Дорожные ловушки» (8 классы) носили не только познавательную, но и интеллектуальную направленность.

(слайд 70) Интересными для учащихся стали дополнительные мероприятия: практическое занятие «Цена безопасной игры» (Довжик С.И.), мозаика безопасности «Разлив реки и талый лёд несут опасность каждый год» (Лукьяненко А.Л.), игротека «Безопасная дорога в школу» (Утекалко А.Н.), познавательная программа «Друзья за безопасность» (Пташник Т.П.) на которые приглашались и законные представители учащихся.

Эффективность просветительской деятельности классного руководителя зависит от умелого сочетания работы с учащимися и законными представителями.

(слайд 71) Просветительская работа с законными представителями организована классными руководителями и специалистами СППС на групповых и индивидуальных консультациях, на родительских собраниях, лекториях. На семинаре – практикуме были определены следующие эффективные формы проведения родительских собраний: круглый стол, дискуссия с элементами ролевой игры, лекторий. (слайд 72) Такие формы работы используют классные руководители Клейменова А.А., Томашескаая Е.А., Никитина Е.В., Костык Н.Д., Лукьянова Е.Д., Кудрейко А.А., Барбашина Л.Н., Скребец Е.Н., Александрова А.В., Шумская С.Ф., Даниленко И.А., Мазалевич Н.В., Утекалко А.Н., Босякова Л.В., Поварова Н.А., Рощина Т.А., Жебровская О.А.. Из анализа протоколов родительских собраний видно, что у этих классных руководителей всегда присутствуют более 90% законных представителей учащихся, что свидетельствует об ответственном отношении классного руководителя к выбору формы и темы собрания, подбору и подаче материала.

Также для информирования законных представителей в фойе школы размещается (слайд 73) информационный уголок со сменными материалами: «Детские и молодёжные организации школы», «Экологическое воспитание учащихся», «Здоровый образ жизни. Уберегите детей от наркозависимости», «Субкультуры, неформальные группировки и молодёжное движение», «Горячее питание школьников», «Ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления», «Профессиональное воспитание подростков».

(слайд 74) Педагогами социальными, педагогами-психологами и заместителем директора по воспитательной работе подготовлены информационные материалы для бесед: «Как воспитать гражданственность в ребёнке?», «Личный пример родителей – основа гражданско-патриотического воспитания в семье», «Гражданином быть обязан!», «Традиции государства – традиции нашей семьи», «Памятка родителям первоклассников», «Вторые родители», «Государственные программы воспитания в образовании», «Как воспитывать ребенка. Стили семейного воспитания», «Учим ребенка выбирать жизненные приоритеты», «Конфликт отцов и детей», «Досуг ребенка как путь формирования его деятельности», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка», «Как наладить общение с ребенком в семье?».

В направлении формирования навыков ЗОЖ у учащихся, для законных представителей, разработаны (слайд 75) памятки и рекомендации: «Чтобы в дом не пришла беда. Что нужно знать родителям о наркотиках», «Профилактика и раннее выявление вредных привычек среди подростков», «Как уберечь ребёнка от алкогольной и наркозависимостей?», «Наркотическая зависимость подростков».

Вместе с тем, специалистами СППС не запланировано ни одного круглого стола или лектория с законными представителями учащихся о таких видах зависимости как Интернет-зависимость и игровая зависимость.

Ещё один способ информирования законных представителей учащихся о вопросах воспитания – это размещение материалов на сайте учреждения. Так в открытом доступе есть информация о деятельности ДиМОО школы, в которой освещаются значимые дела организаций, советы педагога-психолога и педагога социального. Однако, не все родители обращаются за информацией на сайт школы.

Проанализировав журналы консультаций специалистов СППС, можно сделать вывод, что больше по различным вопросам обращаются законные представители учащихся 1-4 классов. А родители учащихся 5-11 классов чаще получают информацию от классных руководителей. Это значит, что они уверены в квалификации педагогов и их информированности в различных вопросах воспитания.

