Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5» Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
воспитатель
Бектяшкина Елена Дмитриевна
Идея практики
Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.
Актуальность
Реализация содержания образовательной программы ДОУ посредством проектной детской деятельности предусмотрена ФГОС ДО.
В Законе «Об образовании» ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Для осуществления качественного образования необходимо создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Актуальность
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО)
Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ
Дидактические принципы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) отвечают требованиям современного Стандарта ДО
Дидактические принципы ТРИЗ
ФГОС ДО
Свобода выбора –
- Свобода выбора –
- Свобода выбора –
в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора
- в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора
- в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (п.3.2.1.);
- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) (п.3.2.5.);
Открытость – развитие у ребенка умений работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, находить разные способы этих решений;
- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей (п.3.2.5.)
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (п.4.6)
Дидактические принципы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) отвечают требованиям современного Стандарта ДО
Дидактические принципы ТРИЗ
ФГОС ДО
Деятельность — создать условия для освоения новых знаний или закрепления уже имеющихся, в адекватных для детей дошкольного возраста видах деятельности
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4.7)
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4.7)
Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками… (п.3.2.5.)
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (п.3.2.1.)
Цель практики:
формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.
Задачи:
- развивать познавательный интерес и познавательную инициативу ребенка в проектной деятельности, через применение методов технологии ТРИЗ;
- развивать психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;
Задачи:
- Развивать связную речь, расширять словарный запас, коммуникативные способности детей;
- учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;
- развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты;
- воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий.
- Способствовать личностному становлению (учить видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)
Ожидаемые результаты:
1.Возрастает познавательная активность и интерес к проектной деятельности;
2. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят выход из проблемных ситуаций;
3. Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
2.Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций;
4.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
Ожидаемые результаты:
5.Знания по ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении;
6. Дети умеют работать с опорными схемами, создают мнемотаблицы, ментальные карты;
7. Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу)
8. Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района)
Целевая группа практики
Дети
(воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста)
Социальные партнеры
(сотрудники учреждений образовательных,
культуры и спорта)
Сотрудники ДОУ
(педагоги,
узкие специалисты,
учебно-вспомогательный персонал)
Родители
воспитанников
ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Авторы:
- - Генрих Саулович Альтщуллер - российский учёный, изобретатель, писатель – фантаст ;
- - Чарльз Вайтинг - американский психолог;
- Методы и приемы ТРИЗ адаптированы для работы
- с детьми от 3-х до 7-ми лет
- Анной Михайловной Страунинг - доктором педагогических наук, профессором МГУ, преподавателем ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения)
- Программа «Росток» по ТРИЗ-РТВ для детей
- дошкольного возраста
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить образовательную программу, а сделать её максимально эффективной .
В нашу практику включены методы, которые доступны для дошкольников и просты в применении:
- «Мозговой штурм»;
- «Метод фокальных объектов»;
- «Методика маленьких человечков»;
- «Синектика»;
- Метод «Системный оператор»
Метод «Мозговой штурм» (автор - А. Осборн) Это метод активизации творческого мышления, коллективного поиска оригинальных идей, возникает стихийно при решении какой-либо познавательной задачи.
Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций
1 этап: процесс выдвижения гипотез
(дети - создатели идей) 2 этап: процесс оценки идей и их анализ (дети - эксперты)
Метод «Мозговой штурм» Один из приемов метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические.
Средняя группа
Проблема: Как нарисовать радугу, если закончились краски, нет всех её оттенков ?
Метод «Мозговой штурм» Прием «Символические аналогии» - планирование и опора публичного выступления
Прием «Цветик – семицветик»
Проблема: Как достать шарик, который залетел на шкаф ?
Средняя группа
М етод фокальных объектов - МФО (Автор: Ч. Вайтинг)
МФО - метод развития речи, поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту
свойств других, случайно выбранных объектов .
МФО используют для:
- расширения словарного запаса;
- развития связной речи (диалогической и монологической);
- развития коммуникативных навыков;
- интеллектуального развития
- творческого развития (фантазирование)
- личностного становления
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)
Моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное)
«Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.
