СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по рассказу "Судьба человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа ао рвссказу М.Шолохова "Судьба человека" (для учащихся 8-9 классов)

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по рассказу "Судьба человека"»

Практическая робота

М.А.Шолохов «Судьба человека»

9 класс

Текст

Вопросы

Примерные ответы


К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?

Рассказ

Назовите особенности композиции рассказа.

Кольцевая композиция (рассказ в рассказе).

Какие основные части можно выделить в рассказе? Кто является повествователем в каждой из них?

Рассказ можно разделить на три части. Первая - представляет собой размышления автора. Вторая - является ключевой, повествование героя. Третья часть - концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает собственную оценку тому, что было рассказано героем.

Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?

В рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности.

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…


Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы

благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...


Как в отрывке выражается отношение автора ко всему услышанному?

В душе автора сложно переплелись глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком.


Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»?

В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких.


Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь­ба человека»?

В рассказе «Судьба человека» М.Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Писатель сделал его выразителем русского национального характера.