СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта работы по внедрению эффективных форм организацции образовательного процесса в ДОУ через интеграцию проектного метода и методов ТРИЗ для развития детской самостоятельности и инициативы.

Просмотр содержимого документа
«Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.»

   Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  «Северо-Енисейский детский сад №5»   Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы  в условиях ДОУ и семьи.       воспитатель Бектяшкина Елена Дмитриевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5» Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

воспитатель

Бектяшкина Елена Дмитриевна

Идея практики   Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

Идея практики

Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

Актуальность   Реализация содержания образовательной программы ДОУ посредством проектной детской деятельности предусмотрена   ФГОС ДО.   В Законе «Об образовании» ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Для осуществления качественного образования необходимо создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Актуальность

Реализация содержания образовательной программы ДОУ посредством проектной детской деятельности предусмотрена ФГОС ДО.

В Законе «Об образовании» ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Для осуществления качественного образования необходимо создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Актуальность   Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО)   Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ

Актуальность

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО)

Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ

Дидактические принципы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) отвечают требованиям современного Стандарта ДО

Дидактические принципы ТРИЗ

ФГОС ДО

Свобода выбора

  • Свобода выбора
  • Свобода выбора

в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора

  • в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора
  • в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (п.3.2.1.);
  • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) (п.3.2.5.);

Открытость развитие у ребенка умений работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, находить разные способы этих решений;

  • организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей (п.3.2.5.)
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (п.4.6)

Дидактические принципы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) отвечают требованиям современного Стандарта ДО

Дидактические принципы ТРИЗ

ФГОС ДО

Деятельность — создать условия для освоения новых знаний или закрепления уже имеющихся, в адекватных для детей дошкольного возраста видах деятельности

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4.7)
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4.7)

Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих

  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками… (п.3.2.5.)
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (п.3.2.1.)
Цель практики:     формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи. Задачи: - развивать познавательный интерес и познавательную инициативу ребенка в проектной деятельности, через применение методов технологии ТРИЗ; - развивать психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;

Цель практики:

формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Задачи:

- развивать познавательный интерес и познавательную инициативу ребенка в проектной деятельности, через применение методов технологии ТРИЗ;

- развивать психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;

 Задачи:   - Развивать связную речь, расширять словарный запас, коммуникативные способности детей; - учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций; - развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты; воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий. Способствовать личностному становлению (учить видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)

Задачи:

- Развивать связную речь, расширять словарный запас, коммуникативные способности детей;

- учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;

- развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты;

  • воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий.
  • Способствовать личностному становлению (учить видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)
Ожидаемые результаты: 1.Возрастает познавательная активность и интерес к проектной деятельности; 2. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят выход из проблемных ситуаций; 3. Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; 2.Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций; 4.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;

Ожидаемые результаты:

1.Возрастает познавательная активность и интерес к проектной деятельности;

2. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят выход из проблемных ситуаций;

3. Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;

2.Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций;

4.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;

Ожидаемые результаты:  5.Знания по ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении; 6. Дети умеют работать с опорными схемами, создают мнемотаблицы, ментальные карты; 7. Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу) 8. Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района)

Ожидаемые результаты:

5.Знания по ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении;

6. Дети умеют работать с опорными схемами, создают мнемотаблицы, ментальные карты;

7. Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу)

8. Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района)

Целевая группа практики Дети (воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста) Социальные партнеры (сотрудники учреждений образовательных, культуры и спорта) Сотрудники ДОУ (педагоги, узкие специалисты,  учебно-вспомогательный персонал) Родители воспитанников

Целевая группа практики

Дети

(воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста)

Социальные партнеры

(сотрудники учреждений образовательных,

культуры и спорта)

Сотрудники ДОУ

(педагоги,

узкие специалисты,

учебно-вспомогательный персонал)

Родители

воспитанников

ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ   Авторы: - Генрих Саулович Альтщуллер - российский учёный, изобретатель, писатель – фантаст ; - Чарльз Вайтинг - американский психолог; Методы и приемы ТРИЗ адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет Анной Михайловной Страунинг - доктором педагогических наук, профессором МГУ, преподавателем ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения) Программа «Росток» по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста

ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Авторы:

