Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Толькинская школа - интернат среднего общего образования»
ПРОГРАММА
воспитательной работы
интерната семейного типа
МОУ «ТШИ СОО»
«Достойный гражданин ЯМАЛА»
(ме титами илептямын, ли утокын)

Толька
1. Актуальность программы
За много лет существования общеобразовательной школы-интерната, созданной для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, родители которых ведут традиционный образ жизни, для получения ими на первом этапе начального, затем основного и среднего (полного) образования, сложилась система интернатского воспитания, направленная на социальную помощь и поддержку.
Интернат для воспитанников становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, старших и младших воспитанников, зависит приобретение последними социального опыта, основ человеческих взаимоотношений и гражданского самосознания.
Воспитанники интерната, живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Для воспитания активной гражданской позиции необходимо вовлекать воспитанников в различные виды деятельности. Ребенок должен чувствовать свою важность и нужность в коллективе, видеть, как ценят и уважают его в группе, должен иметь возможность сделать свои первые шаги и ошибки в социальной жизни.
Воспитательный процесс становится единым целым социально-педагогическим пространством, где педагог и воспитанник становятся его главными действующими лицами.
Справка: В семьях интерната проживает 30 воспитанников, родители проживают на лесных угодьях и ведут кочевой образ жизни; Основная масса воспитанников из малообеспеченных и многодетных семей. Все воспитанники относятся к коренному малочисленному народу севера – селькупы.
Проблема: Низкий уровень социализации воспитанников, проживающих в семьях и ведущих кочевой образ жизни; не умение адаптироваться в новых условиях жизни и как следствие низкий уровень школьной мотивации.
Цель: Создание условий для социальной адаптации воспитанников коренной национальности, с сохранением национального уклада жизни и дальнейшей их самореализации, где главным критерием является развитие личности воспитанника через включенность в различного рода деятельность и степень активности в этой деятельности, согласно личным устремлениям воспитанника и педагогических задач.
Задачи:
Сплочение и развитие единого коллектива в группах-семьях.
Сохранение этнонационального уклада жизни с опорой на традиции и обычаи селькупского народа.
Расширение правового информационного поля воспитанников коренной национальности.
4. Профессиональное самоопределение воспитанника через вовлечение их в различные виды внеурочной деятельности.
Семья интерната помогает ребенку решать задачи в основных сферах жизнедеятельности:
1. Сфера познания (учеба, информация, знания).
2 Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей).
Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Воспитательная работа в семье представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и воспитанников, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать сложные проблемы, делать нравственно обоснованный выбор. На формирование личности оказывают решающее влияние социальная среда, система воспитания и активное участие в практической, преобразовательной деятельности. Дети школы-интерната не могут приобрести социальный опыт без руководства и помощи взрослых.
Содержание программы
Основная идея – попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность адаптироваться к стационарной школьной жизни, воспитатель является ориентиром для воспитанника между школой и интернатом, где воспитанник формируется как личность. Процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов:
I этап- период временного проживания воспитанников начального звена (подготовительная группа, 1-4 классы): реализация наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям. Необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.
II этап - период временного проживания воспитанников среднего звена (5-8 классы): упор должен быть сделан на формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Он включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками. Акцент делается на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки.
Ш этап временного периода проживания воспитанников старшего звена(9-11 классы): формируется социальная позиция личности, его личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути, допрофессиональное обучение. На этом этапе также проходит подготовка подростков к выходу в самостоятельную жизнь. Несомненно, в работе с конкретными детьми нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические формы, приемы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития. Выпускники проходят аттестацию - тестирование на социальную зрелость. Результаты могут показать, насколько у выпускника сформирован профессиональный личный план, имеет ли он достаточный социальный и личностный потенциал для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
Необходимо отметить, что деление на этапы описанной системы адаптации и социализации воспитанников, носит условный и сугубо индивидуальный характер. Система работает постоянно в полном объёме, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.
Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии: традиционные формы и методы воспитания, которые были заложены в кругу семьи до прихода воспитанника в школу-интернат, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.