(слайд 76) В свою очередь, с педагогами школы просветительская работа организована в рамках проведения заседаний МО, индивидуальных и групповых консультаций, лекториев, заседаний круглых столов, семинаров-практикумов, курсовой подготовке. (слайд темы 77) Самообразование является одним из составляющих просветительской деятельности педагога, поэтому (слайд 78) так разнообразны темы, выбранные классными руководителями в 2017/2018 учебном году.

Классы

Тема

1 классы

1.Воспитание эмоциональной сферы личности учащегося

2. Формирование нравственных качеств личности учащихся

3.Развитие самоуправления в классном коллективе

2 классы

1.Ориентация младших школьников на нравственные ценности

2.Формирование навыков бесконфликтного общения.

3.Содержание этических бесед младших школьников.

3 классы

1.Формирование навыков здорового образа жизни

2.Формирование позитивной мотивации к учению

4 классы

1.Работа классного руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания

2.Работа классного руководителя по формированию у учащихся навыков ЗОЖ

5 классы

3.Развитие самоуправления в классе

6 классы

1.Создание комфортных условий для формирования классного коллектива

2.Роль классного руководителя в формировании классного коллектива, развитии инициативности.

3.Формирование экологической культуры личности посредством использования активных форм работы

7 классы

1.Развитие самоуправления в классе

2.Классный час как основная форма воспитательной работы с классом

3.Личностно-ориентированный подход в системе воспитания подростков.

8 классы

1.Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе

2.Развитие самоуправления через деятельность ДиМОО

3.Организация КТД в классном коллективе

9 классы

1.Воспитание экологической культуры личности

2.Формирование активной гражданской позиции через участие в деятельности ДиМОО

3.Социально-политическое и нравственное самоопределение личности

10 -11 классы

1.Профориентационная работа с учащимися


Такие педагоги как: Завальева Т.Н., Лукьяненко А.Л., Лукьянова Е.Д., Гулак В.П., Соколова Г.В., Кохович Т.Н., Хилько О.Г., Довжик С.И, Аникейчик С.П., Харитончик Л.И., Вознюк О.И., Голованова И.И., Никитина Е.В., Павловская Е.А., Жебровская О.А., Шумская О.А., Даниленко И.И., Ковальская И.А., Юдовина М.Е., Барбашина Л.Н., Сульжиц Е.В., Томашевская Е.А., Кудрейко А.А., Александрова А.В., Федоренко А.В., Бендас Н.П.. Голованова И.И., обращались за консультациями по различным темам: (слайд 79) «Экономическая культура будущего гражданина», «Молодёжная политика РБ», «Поликультурное воспитание учащихся», «Семейное неблагополучие как фактор формирования отклоняющегося поведения ребенка», «Особенности работы педагога с неблагополучной семьей», «Работа классного руководителя с учащимися девиантного поведения», «Как помочь ребенку из неблагополучной семьи», «Программа деятельности объединения дополнительного образования», «Шестой школьный день. Эффективные формы работы», «Шестой школьный день. Эффективные формы работы», «Профилактика и раннее выявление вредных привычек среди подростков». «Эффективные формы и методы работы в школьном лагере по воспитанию навыков ЗОЖ», а значит, они не остаются равнодушными к качеству проведения своих мероприятий, к эффективности просветительской деятельности.

(слайд 80)

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что просветительская деятельность даёт определённые результаты в воспитательной работе: снизился уровень преступлений и правонарушений среди учащихся школы, пионерская организация насчитывает более 97% учащихся, организована внеурочная занятость 97,5% учащихся, увеличилось количество объединений дополнительного образования в различных направлениях.

(слайд 81)

В тоже время, предстоит работа по решению проблем, которые были определены в данном докладе. На недостаточном уровне организована работа по привлечению учащихся в ряды ПО ОО БРСМ, не организованы коллективные формы работы с педагогами по формированию навыков ЗОЖ учащихся, на низком уровне остаётся посещение музеев, не выполняется план сбора вторичного сырья, низкий % охвата горячим питанием учащихся 5-11 классов.

(слайд 82)

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства;

голова должна воспитывать сердце.

Фридрих Шиллер