Методика ММЧ применяется в реализации проекта, знакомясь с объектами природного и рукотворного мира, дети учатся раскрывать причинно – следственные связи, строить модели твердых жидких и газообразных тел
Подвижная игра «Мы - маленькие человечки».
Дети встают в круг, в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети строят модели:
Молекулы твёрдого тела
изображается человечками,
которые стоят близко и
держатся за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала»,«дом»);
Молекулы жидкости
изображаются человечками,
которые стоят близко, но за
руки не держатся - дети стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко»);
Молекулы газа - человечками,
которые находятся далеко
друг от друга и не держатся
за руки - начинают бегать (слова
«пар», «дым», «запах»)
Метод «Синектика» - автор У. Гордон развивает психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез и аналогии
Этот метод применяют в ходе реализации проекта для развития познавательной активности и инициативы выявления талантов, развития творческих способностей детей, уверенности в своих силах, выделяют три аналогии:
личностная (эмпатия) – принятие на себя образа природных, рукотворных объектов – цветок, дом,..;
прямая - поиск сходных процессов в других областях знаний (например: вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы);
фантастическая – решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, нарисуй свою радость – солнце, цветок и другое…
Метод «Системный оператор» (Автор : Г.С.Альтшуллер)
Метод способствует формированию у ребёнка личностных качеств: умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др.
Метод «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»
Механизм введения практики в педагогический процесс
Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:
- Совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);
- Специально организованную образовательную деятельность;
- Самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая)
Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело - анализ
Механизм введения практики в педагогический процесс
Этапы
проекта
Режимный
момент
I
план
Формы и методы работы
планирование
деятельности
в рамках проекта
Утро
II
Дело
Подготовка материалов в центрах активности (с привлечением детей - индивидуальная работа),
утренний групповой сбор (на круге) Методы: ТРИЗ - «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», приемы: «Цветик- семицветик», « Символические аналогии»
реализация проекта
НОД,
Прогулка,
II половина
дня
III анализ итоговый сбор
реализация намеченных планов в центрах активности – индивидуальная, подгрупповая или совместная со взрослыми деятельность Методы: ТРИЗ – «Мозговой штурм», «МФО», «ММЧ», «Синектика», «Системный оператор», приемы ТРИЗ : «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Цветик- семицветик», «Символические аналогии» ;
II половина
дня,
групповой сбор (на круге) - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик- семицветик»
- групповой сбор (на круге) - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик- семицветик»
Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников
1этап (с 3 лет) – учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Приемы: «Противоречия», используем опорные схемы, мнемотаблицы;
2 этап (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Внедряем методы: «Системный оператор» (трехэкранка), метод фокальных объектов (МФО) (2 картинки). Приемы: противоречия, ресурсы, сказочная страна, «Цветик – семицветик». Знакомим с «Символическими аналогиями»;
Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников
3этап (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Применяем методы: «Мозговой штурм», «Методику маленьких человечков», метод «Синектика», «Системный оператор», осваиваем прием «Символические аналогии»;
4 этап (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок).
Проверяем эффективность применяемой практики для развития детей через:
- анализ инициатив детей по технологии
«План – дело – анализ»;
- анализ эффективности педагогических действий (выборка из тематических планов педагога);
- анализ тем и содержания проектов (срез представлений детей о мире)
- анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);
- анализ фиксированных педагогических наблюдений
Диагностика эффективности применяемой практики Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»
Познавательная инициатива
Имена детей инициаторов
Общее количество инициатив
Количество реализованных инициатив
Содержательная направленность инициатив
Умение добывать информацию
(виды коммуникаций)
Анализ эффективности педагогических действий Результаты реализации практики
- Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;
- Созданы условия для:
успешной социализации детей с учетом возрастных особенностей через социальное партнерство;
- поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;
- развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности, предоставление выбора, развитие детских видов деятельности);
- Реализованы детско-взрослые проекты : «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год ? », «Волшебный мир цветов и насекомых»;
Мониторинг эффективности применяемой практики
Познавательная инициатива
2016г. -2017г.