  • - Генрих Саулович Альтщуллер - российский учёный, изобретатель, писатель – фантаст ;
  • - Чарльз Вайтинг - американский психолог;
  • Методы и приемы ТРИЗ адаптированы для работы
  • с детьми от 3-х до 7-ми лет
  • Анной Михайловной Страунинг - доктором педагогических наук, профессором МГУ, преподавателем ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения)
  • Программа «Росток» по ТРИЗ-РТВ для детей
  • дошкольного возраста

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить  образовательную программу, а сделать   её максимально эффективной .  В нашу практику включены методы, которые доступны для дошкольников и просты в применении: - «Мозговой штурм»;  - «Метод фокальных объектов»; - «Методика маленьких человечков»;  «Синектика»; Метод «Системный оператор»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить образовательную программу, а сделать её максимально эффективной .

В нашу практику включены методы, которые доступны для дошкольников и просты в применении:

- «Мозговой штурм»;

- «Метод фокальных объектов»;

- «Методика маленьких человечков»;

  • «Синектика»;
  • Метод «Системный оператор»
 Метод «Мозговой штурм» (автор - А. Осборн)   Это метод активизации творческого  мышления,  коллективного поиска оригинальных   идей, возникает стихийно при решении  какой-либо познавательной задачи.     Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций  1 этап: процесс выдвижения гипотез  (дети - создатели идей)  2 этап: процесс оценки идей и их анализ (дети - эксперты)

Метод «Мозговой штурм» (автор - А. Осборн) Это метод активизации творческого мышления, коллективного поиска оригинальных идей, возникает стихийно при решении какой-либо познавательной задачи.

Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций

1 этап: процесс выдвижения гипотез

(дети - создатели идей) 2 этап: процесс оценки идей и их анализ (дети - эксперты)

   Метод «Мозговой штурм»  Один из приемов метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические.    Средняя группа Проблема: Как нарисовать радугу, если закончились краски, нет всех её оттенков ?

Метод «Мозговой штурм» Один из приемов метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические.

Средняя группа

Проблема: Как нарисовать радугу, если закончились краски, нет всех её оттенков ?

 Метод «Мозговой штурм»  Прием «Символические аналогии» -  планирование и опора публичного выступления Прием «Цветик – семицветик»  Проблема: Как достать шарик, который залетел на шкаф ? Средняя группа

Метод «Мозговой штурм» Прием «Символические аналогии» - планирование и опора публичного выступления

Прием «Цветик – семицветик»

Проблема: Как достать шарик, который залетел на шкаф ?

Средняя группа

  М етод фокальных объектов - МФО  (Автор: Ч. Вайтинг)    МФО - метод развития речи, поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту  свойств других, случайно выбранных объектов . МФО используют для: расширения словарного запаса;  развития связной речи (диалогической и монологической); развития коммуникативных навыков; интеллектуального развития  творческого развития (фантазирование)  личностного становления

М етод фокальных объектов - МФО (Автор: Ч. Вайтинг)

МФО - метод развития речи, поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту

свойств других, случайно выбранных объектов .

МФО используют для:

  • расширения словарного запаса;
  • развития связной речи (диалогической и монологической);
  • развития коммуникативных навыков;
  • интеллектуального развития
  • творческого развития (фантазирование)
  • личностного становления
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)    Моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное)  «Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.  Методика ММЧ применяется в реализации проекта, знакомясь с объектами природного и рукотворного мира, дети учатся раскрывать причинно – следственные связи, строить модели твердых жидких и газообразных тел

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)

Моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное)

«Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.

Методика ММЧ применяется в реализации проекта, знакомясь с объектами природного и рукотворного мира, дети учатся раскрывать причинно – следственные связи, строить модели твердых жидких и газообразных тел

Подвижная игра «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг, в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети строят модели: Молекулы твёрдого тела изображается человечками, которые стоят близко и держатся за руки  (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала»,«дом»); Молекулы жидкости изображаются человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся - дети стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко»); Молекулы газа - человечками, которые находятся далеко друг от друга и не держатся за руки - начинают бегать (слова «пар», «дым», «запах»)

Подвижная игра «Мы - маленькие человечки».

