Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- от 06.10. 2009 года № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Основной образовательной программой начального общего образования.
- Письмо МОН от 27.09.2012 № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования
Актуальность. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, сувениры, подарки, украшения для интерьера и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Цель программы – формирование практических умений работы с бумагой, развитие у ребенка индивидуальных творческих способностей в процессе освоения различных техник работы с бумагой.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Образовательные:
Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
Осваивать навыки организации и планирования работы;
Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Научить создавать собственные поделки.
Научить пользоваться инструментами и приспособлениями, используемыми в работе.
Научить организации рабочего места и технике безопасности на нем.
Развивающие:
Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз – рука»
Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
Воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.);
Формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность одного занятия 35-40 минут. Количество часов – 34 часа в год. Программа ориентирована на детей 8-11 лет.
Планируемые результаты.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся смогут научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать различные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему мнению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия портнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощь.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно- творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Инструктаж по технике безопасности «Каждому опасному предмету своё место».Знакомство с историей появления бумаги (презентация). Изучение свойств бумаги. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимые для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасного труда.
Аппликация (5ч.)
Знакомство с основами знаний в области композиции, цветоведения. Знакомство и овладение способами разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская аппликация, объемная аппликация, аппликация из геометрических фигур.
Бумагопластика (7ч.)
Выполнение простейших фигур, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала. Знакомство и овладение простейшими способами работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.
Торцевание (4ч.)
Знакомство с основными приёмами работы в технике «торцевания», работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания». Инструменты. Техника безопасности при работе.
Квиллинг (8ч.)
Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы в технике квиллинг. Овладение основными приёмами работы в технике «бумагокручения», составление пространственных и сюжетных композиций. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями.
Модульное оригами (9ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
Пров. | Факт. |
Введение (1ч.) |
1 | Инструктаж по технике безопасности «Каждому опасному предмету своё место». | 1 | | |
Аппликация (5 ч.) |
2 | Аппликация «Львенок». | 1 | | |
3 | Объемная аппликация « Солнышко». | 1 | | |
4 5 6 | Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. | 3 | | |
Бумагопластика (7 ч.) |
7 | Бумагопластика простых фигур (витая спираль). «Дерево». | 1 | | |
8 | Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок «Ромашка». | 1 | | |
9 10 | Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. | 2 | | |
11 12 | Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. | 2 | | |
13 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой «Торцевание» | 1 | | |
Торцевание (4ч.) |
14 | Композиция «Колобок». | 1 | | |
15 | Композиция «Зимняя» | 1 | | |
16 | Композиция «Елочка» | 1 | | |
17 | Презентация лучших работ в технике торцевания | 1 | | |
Квиллинг (8ч.) |
18 19 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой «Квиллинг» (бумагокручение). | 1 | | |
20 | Композиция «Снежинки». | 1 | | |
21 22 | Композиция «Жар- птица». | 2 | | |
23 24 | Композиция « Цветочное ассорти». Коллективная работа. | 2 | | |
25 | Презентация лучших работ в технике квиллинг. | 1 | | |
Модульное оригами ( 9ч.) |
26 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой « Модульное оригами». | 1 | | |
27 | Композиция «Рыбка» | 1 | | |
28 | Композиция «Аквариум». | 1 | | |
29 30 | Композиция «Аленький цветочек» | 2 | | |
31 32 33 | Композиция «Лебедь». | 3 | | |
34 | Презентация лучших работ в технике модульное оригами. | 1 | | |