ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
для профессии
Вязальщица трикотажных изделий, полотна
Программу учебной дисциплины
разработала Шевцова Н.В.
преподаватель
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии
Вязальщица трикотажных изделий, полотна.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
Программа учебной дисциплины
«Материаловедение»
1. Паспорт программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования Ярославской области выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида по профессии «Вязальщица трикотажных изделий, полотна».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
Учебная дисциплина входит в раздел «Общепрофессиональный блок» учебного плана
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения:
формирование знаний и умений по дисциплине;
формирование общеучебных навыков: умения слушать, работать с учебником, выделять главное, конспектировать;
воспитание бережного отношения к инструментам, оборудованию, материалам;
воспитание личностных качеств: исполнительность, усидчивость, трудолюбие, ответственность, аккуратность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять виды и свойства трикотажа.
-распознавать натуральные и химические волокна;
-определять волокнистый состав волокон и нитей;
-определять волокнистый состав тканей и трикотажных полотен;
-определять качество материалов для одежды;
-применять фурнитуру, отделочные, прокладочные, утепляющие материалы в зависимости от их свойств и назначения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-определение и классификацию волокон;
-строение и свойства натуральных волокон растительного происхождения;
- строение и свойства натуральных волокон животного происхождения;
-свойства химических волокон;
-методы определения волокнистого состава нитей и пряжи;
-процесс прядильного производства;
-системы прядения;
-ассортимент тканей и трикотажных полотен;
-дефекты тканей и трикотажных полотен;
-технологические свойства тканей и трикотажных полотен;
-классификацию, свойства фурнитуры, прокладочных, отделочных, утепляющих материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
Практические работы | 20 |
Дифференцированный зачет | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема.1 Введение. | Содержание учебного материала: Цель и задачи предмета. | 1 | 1 |
Тема 2. Волокнистые материалы. | Содержание учебного материала: Классификация волокон. Основные характеристики волокон. Понятие о натуральных волокнах. Строение, свойства хлопка. Строение, свойства льна. Строение, свойства шерсти. Строение, свойства шелка. Понятие о химических волокнах. Классификация химических волокон. Свойства искусственных волокон. Свойства синтетических волокон. Свойства неорганических волокон. | 15 | 2 |
Практическая работа: Распознавание волокон хлопка и льна. Распознавание волокон шерсти и шелка. Распознавание химических волокон. | 8 | 2 |
Тема 3. Технология прядения. | Содержание учебного материала: Понятие о пряже. Крученая пряжа. Крученые комплексные нити. Текстурированные нити. Волокнистый состав нити. Процесс прядильного производства. Системы прядения. Кардная система прядения. Аппаратная система прядения. Гребенная система прядения. Окраска нитей. | 13 | 2 |
Практическая работа: Определение волокнистого состава нити. Зарисовка схем систем прядения. | 5 | 2 |
Тема 4. Ассортимент и сорность трикотажных полотен. | Содержание учебного материала: Свойства трикотажных полотен. Ассортимент трикотажных полотен. Деление полотен по степени растяжимости. Ассортимент полотен для белья. Ассортимент бельевых изделий. Ассортимент полотен для верхних изделий. Ассортимент верхних трикотажных изделий. Технологические свойства изделий. Ассортимент чулочно-носочных изделий. Сортность трикотажных полотен. | 11 | 2 |
Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани Определение дефектов трикотажных изделий и полотен. Определение усадки трикотажа Определение плотности трикотажа. Распознавание видов и свойств ткани. Определение волокнистого состава ткани. Распознавание основных видов переплетений ткани и трикотажных полотен. | 7 | 2 |
Тема 5. Фурнитура и отделочные материалы, утепляющие материалы. | Содержание учебного материала: Фурнитура, виды, характеристика. Подкладочные материалы. Прокладочные материалы: ветрозащитные и утепляющие. Прокладочные материалы для предохранения участков одежды от растяжения. Свойства, назначение отделочных материалов. | 6 | 2 |
Тема 6. Материалы для соединения деталей одежды. | Содержание учебного материала: Ассортимент швейных ниток. Ассортимент клеев и клеевых материалов. | 2 | 2 |
Тема 7. Уход за трикотажными изделиями и материалами. | Содержание учебного материала: Чистка, хранение материалов. Чистка, хранение готовых изделий. | 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | 1 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Классификация волокон», образцы нитей и пряжи, образцы тканей и трикотажных переплетений, виды фурнитуры.
Технические средства обучения:
Ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
1. Технологической оснастки:
Комплект плакатов, комплект учебно-методической документации.
2. Информационных технологий в профессиональной деятельности:
компьютер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Н.А.Савостицкий, Э.К.Амирова. Материаловедение швейного производства. –М.:АСАДЕМА, 2001.
В.И.Баженова, С.В.Бабинец. Материаловедение трикотажно – швейного производства. –М.:Изд. «Легкая индустрия», 1991.
Г.Н.Кукин, А.Н.Соловьев. Текстильное материаловедение. Волокна и нити.-М.:Легпромбытиздат, 1989.
Ф.Х.Садыкова,Д.М.Садыкова,Н.И.Кудряшова.Текстильное материаловедение и основы текстильных производств.-М.: Легпромбытиздат, 1989.
К.Г.Гущина и др. Справочник: Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества.-М.:Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Е.П.Мальцева. Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов.-М.: Легпромбытиздат,1989.
Дополнительные источники:
В.И.Стельнишенко. Потребительские свойства текстильных материалов.-М.: Экономика,1982.
Л.Н.Орленко. Терминологический словарь одежды.-М.: Легпромбытиздат, 1996.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Распознавать волокна хлопка и льна. Распознавать волокна шерсти и шелка. Распознавать химические волокон. Определять волокнистый состав нити. Определение дефектов трикотажных изделий и полотен. Определение волокнистого состава ткани. Распознавание основных видов переплетений ткани и трикотажных полотен Знания: Определение и классификация волокон Строение и свойства волокон растительного происхождения Строение и свойства волокон животного происхождения Классификация нитей по структуре; волокнистый состав нитей и пряжи; методы определения волокнистого состава нитей и пряжи Процесс прядильного производства; системы прядения Дефекты тканей и трикотажных полотен; технологические свойства тканей и трикотажных полотен Классификация, свойства фурнитуры, прокладочных, отделочных, утепляющих материалов Уход за швейными материалами и изделиями | Текущий контроль в форме: - контрольных работ; -тестирования; - защиты практических работ. Итоговый контроль в форме: -дифференцированного зачета. |
Разработчик:
ГПОУ ЯО РКГИ преподаватель спец. дисциплин Н.В.Шевцова