Общее количество инициатив
2017г.-2018г
3
Количество реализованных инициатив
10
2
Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год ? »
Умение добывать информацию
(виды коммуникаций)
8
- Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками
- -построим безопасную горку, чтоб не упасть
- -будем кататься на ледянках по очереди
9 %
60%
Единое образовательное пространство «семья - детский сад»
Организация развивающей
предметно - пространственной среды
Семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»
Логопедический час в семейном клубе выходного дня «Дружная семейка»
Сетевое взаимодействие с учреждениями района
Сетевое взаимодействие с учреждениями Северо-Енисейского района
Экскурсии в учреждения культуры с активным участием родителей
Анализ эффективности педагогических действий Результаты реализации практики:
Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников:
- Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;
- Серия рефератов по тематике проектов;
- «Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);
Реализуется долгосрочный проект
«Северо-Енисейский район – моя малая Родина»:
- Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта
- Информация о реализации проекта освящается в СМИ;
- Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места
Конкурсы творческих работ, организованных: Детской районной библиотекой: «Золотая осень» 12 семей - участников Семья Полины Лебедевой – Диплом 2 степени; Семья Максима Луковского – Диплом 3 степени;
«Мой домашний питомец» - 3 семьи
Юлия Ливицкая - Диплом 2 степени;
Алиса Дергач - Диплом 3 степени;
2. Семья Тани Пономаренко – Лауреаты 1степени
XV районного фестиваля детского творчества «Надежда», в номинации видеотворчество, посвященного
85-летнему юбилею Северо-Енисейского района;
Семья Ксении Мишиной – Лауреаты 1 степени – макет
«Детский сад №5», Лауреаты 2 степени – этюд «Соврудник»,
в номинации «Современный поселок» Конкурс 3- D макетов, значимых объектов гп «Северо- Енисейский, проводимый
МБУ ДО «ДЮЦ» и Администрацией района, в рамках 90-летнего
юбилея.
,
Победители районных конкурсов рамках празднования85 годовщины Северо-Енисейского района и 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка
Реализация проекта «Театр, цирк и зрители»
Темы МШ: «Что такое театр, цирк», «Сходство и различие театра и цирка»
Знакомство с работой людей творческих профессий
Продукт детской деятельности: «Театральная гостиница», Театральное представление по сказке «Заюшкина избушка» – Средняя группа
Проект «Мамины помощники»
Тема МШ
«Мамины заботы и увлечения»
Все запланированные детские инициативы осуществляются в центрах активности.
Проект «Волшебный мир цветов и насекомых»
Дети знакомятся с насекомыми, цветами и выбирают объект, о котором хотят рассказать. Методы «Системный оператор», «Синектика», приемы «Символические аналогии» (словесные), «Противоречия», «Сказочные задачи»
Проект «Волшебный мир цветов и насекомых» Итоговое мероприятие: праздник «На балу у Весны» - костюмы цветов и насекомых родители готовили с учетом желания детей.
Метод «Синектика»
Реализация проекта «Что такое Новый год ? » Мини-музей «Что такое Новый год?»
- выставка старинных новогодних игрушек
(семьи Ливицких, Луковских)
- коллекция открыток « С Новым годом »
(воспитатели и дети группы)
- коллекция конфетных фантиков
(все ребята группы)
- Блестящая, голубая ткань, позволила придать сказочность и волшебство нашему мини - музею
(благодарим семью Максимовых)-
- Фотовыставка новогоднего праздника
Реализация проекта «Что такое Новый год ? » Снежные скульптуры «Безопасная горка»,«Птица Глухарь» - инициатива детей. Реализовывали инициативу педагоги дети и родители
Итоговое мероприятие: праздник «Волшебный фонарик»
Единое образовательное пространство «семья - детский сад» для равноправного и заинтересованного партнерства.