Дети встают в круг, в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети строят модели:

Молекулы твёрдого тела

изображается человечками,

которые стоят близко и

держатся за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала»,«дом»);

Молекулы жидкости

изображаются человечками,

которые стоят близко, но за

руки не держатся - дети стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко»);

Молекулы газа - человечками,

которые находятся далеко

друг от друга и не держатся

за руки - начинают бегать (слова

«пар», «дым», «запах»)

 Метод «Синектика» - автор У. Гордон   развивает психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез и аналогии       Этот метод применяют в ходе реализации проекта для развития познавательной активности и инициативы выявления талантов, развития творческих способностей детей, уверенности в своих силах, выделяют три аналогии:  личностная (эмпатия) – принятие на себя образа природных, рукотворных объектов – цветок, дом,..;  прямая - поиск сходных процессов в других областях знаний (например: вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы);  фантастическая – решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, нарисуй свою радость – солнце, цветок и другое…

Метод «Синектика» - автор У. Гордон развивает психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез и аналогии

Этот метод применяют в ходе реализации проекта для развития познавательной активности и инициативы выявления талантов, развития творческих способностей детей, уверенности в своих силах, выделяют три аналогии:

личностная (эмпатия) – принятие на себя образа природных, рукотворных объектов – цветок, дом,..;

прямая - поиск сходных процессов в других областях знаний (например: вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы);

фантастическая – решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, нарисуй свою радость – солнце, цветок и другое…

  Метод «Системный оператор»  (Автор : Г.С.Альтшуллер)     Метод способствует формированию у ребёнка личностных качеств: умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др.

Метод «Системный оператор» (Автор : Г.С.Альтшуллер)

Метод способствует формированию у ребёнка личностных качеств: умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др.

Метод «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Метод «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Механизм введения практики в педагогический процесс Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через: Совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители); Специально организованную образовательную деятельность; Самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая) Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело - анализ

Механизм введения практики в педагогический процесс

Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:

  • Совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);
  • Специально организованную образовательную деятельность;
  • Самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая)

Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело - анализ

Механизм введения практики в педагогический процесс

Этапы

проекта

Режимный

момент

I

план

Формы и методы работы

планирование

деятельности

в рамках проекта

Утро

II

Дело

Подготовка материалов в центрах активности (с привлечением детей - индивидуальная работа),

утренний групповой сбор (на круге) Методы: ТРИЗ - «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», приемы: «Цветик- семицветик», « Символические аналогии»

реализация проекта

НОД,

Прогулка,

II половина

дня

III анализ итоговый сбор

реализация намеченных планов в центрах активности – индивидуальная, подгрупповая или совместная со взрослыми деятельность Методы: ТРИЗ – «Мозговой штурм», «МФО», «ММЧ», «Синектика», «Системный оператор», приемы ТРИЗ : «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Цветик- семицветик», «Символические аналогии» ;

II половина

дня,

групповой сбор (на круге) - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик- семицветик»

  • групповой сбор (на круге) - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик- семицветик»
Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников    1этап (с 3 лет)  – учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Приемы: «Противоречия»,  используем опорные схемы, мнемотаблицы; 2 этап (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Внедряем методы: «Системный оператор» (трехэкранка), метод фокальных объектов (МФО) (2 картинки). Приемы: противоречия, ресурсы, сказочная страна, «Цветик – семицветик». Знакомим с «Символическими аналогиями»;

Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников

1этап (с 3 лет)учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Приемы: «Противоречия», используем опорные схемы, мнемотаблицы;

2 этап (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Внедряем методы: «Системный оператор» (трехэкранка), метод фокальных объектов (МФО) (2 картинки). Приемы: противоречия, ресурсы, сказочная страна, «Цветик – семицветик». Знакомим с «Символическими аналогиями»;

Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников   3этап (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Применяем методы: «Мозговой штурм», «Методику маленьких человечков», метод «Синектика», «Системный оператор», осваиваем прием «Символические аналогии»; 4 этап (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок).

Этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников

3этап (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Применяем методы: «Мозговой штурм», «Методику маленьких человечков», метод «Синектика», «Системный оператор», осваиваем прием «Символические аналогии»;

4 этап (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок).

Проверяем эффективность применяемой практики для развития детей через:   анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»; - анализ эффективности педагогических действий (выборка из тематических планов педагога); анализ тем и содержания проектов (срез представлений детей о мире) - анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);  - анализ фиксированных педагогических наблюдений

Проверяем эффективность применяемой практики для развития детей через:

  • анализ инициатив детей по технологии

«План – дело – анализ»;

- анализ эффективности педагогических действий (выборка из тематических планов педагога);

  • анализ тем и содержания проектов (срез представлений детей о мире)

- анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);

- анализ фиксированных педагогических наблюдений

  Диагностика эффективности применяемой практики  Анализ инициатив детей по технологии  «План – дело – анализ»    Познавательная инициатива  Имена детей инициаторов Общее количество инициатив Количество реализованных инициатив Содержательная направленность инициатив Умение добывать информацию  (виды коммуникаций)

Диагностика эффективности применяемой практики Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»

Познавательная инициатива

Имена детей инициаторов

Общее количество инициатив

Количество реализованных инициатив

Содержательная направленность инициатив

Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)

  Анализ эффективности педагогических действий   Результаты реализации практики   Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы; Созданы условия для:  успешной социализации детей с учетом возрастных особенностей через социальное партнерство;  поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту; развития  детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности, предоставление выбора, развитие детских видов деятельности); Реализованы детско-взрослые проекты : «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год ? », «Волшебный мир цветов и насекомых»;

Анализ эффективности педагогических действий Результаты реализации практики

  • Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;
  • Созданы условия для:

успешной социализации детей с учетом возрастных особенностей через социальное партнерство;

  • поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;
  • развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности, предоставление выбора, развитие детских видов деятельности);
  • Реализованы детско-взрослые проекты : «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год ? », «Волшебный мир цветов и насекомых»;

  Мониторинг эффективности применяемой практики     Познавательная инициатива 2016г. -2017г. Общее количество инициатив 2017г.-2018г 3 Количество реализованных инициатив 10 2 Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год ? » Умение добывать информацию  (виды коммуникаций) 8 Надо елку сделать    Горку  Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками -построим безопасную горку, чтоб не упасть -будем кататься на ледянках по очереди 9 %  И катится будем 60%

Мониторинг эффективности применяемой практики

Познавательная инициатива

2016г. -2017г.

Общее количество инициатив

2017г.-2018г

3

Количество реализованных инициатив

10

2

Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год ? »

Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)

8

  • Надо елку сделать
  • Горку

  • Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками
  • -построим безопасную горку, чтоб не упасть
  • -будем кататься на ледянках по очереди

9 %

  • И катится будем

60%

 Единое образовательное пространство  «семья - детский сад» Организация развивающей предметно - пространственной среды Семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»

Единое образовательное пространство «семья - детский сад»

Организация развивающей

предметно - пространственной среды

Семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»

Логопедический час в семейном клубе выходного дня «Дружная семейка»   Сетевое взаимодействие с учреждениями района

Логопедический час в семейном клубе выходного дня «Дружная семейка»

Сетевое взаимодействие с учреждениями района

Сетевое взаимодействие с учреждениями Северо-Енисейского района Экскурсии в учреждения культуры с активным участием родителей

Сетевое взаимодействие с учреждениями Северо-Енисейского района

Экскурсии в учреждения культуры с активным участием родителей

Анализ эффективности педагогических действий   Результаты реализации практики:   Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников: Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;  Серия рефератов по тематике проектов;  «Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);  Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»: - Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта Информация о реализации проекта освящается в СМИ; Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места

Анализ эффективности педагогических действий Результаты реализации практики:

Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников:

  • Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;
  • Серия рефератов по тематике проектов;
  • «Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);

Реализуется долгосрочный проект

«Северо-Енисейский район – моя малая Родина»:

- Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта

  • Информация о реализации проекта освящается в СМИ;
  • Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места
     Конкурсы творческих работ, организованных:  Детской районной библиотекой:  «Золотая осень»  12 семей - участников  Семья Полины Лебедевой – Диплом 2 степени;  Семья Максима Луковского – Диплом 3 степени;    «Мой домашний питомец» - 3 семьи Юлия Ливицкая - Диплом 2 степени; Алиса Дергач - Диплом 3 степени; 2. Семья Тани Пономаренко – Лауреаты 1степени XV районного фестиваля детского творчества «Надежда», в номинации видеотворчество, посвященного 85-летнему юбилею Северо-Енисейского района; Семья Ксении Мишиной – Лауреаты 1 степени – макет  «Детский сад №5», Лауреаты 2 степени – этюд «Соврудник»,  в номинации «Современный поселок» Конкурс 3- D макетов, значимых объектов гп «Северо- Енисейский, проводимый МБУ ДО «ДЮЦ» и Администрацией района, в рамках 90-летнего юбилея.  ,

Конкурсы творческих работ, организованных: Детской районной библиотекой: «Золотая осень» 12 семей - участников Семья Полины Лебедевой – Диплом 2 степени; Семья Максима Луковского – Диплом 3 степени;

«Мой домашний питомец» - 3 семьи

Юлия Ливицкая - Диплом 2 степени;

Алиса Дергач - Диплом 3 степени;

2. Семья Тани Пономаренко – Лауреаты 1степени

XV районного фестиваля детского творчества «Надежда», в номинации видеотворчество, посвященного

85-летнему юбилею Северо-Енисейского района;

Семья Ксении Мишиной – Лауреаты 1 степени – макет

«Детский сад №5», Лауреаты 2 степени – этюд «Соврудник»,

в номинации «Современный поселок» Конкурс 3- D макетов, значимых объектов гп «Северо- Енисейский, проводимый

МБУ ДО «ДЮЦ» и Администрацией района, в рамках 90-летнего

юбилея.

,

Победители районных конкурсов рамках празднования85 годовщины Северо-Енисейского района и 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

Победители районных конкурсов рамках празднования85 годовщины Северо-Енисейского района и 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

Реализация проекта «Театр, цирк и зрители» Темы МШ: «Что такое театр, цирк», «Сходство и различие театра и цирка» Знакомство с работой  людей творческих профессий     Продукт детской деятельности: «Театральная гостиница», Театральное представление по сказке «Заюшкина избушка» – Средняя группа

Реализация проекта «Театр, цирк и зрители»

Темы МШ: «Что такое театр, цирк», «Сходство и различие театра и цирка»

Знакомство с работой людей творческих профессий

 

Продукт детской деятельности: «Театральная гостиница», Театральное представление по сказке «Заюшкина избушка» – Средняя группа

Проект «Мамины помощники» Тема МШ «Мамины заботы и увлечения» Все запланированные детские инициативы осуществляются в центрах активности.

Проект «Мамины помощники»

Тема МШ

«Мамины заботы и увлечения»

Все запланированные детские инициативы осуществляются в центрах активности.

Проект «Волшебный мир цветов и насекомых» Дети знакомятся с насекомыми, цветами и выбирают объект, о котором хотят рассказать. Методы «Системный оператор», «Синектика», приемы «Символические аналогии» (словесные), «Противоречия», «Сказочные задачи»

Проект «Волшебный мир цветов и насекомых»

Дети знакомятся с насекомыми, цветами и выбирают объект, о котором хотят рассказать. Методы «Системный оператор», «Синектика», приемы «Символические аналогии» (словесные), «Противоречия», «Сказочные задачи»

 Проект «Волшебный мир цветов и насекомых»  Итоговое мероприятие: праздник  «На балу у Весны» - костюмы цветов и насекомых родители готовили с учетом желания детей.   Метод «Синектика»

Проект «Волшебный мир цветов и насекомых» Итоговое мероприятие: праздник «На балу у Весны» - костюмы цветов и насекомых родители готовили с учетом желания детей.

Метод «Синектика»

 Реализация проекта «Что такое Новый год ? »  Мини-музей  «Что такое Новый год?»   - выставка старинных новогодних игрушек (семьи Ливицких,  Луковских) - коллекция открыток « С Новым годом »  (воспитатели и дети группы) - коллекция конфетных фантиков (все ребята группы) - Блестящая, голубая ткань, позволила придать сказочность и волшебство нашему мини - музею (благодарим семью Максимовых)- - Фотовыставка новогоднего праздника

Реализация проекта «Что такое Новый год ? » Мини-музей «Что такое Новый год?»

- выставка старинных новогодних игрушек

(семьи Ливицких, Луковских)

- коллекция открыток « С Новым годом »

(воспитатели и дети группы)

- коллекция конфетных фантиков

(все ребята группы)

- Блестящая, голубая ткань, позволила придать сказочность и волшебство нашему мини - музею

(благодарим семью Максимовых)-

- Фотовыставка новогоднего праздника

   Реализация проекта «Что такое Новый год ? »  Снежные скульптуры «Безопасная горка»,«Птица Глухарь» - инициатива детей. Реализовывали инициативу педагоги дети и родители      Итоговое мероприятие: праздник «Волшебный фонарик»

Реализация проекта «Что такое Новый год ? » Снежные скульптуры «Безопасная горка»,«Птица Глухарь» - инициатива детей. Реализовывали инициативу педагоги дети и родители

Итоговое мероприятие: праздник «Волшебный фонарик»

  Единое образовательное пространство  «семья - детский сад» для равноправного и заинтересованного партнерства.   Реализация проекта «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»

Единое образовательное пространство «семья - детский сад» для равноправного и заинтересованного партнерства.

Реализация проекта «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»

 Реализуется долгосрочный проект  «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»   «Утро радостных встреч» Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», выступления детей с интересной историей, рефератом.

Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»

«Утро радостных встреч»

Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», выступления детей с интересной историей, рефератом.

Реализуется долгосрочный проект  «Северо-Енисейский район – моя малая Родина» Реализация инициатив детей: находим информацию в мини-музее, готовим с родителями рефераты и представляем их своим друзьям.

Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»

Реализация инициатив детей: находим информацию в мини-музее, готовим с родителями рефераты и представляем их своим друзьям.

Реализация инициатив детей в специально организованной образовательной деятельности «Наш поселок из картона» Место для оформления продукта детской творческой деятельности

Реализация инициатив детей в специально организованной образовательной деятельности

«Наш поселок из картона»

Место для оформления продукта детской творческой деятельности

Специально организованная образовательная деятельность в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

Специально организованная образовательная деятельность в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

Продуктивная деятельность детей после НОД  в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

Продуктивная деятельность детей после НОД в рамках празднования 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка

 Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре активности«Любознайки»  Мини-музее одного образа Метод «Системный оператор», такие схемы помогают детям системно мыслить и создавать схемы.

Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре активности«Любознайки» Мини-музее одного образа

Метод «Системный оператор», такие схемы помогают детям системно мыслить и создавать схемы.

Водный мир. Обитатели рек и водоемов  Реализация детских инициатив в центре активности  «Исследователи» Игры с водой всем доставляют массу удовольствия, стимулируют к познавательной активности и творческой деятельности. Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», Приемы: «Символические аналогии» (словесные, графические)

Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре активности «Исследователи»

Игры с водой всем доставляют массу удовольствия, стимулируют к познавательной активности и творческой деятельности. Методы: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»,

Приемы:

«Символические аналогии»

(словесные, графические)

Водный мир. Обитатели рек и водоемов  Реализация детских инициатив в центре  «Радуга творчества»   Коллективное панно «Водный мир» Техника «Пластилинография»

Водный мир. Обитатели рек и водоемов Реализация детских инициатив в центре «Радуга творчества»

Коллективное панно «Водный мир» Техника «Пластилинография»

Анализ готовности детей к планированию  (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);   - Проект «Обитатели рек и водоемов Северо-Енисейского района» Дети символами изображают «Что нужно рыбаку ? »

Анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);

-

Проект «Обитатели рек и водоемов Северо-Енисейского района»

Дети символами изображают «Что нужно рыбаку ? »

 Проблема «Как увидеть воздух ? »   Проверяем детские инициативы опытным путем, фиксируем в картах наблюдений , что делали, что получилось, какие свойства имеет воздух. Методы: «Мозговой штурм», «Маленькие человечки», Прием«Словесные и графические аналогии»

Проблема «Как увидеть воздух ? »

Проверяем детские инициативы опытным путем, фиксируем в картах наблюдений , что делали, что получилось, какие свойства имеет воздух. Методы: «Мозговой штурм», «Маленькие человечки», Прием«Словесные и графические аналогии»

«Цветик - семицветик» Проект «Мамины помощники» «Поздравление для мам» «Мамины заботы и увлечения»

«Цветик - семицветик»

Проект «Мамины помощники»

«Поздравление для мам» «Мамины заботы и увлечения»

    Анализ фиксированных педагогических наблюдений  «Страничка интересов детей»      Метод трех вопросов» Проект «Моя малая Родина – Северо-Енисейский район» Дидактическая игра  «Хорошо – плохо»  по теме «Весна»

Анализ фиксированных педагогических наблюдений «Страничка интересов детей»

Метод трех вопросов»

Проект «Моя малая Родина –

Северо-Енисейский район»

Дидактическая игра

«Хорошо – плохо»

по теме «Весна»

