Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:0-4 кл./Под. Ред. И.М.Бгажноковой.-3-е изд., испр.-М.:Просвещение, 2011.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Мир природы и человека»
2 класс
У обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
познавательные мотивы учебной деятельности;
представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий с учителем;
представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание;
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам; контролировать и корректировать своё поведение;
понимать и толковать условные знаки и символы;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий;
сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий.
Предметные результаты:
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности; измерять температуру;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;
- составлять простые распространенные и нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;
- размечать понятие: слово, предложение, текст;
- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);
- образовать слова по подобию (принёс – пришел, прибежал);
- пересказать текст по плану схеме;
- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.
3 класс
У обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
познавательные мотивы учебной деятельности;
представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; эстетические чувства, впечатления;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий с учителем;
представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание;
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать своё поведение;
понимать и толковать условные знаки и символы;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий;
сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий.
Предметные результаты:
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности;
измерять температуру;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Должен уметь:
называть изученные объекты и явления;
различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
называть части растений;
различать признаки времён года;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Содержание учебного предмета
«Мир природы и человека»
2 класс
Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы, зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Деревья (2-3 названия); кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Мир природы и человека»
2 класс
| Тема | Кол-во часов |
Сезонные изменения в природе |
| Сутки. Долгота дня летом и зимой. | 1 |
| Времена года. Осень. Растения осенью | 1 |
| Животные осенью | 1 |
| Занятия людей осенью. | 1 |
| Зима. Зимние месяцы. | 1 |
| Растения зимой. | 1 |
| Животные и птицы зимой. Подкормка | 1 |
| Рыбы зимой. Использование рыб человеком. Охрана рыбных угодий. | 1 |
| Занятия людей зимой | 1 |
| Вода. Простейшие свойства воды: прозрачная, отсутствие запаха, текучесть. | 1 |
| Значение воды для жизни растений, животных, человека. | 1 |
| Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
| Работа над ошибками. Температура воды. Термометр как прибор для измерения температуры. | 1 |
| Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото. | 1 |
| Комнатные растения. | 1 |
| Части растений: стебель, лист, цветок, корень. | 1 |
| Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. | 1 |
| Уход за комнатными растениями. | 1 |
| Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 |
| Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1 |
| Дикие и домашние животные. Породы кошек и собак | 1 |
| Строение рыб. Виды рыб. | 1 |
| Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
| Весна. Весенние месяцы. Растения весной | 1 |
| Первые весенние птицы (грач, скворец). | 1 |
| Лето. Название летних месяцев. Животные летом. | 1 |
| Гигиена тела человека. Закаливание. | 1 |
| Питание человека. Режим дня. | 1 |
| Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). | 1 |
| Пища человека. Правильное питание. | 1 |
| Контрольная работа за год. | 1 |
| Работа над ошибками. Профилактика пищеварительных отравлений. | 1 |
3 класс
Тема | Кол-во часов |
Сезонные изменения в природе» (13 ч.) |
Осень. | 1 |
Растения осенью. Животные осенью. | 1 |
Занятия людей осенью. | 1 |
Зима. | 1 |
Растения зимой. Животные зимой. | 1 |
Занятия людей зимой | 1 |
Весна. | 1 |
Контрольная работа за 1 четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Растения весной. Животные весной. | 1 |
Занятия людей весной. | 1 |
Лето. | 1 |
Растения летом. Животные летом. | 1 |
Занятия людей летом. | 1 |
Неживая природа (4ч.) |
Солнце в разные времена года. | 1 |
Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 |
Контрольная работа за 2 четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Ветер. Направление ветра. | 1 |
Живая природа (11 ч.) |
Растения. Части растений. | 1 |
Растения сада. Растения леса. | 1 |
Грибы. | 1 |
Травы. | 1 |
Дикие животные. | 1 |
Домашние животные. | 1 |
Птицы. Строение птиц. | 1 |
Перелётные птицы. | 1 |
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Зимующие птицы. | 1 |
Хищные птицы. | 1 |
Человек (6 ч.) |
Дыхание человека | 1 |
Профилактика простудных заболеваний. | 1 |
Кровь. Сердце. | 1 |
Окружающая среда и здоровье человека. | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Работа над ошибками. Питание человека. | 1 |