Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»
«Рассмотрено» На заседании кафедры(М/О) Начальных классов Зав.кафедрой В.Д.Турашова Протокол от 28.08.18 № 1 | «Согласовано» на заседании научно-методического совета гимназии и\оЗам.директора по НМР Е.В.Кодочигова Протокол от 28.08.18 №1 | «Утверждаю» директор гимназии №4 им.А.С.Пушкина Е.Н.Гребнева Приказ от 29.08.18 № 224/1 |
Программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
по общеинтеллектуальному направлению
для детей младшего школьного возраста
для 2 класса
Срок реализации: 2018-2019 год
Составитель:
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия № 4
им. А. С. Пушкина»
Ларионова И.Ю.
.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.
Мониторинг оценки качества знаний учащихся показал, что в классе есть дети, у которых есть проблемы в освоении учебного материала.
Выяснилось, что учащиеся испытывают затруднения при решении задач в два действия, при сложении и вычитании двузначных чисел с переходом через десяток, при делении и умножении двузначных чисел, при решении геометрических и логических задач.
Для профилактики неуспеваемости, совершенствования знаний, умений и навыков с данными учащимися необходимо вести работу по индивидуальной программе.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года)
Необходимо выяснить, причины неуспеваемости:
1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задания до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5. Ригидность психики, то есть замедление восприятия и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
7. Нарушение зрения, слуха.
8. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
9. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся. Отставание ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, задания, не может наметить план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, указать, что нового он узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросы по существу изучаемого и не читает дополнительных к учебнику источников, которые рекомендовал учитель.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск решения проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоления трудностей.
4. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
• Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
• Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
•Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
• Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.);
• Различные формы взаимопомощи;
• Дополнительные занятия с учеником во внеурочное время;
Работа со слабоуспевающими учащимися строится в зависимости от причин, которыми вызваны затруднения в учёбе и учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
В содержание дополнительных занятий включен учебный материал, который не только помогает преодолеть пробелы в знаниях, умениях и навыках, но готовит к осмысленному, активному участию в изучении нового материала.
Цель программы:
формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков у учащихся, имеющих трудности в обучении по математике, русскому языку, предупреждение неуспеваемости.
Задачи:
• Развитие памяти, мышления, речи, внимания;
• Ликвидация выявленных пробелов в знаниях;
• Формирование мотивации интереса к учебе;
Возраст детей и сроки реализации программы:
1 класс- 6-7 лет- 2017-2018 учебный год
2 класс- 7-8 лет- 2018-2019 учебный год
3 класс- 8-9 лет- 2019-2020 учебный год
4 класс- 9-10 лет- 2020-2021 учебный год
Место курса в учебном плане
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю) ,по 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю). Продолжительность занятий: 35 минут в 1 классе, 45 минут во 2-4 классах одно занятие.
Общая характеристика курса
Этот курс, являясь повторением и обобщением знаний по математике и русскому языку, полученных на уроках, одновременно нацелен на перспективное развитие и активизацию логического мышления у детей.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
• Учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения;
• Способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• Адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• Умение принимать и сохранять учебную задачу;
• Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия:
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• Обобщать;
• Устанавливать аналогии;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• Умение сотрудничать;
• Задавать вопросы;
• Контролировать свои действия;
• Формулировать собственное мнение;
Принципы построения программы
1.Приоритет индивидуальности.
2. Необходимость учить учиться.
Принципы реализации
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивание ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Содержание программы
На занятиях создаются условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности. Этому способствуют:
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
В занятия включены задания на развитие памяти, мышления, фонематического слуха:
-карточки для индивидуальной работы.
-задания с выбором ответа.
-деформированные задания.
-тетради – тренажёры.
-перфокарты
• Упражнения на развитие познавательных процессов младших школьников (развитие памяти, внимания, мышления, речи).
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:
1) развивать положительную мотивацию;
2) обучать в условиях низкой мотивации.
Формы контроля и аттестации
устные письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
диагностические работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы;
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности
Результат первого уровня: приобретение учащимися устойчивых знаний по темам, вызывающим затруднение, о правилах конструктивной групповой работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; способах решения нестандартных задач.
Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, своему внутреннему миру.
Результаты третьего уровня: приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения в группе; опыт самостоятельной организации своей деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате занятий ученик получит возможность научиться:
названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая единица счета;
единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях;
выполнять проверку вычислений;
решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
решать уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом действий;
сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения;
выполнять фонетический разбор слова;
выполнять разбор слова по составу;
развивать умение видеть и обозначать орфограммы в словах.
Различать части речи
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ликвидация неуспеваемости.
Повышение уровня ЗУН учащихся.
Повышение качества знаний учащихся.
Повышение мотивации к учению.
Формы подведения итогов
1 четверть | Викторина |
2 четверть | КВН |
3 четверть | «Поле чудес» |
4 четверть | Веселые задания |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор