Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большеремонтненская средняя школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеремонтненская СШ
Приказ от _____________ № __________
___________________ Торбенко Г. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Чудеса своими руками»
Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 класс
Количество часов: 32
Учитель: Балабина Людмила Николаевна
Программа разработана на основе
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2014г.
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана для занятий с обучающимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность изучаемой деятельности:
данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребѐнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель курса:
воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи курса:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Внеурочная деятельность занятий «Чудеса своими руками» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия по внеурочной деятельности заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Дети овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
участие в создании коллективных композиций;
изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
- патриотизм: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностное отношение к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Место курса в учебном плане
Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Распределение времени представлено в таблице.
Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени |
1 | 1 час в неделю – 33 часа в год | 32 часа (понедельник) | 1 час | Праздничный день – 05.11.2018 г. |
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учѐта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
РАЗДЕЛ 3. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел «Природные материалы»
Теоретические сведения. Природные материалы: листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства. Технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.
Аппликационные композиции из целых растительных форм и приёмы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно – прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.
Организация рабочего места при работе с природным материалом.
Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.
Факторы влияющие на качество изделий: старательность, терпение. Точность.
Правила и приёмы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.
Технология изготовления изделий на основе общих приёмов: техника аппликации, объёмные композиции.
Практические работы: Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объёмные композиции из природных материалов.
Раздел « Бумага и картон»
Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды и свойства, производство. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объёмная аппликация и её виды. Виды картона и его свойства, правила и приёмы работы.
Технология изготовления изделий (на основе общих приёмов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики. Плетения. Правила и приёмы работы.
Практические работы.
Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.
Раздел «Пластичные материалы»
Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приёмы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка традиции и современность. Особенности народных игрушек.
Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыта по изучению свойств пластичных материалов.
Раздел « Текстильные материалы»
Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изделий на основе общих приёмов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.
Практические работы.
Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.
РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
1. | Листопад в ладошках. Сбор даров (листьев, цветов, трав). | 1 | 03.09. | |
2. | Аппликация из природных материалов: рыбка. | 1 | 10.09. | |
3. | Аппликация из природных материалов: зайчонок. | 1 | 17.09. | |
4. | Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. | 1 | 24.09. | |
5. | Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев. | 1 | 01.10. | |
6. | Аппликация из семян и круп. | 1 | 08.10. | |
7. | Моделирование из шишек, желудей. | 1 | 15.10. | |
8. | Букет из сухоцветов. | 1 | 22.10. | |
9. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 | 12.11. | |
10. | Композиция «Дары природы». | 1 | 19.11. | |
11. | Беседа «История создания бумаги». Аппликация «Цыпленок». | 1 | 26.11. | |
12. | Объемная аппликация «Водяная лилия». | 1 | 03.12. | |
13. | Моделирование, вырезание. «Новогодняя игрушка». | 1 | 10.12. | |
14. | Моделирование, вырезание. «Чудо-елочка». | 1 | 17.12. | |
15. | Изготовление елочных игрушек. «Фонарик». | 1 | 24.12. | |
16. | Изготовление елочных игрушек. «Гирлянда». | 1 | 14.01. | |
17. | Обрывная аппликация «Зима-красавица». | 1 | 21.01. | |
18. | Город снеговиков. Коллективная работа. | 1 | 28.01. | |
19. | Аппликация «Фантазии из «ладошек». | 1 | 04.02. | |
20. | Изготовления поделок на основе мятой бумаги. «Волшебные комочки». | 1 | 11.02. | |
21. | Пластилиновый фон. Процарапывание на пластилине. | 1 | 25.02. | |
22. | Панно из пластилиновых «колбасок». | 1 | 04.03. | |
23. | Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись». | 1 | 11.03. | |
24. | Аппликация из пластилина. «Фрукты, овощи». | 1 | 18.03. | |
25. | Аппликация из пластилина. «Животный мир». | 1 | 01.04. | |
26. | Объёмные пластилиновые поделки из шаров, вытянутых шаров. | 1 | 08.04. | |
27. | Объемные изделия из пластилина. Изготовление чайного сервиза. | 1 | 15.04. | |
28. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 | 22.04. | |
29. | Работа с нитками. Кукла-оберег. | 1 | 29.04. | |
30. | Изготовление игрушки из помпонов. | 1 | 06.05. | |
31. | Аппликация из ниток, ткани. | 1 | 13.05. | |
32. | Аппликация из ниток, ткани. | 1 | 20.05. | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета
МБОУ Большеремонтненская СШ _____________ Липаева М.В.
от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 года
___________ Скиданова Л. В.