 Рекомендации для педагогов  по введению практики в образовательный процесс   1.Знание методов технологии ТРИЗ, метода проектной деятельности; 2.Готовность педагога общаться на равных, выстраивая партнерские отношения с детьми и родителями, социаьными партнерами; 3.Организация педагогического процесса с учетом механизма введения практики; 4.Изменение РППС с учетом детских инициатив; 5.Наличие доски выбора для осуществления деятельности детей в центрах активности, места для выставки продуктов детской деятельности

Рекомендации для педагогов по введению практики в образовательный процесс

1.Знание методов технологии ТРИЗ, метода проектной деятельности;

2.Готовность педагога общаться на равных, выстраивая партнерские отношения с детьми и родителями, социаьными партнерами;

3.Организация педагогического процесса с учетом механизма введения практики;

4.Изменение РППС с учетом детских инициатив;

5.Наличие доски выбора для осуществления деятельности детей в центрах активности, места для выставки продуктов детской деятельности

 Рекомендации для педагогов  по введению практики в образовательный процесс ДОУ   Важно знать: При запуске проекта, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций через метод «Мозговой штурм». Выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы возможно через формы: «Страничка интересов», «Метод трех вопросов»,   «Цветик – семицветик».   Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаем предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Рекомендации для педагогов по введению практики в образовательный процесс ДОУ

Важно знать: При запуске проекта, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций через метод «Мозговой штурм». Выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы возможно через формы: «Страничка интересов», «Метод трех вопросов»,

«Цветик – семицветик».

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаем предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям:

«Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Рекомендации для педагогов  Заповеди развития творческой личности 1. Начинать развивать ребенка надо как можно раньше; 2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным; 3. Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам. 4. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии, постоянно создавать противоречия (игра «Хорошо — плохо»), применять системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии); 5.Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.);

Рекомендации для педагогов Заповеди развития творческой личности

1. Начинать развивать ребенка надо как можно раньше;

2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным;

3. Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам.

4. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии, постоянно создавать противоречия (игра «Хорошо — плохо»), применять системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);

5.Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.);

Рекомендации для педагогов  Заповеди развития творческой личности   6. Не давать отрицательных оценок, учить справляться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое — самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения; 7. Свобода должна быть разумная, а помощь — ненавязчивая. 8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время;  9.Свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы, материалов (насыщенность РППС); 10.Наличие места для оформления результатов детской продуктивной деятельности; 11. Выстраивание субъект- субъектного сотрудничества с воспитанниками, родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и социальными партнерами

Рекомендации для педагогов Заповеди развития творческой личности

6. Не давать отрицательных оценок, учить справляться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое — самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения;

7. Свобода должна быть разумная, а помощь — ненавязчивая.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время;

9.Свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы, материалов (насыщенность РППС);

10.Наличие места для оформления результатов детской продуктивной деятельности;

11. Выстраивание субъект- субъектного сотрудничества с воспитанниками, родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и социальными партнерами

Риски введения практики №  Позиция ребенка (отрицательный эффект) 1 Позиция педагога (приемы снятия эффекта) Дети отвечают хором, никто никого не слушает 2  Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого;  Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания; 3 Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми  Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана; Проблемная ситуация задана, но дети молчат 4  Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку;  Внести предмет или картину по теме обсуждения;  Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый;  В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий  Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет  Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.  индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты

Риски введения практики

Позиция ребенка

(отрицательный эффект)

1

Позиция педагога

(приемы снятия эффекта)

Дети отвечают хором, никто никого не слушает

2

  • Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого;
  • Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания;

3

Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми

  • Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана;

Проблемная ситуация задана, но дети молчат

4

  • Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку;
  • Внести предмет или картину по теме обсуждения;
  • Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый;
  • В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий

Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет

  • Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.
  • индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты
Информация о занимательных делах группы «Радуга» Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности которые находятся в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлена на сайтах: sad 5- se @ yandex . ru , http://multiurok.ru/sedou5-elena ; http://mk.sevono.ru/ .

Информация о занимательных делах группы «Радуга»

Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности которые находятся в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлена на сайтах: sad 5- se @ yandex . ru , http://multiurok.ru/sedou5-elena ; http://mk.sevono.ru/ .

Литература:

1. Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)

Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство- Пресс», 2001г.

3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

5.Как стать гением: Жизненная стратегия твор­ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994

6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: «Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»

7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995 

 Группа «Радуга» Семейный клуб «Дружная семейка»      Спасибо за внимание!

Группа «Радуга»

Семейный клуб «Дружная семейка»

Спасибо за внимание!