Реализация проекта «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»
Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»
«Утро радостных встреч»
Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», выступления детей с интересной историей, рефератом.
Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»
Реализация инициатив детей: находим информацию в мини-музее, готовим с родителями рефераты и представляем их своим друзьям.
Реализация инициатив детей в специально организованной образовательной деятельности
«Наш поселок из картона»
Место для оформления продукта детской творческой деятельности
Специально организованная образовательная деятельность в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка
Продуктивная деятельность детей после НОД в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка
Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре активности«Любознайки» Мини-музее одного образа
Метод «Системный оператор», такие схемы помогают детям системно мыслить и создавать схемы.
Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре активности «Исследователи»
Игры с водой всем доставляют массу удовольствия, стимулируют к познавательной активности и творческой деятельности. Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»,
Приемы:
«Символические аналогии»
(словесные, графические)
Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре «Радуга творчества»
Коллективное панно «Водный мир» Техника «Пластилинография»
Анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);
-
Проект «Обитатели рек и водоемов Северо-Енисейского района»
Дети символами изображают «Что нужно рыбаку ? »
Проблема «Как увидеть воздух ? »
Проверяем детские инициативы опытным путем, фиксируем в картах наблюдений , что делали, что получилось, какие свойства имеет воздух. Методы: «Мозговой штурм», «Маленькие человечки», Прием«Словесные и графические аналогии»
«Цветик - семицветик»
Проект «Мамины помощники»
«Поздравление для мам» «Мамины заботы и увлечения»
Анализ фиксированных педагогических наблюдений «Страничка интересов детей»
Метод трех вопросов»
Проект «Моя малая Родина –
Северо-Енисейский район»
Дидактическая игра
«Хорошо – плохо»
по теме «Весна»
Рекомендации для педагогов по введению практики в образовательный процесс
1.Знание методов технологии ТРИЗ, метода проектной деятельности;
2.Готовность педагога общаться на равных, выстраивая партнерские отношения с детьми и родителями, социаьными партнерами;
3.Организация педагогического процесса с учетом механизма введения практики;
4.Изменение РППС с учетом детских инициатив;
5.Наличие доски выбора для осуществления деятельности детей в центрах активности, места для выставки продуктов детской деятельности
Рекомендации для педагогов по введению практики в образовательный процесс ДОУ
Важно знать: При запуске проекта, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций через метод «Мозговой штурм». Выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы возможно через формы: «Страничка интересов», «Метод трех вопросов»,
«Цветик – семицветик».
Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаем предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям:
«Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».
Рекомендации для педагогов Заповеди развития творческой личности
1. Начинать развивать ребенка надо как можно раньше;
2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным;
3. Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам.
4. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии, постоянно создавать противоречия (игра «Хорошо — плохо»), применять системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);
5.Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.);
Рекомендации для педагогов Заповеди развития творческой личности
6. Не давать отрицательных оценок, учить справляться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое — самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения;
7. Свобода должна быть разумная, а помощь — ненавязчивая.
8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время;
9.Свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы, материалов (насыщенность РППС);
10.Наличие места для оформления результатов детской продуктивной деятельности;
11. Выстраивание субъект- субъектного сотрудничества с воспитанниками, родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и социальными партнерами
Риски введения практики
№
Позиция ребенка
(отрицательный эффект)
1
Позиция педагога
(приемы снятия эффекта)
Дети отвечают хором, никто никого не слушает
2
- Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого;
- Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания;
3
Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми
- Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана;
Проблемная ситуация задана, но дети молчат
4
- Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку;
- Внести предмет или картину по теме обсуждения;
- Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый;
- В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий
Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет
- Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.
- индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты
Информация о занимательных делах группы «Радуга»
Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности которые находятся в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлена на сайтах: sad 5- se @ yandex . ru , http://multiurok.ru/sedou5-elena ; http://mk.sevono.ru/ .
Литература:
1. Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)
Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство- Пресс», 2001г.
3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
5.Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: «Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
Группа «Радуга»
Семейный клуб «Дружная семейка»
Спасибо за внимание!