Пояснительная записка
Программа «Чудеса своими руками» составлена для реализации на базе общеобразовательного учреждения для учащихся с 7-8 лет и рассчитана на 1 год. Программа ознакомительного уровня .Направленность программы – художественная. Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана программа:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 года №273-ФЗ); - Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р);
- СанПиН 2.4.4.3172-14
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства"; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
- Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей"- Локальные акты МБУ ДО ЦДЮТЭ.
За основу для разработки программы « Чудеса своими руками» взяты: Рабочие программы .Предметная линия «Школа России»-Лутцева Е.А.,Зуева Т.П.,2010г.-Технология 1класс-Рагозина Т.М.,Гринева А.А.2012г. Технология 1 класс-Лутцева Е.А.,Корнева Т.А.2014г
Актуальность и практическая значимость программы.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Отличительные особенности программы:
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Новизна программы проявляется в том , что занятия позволяют освоить множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества, помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цели программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность и формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений;
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи программы:
Образовательные задачи
Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
Обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: соленого теста, картона и цветной бумаги, работа с бросовым и природным материалом;
Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
Развивающие задачи
Развивать творческие способности обучающихся и прививать интерес к искусству;
Развивать познавательную активность детей и воображение, фантазию и внимание, память ,терпение и трудолюбие;
Способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
Воспитательные задачи
Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитывать эстетические представления и трудолюбие, умение наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки
3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.
4.Воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
5. Подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Режим занятий: 1 год обучения 3 занятия в неделю , по 2 академических часа.
Форма проведения занятий:
Рекомендуемый минимальный состав группы — 15 человек.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся, следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в классе.
На занятиях кружка используются следующие формы проведения:
беседы;
рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников;
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
видеоуроки;
экскурсии;
экспериментирование с материалами;
соревнования, развлечения;
сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
дидактические игры;
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения годичного цикла педагог может расширить и дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная аттестация проходит два раза в каждом модуле в форме зачёта.
Материально-техническое оснащение: учебный класс , соответствующий всем требованиям ,рабочие папки, наборы цветной бумаги , пластилина, картоны, клея ,ноутбук ,проектор,инвентарь
Учебный план
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Чудеса своими руками»»
| Модуль | Часы | Промежуточная аттестация |
1. | Модуль 1 полугодия | 105 | 3 |
2. | Модуль 2 полугодия | 105 | 3 |
| Итого | 210 | 6 |
| Всего | 216 часов |
Рабочая программа
( 6 часов)
Задачи:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Виды подготовки | месяцы | Всего часов | Форма контроля |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Работа с природным материалом | 18 | 30 | 11 | | | | | | | 59 | Опрос и практическая работа |
2.Работа с бумагой и картоном | | | 13 | 20 | 16 | | | | | 49 | Опрос и практическая работа |
3.Лепка из соленого теста | | | | | 6 | 24 | 24 | 6 | | 60 | Опрос и практическая работа |
4.Работа с бросовым материалом | | | | | | | | 24 | 24 | 48 | Опрос и практическая работа |
Всего часов | 18 | 30 | 24 | 20 | 22 | 24 | 24 | 30 | 24 | 216 |
Ожидаемые результаты:
Обучающийся научится:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
Содержание модуля 1 полугодия
1.Работа с природным материалом
Вводное занятие.цели и задачи.ТБ.Моделирование из природного материала. Аппликация коврик (из семян). Плоскостное изображение. «Подарки осени». Поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Панно из семян и цветов. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
2.Работа с бумагой и картоном.
Вводное занятие.цели и задачи.ТБ.Скатывание в комок. Мозаика. Плетение из бумаги. Аппликация. Моделирование из картона. Рамочка. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек. Обрывная аппликация не тему: «Времена года». Композиция из выпуклых деталей оригами. Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа.
Содержание модуля 2 полугодия
3.Лепка из солёного теста.
Вводное занятие.цели и задачи.ТБ.Забавные фигурки. Украшения. Цветы и бабочки. Растения. Аквариум с рыбками. Животные (ежик, котик и др.) Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция. Природные материалы в сочетании с соленым тестом. Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
4. Работа с «бросовым» материалом.
Вводное занятие.цели и задачи.ТБ. «Папье-маше». Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Коллаж из различных материалов. Цветы из пластиковых бутылок. Изготовление сувениров из дисков. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.
Методическое обеспечение рабочей программы
№ | Раздел | Формы звнятий | Методы и приёмы | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Работа с природным материалом | Рассказ, беседа, лекция, диалог, отработка полученных навыков и умений. | Объяснительно - иллюстрированый, проблемного изложения, исследовательский, практический, репродуктивный. | Таблицы, схемы, чертежи, видеофильмы, шаблоны, плакаты, справочники, учебники. | Компьютер, проектор с экраном, принтер, ножницы, иголки, шило. | Устный опрос, практическое задание, зачет. |
2 | .Работа с бумагой и картоном | Рассказ, беседа, лекция, диалог, отработка полученных навыков и умений. | Объяснительно - иллюстрированый, проблемного изложения, исследовательский, практический, репродуктивный. | Таблицы, схемы, чертежи, видеофильмы, шаблоны, плакаты, справочники, учебники. | Компьютер, проектор с экраном, принтер, ножницы, иголки, шило. | Устный опрос, практическое задание, зачет. |
3 | Лепка из соленого теста | Рассказ, беседа, лекция, диалог, отработка полученных навыков и умений. | Объяснительно - иллюстрированый, проблемного изложения, исследовательский, практический, репродуктивный. | Таблицы, схемы, чертежи, видеофильмы, шаблоны, плакаты, справочники, учебники. | Компьютер, проектор с экраном, принтер, ножницы, иголки, шило. | Устный опрос, практическое задание, зачет. |
4 | Работа с бросовым материалом | Рассказ, беседа, лекция, диалог, отработка полученных навыков и умений. | Объяснительно - иллюстрированый, проблемного изложения, исследовательский, практический, репродуктивный. | Таблицы, схемы, чертежи, видеофильмы, шаблоны, плакаты, справочники, учебники. | Компьютер, проектор с экраном, принтер, ножницы, иголки, шило. | Устный опрос, практическое задание, зачет. |
Оценочные материалы
Форма проведения промежуточной аттестации – зачет, периодичность - два раза в год. Зачет проходит в виде контрольных занятий, на которых учащимися выполняются практические задания. По итогам промежуточной аттестации учащимся присваивается уровень освоения программы: высокий, средний или низкий.
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения
Список литературы
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 2009
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2012
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Уч.пед.изд, 2003
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Творческий труд,– М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Москва, 2013.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение,2001.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 2004.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
Информационные порталы и сайты, проекты и программы
Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru/
http://www.shkola.net.ua/
http://testoplastica.ru/
http://stranamasterov.ru/
http://www.detskiepodelki.ru