Основные направления и модули воспитательной работы
воспитательный модуль «Воспитанник и его культура»
воспитательный модуль «Воспитанник и его труд – «Учитый и робытый кум»
воспитательный модуль «Природа - ЩÖткын»
воспитательный модуль «Зов предков - «Щёй кум»».
Воспитательный модуль «Воспитанник и его здоровье»
Особенностью этого модуля является их направленность на формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы и сохранение здоровья.
Задачи:
- организация работы по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;
- формирование способности воспитанника и выпускника интерната осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим совершенствованием, понимать себя.
Рекомендуемые формы работы:
-дни здоровья;
-спортивные праздники День Оленевода;
-спортивные общешкольные соревнования;
-декада безопасности по соблюдению ТБ и БЖ;
-беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркозависимости;
-семинары воспитателей (ролевые игры, тренинги);
-родительские собрания «Мы в ответе за наших детей»;
- воспитательные часы, внеклассные мероприятия по формированию здорового образа жизни.
Воспитательный модуль «Я - гражданин Ямала»
Даёт возможность познать нравы и традиции, обычаи и обряды, характер взаимоотношений народов населяющих наш край. Нельзя воспитать любовь к Родине без глубокого знания своего народа и истории, традиции и культуры народов Ямала, рядом живущих народностей.
Основы патриотического и гражданского воспитание закладываются в практической деятельности семьи. Работа ведётся по трём направлениям с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников.
• Гражданское воспитание-это формирование чёткой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание предполагает освоение и реализацию воспитанником своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.
• Национально-патриотическое воспитание формирует в воспитанниках чувство любви к своей малой Родине, уважительное
отношение к национальным традициям и культуре.
• Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у воспитанников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, воспитание чувства гордости и уважения к военной истории, стремления к сохранению и приумножению славных воинских традиций.
Задачи:
- формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства гордости за великую историю нашей страны, уважение к государственной символике России;
- воспитание у воспитанников гражданской ответственности, морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
-воспитание в детях чувства любви к своей малой Родине на материалах краеведения, истории и традициях своего края, жизни знаменитых земляков.
Рекомендуемые формы работы:
- образовательная воспитательная программа «Гражданско-патриотическое воспитание»;
- организация экскурсий в краеведческие музеи;
- краеведческий ДТО «Родники истории», «Национальные промыслы»;
- «Неделя памяти», посвященная к памятной дате - 9 МАЯ, «Стенд Славы»;
- «Уроки мужества», «Уроки Конституции», беседа: «Участники Великой отечественной войны С. Толька;
- просмотр фильмов о Великой отечественной войне;
- встречи с ветеранами труда, участниками горячих точек, «Вечер в музеев» и т.п.
- акция «Как живёшь, ветеран?»
- воспитательные часы (беседы, диспуты) и уроки на тему гуманизма и нравственности, о милосердии и доброте:
- «Уроки мужества», «Уроки Конституции»;
- «Народности Севера - селькупы»;
- профессии Ямала (оленевод, охотник, рыбак, чумработница). «Из истории с. Толька»;
- участие в исследовательских проектах: муниципального, регионального, всероссийского уровня, по различным направлениям, в т.ч. краеведение.
Воспитательный модуль "Воспитанник и его культура"
В центре внимания педагогов находится личность с ее индивидуальными возможностями, проблемами, интересами и потребностями.
В семье сохраняется система гражданского воспитания и становления детей коренной национальности на основе этнопедагогики. Для детей коренной национальности, интернат - уютный, родной дом, где каждому комфортно, здесь они живут, общаются на родном языке друг с другом и со своими воспитателями, каждый может найти дело по душе.
Задачи:
- развитие всесторонне развитой личности;
- ответственное отношение к деятельности;
- чувство собственного достоинства;
- уважительное отношение к людям;
- стремление к самосовершенствованию;
- организация работы по повышению уровня воспитанности школьников;
- формирование условий для самоутверждения учащихся в коллективе;
- создание зоны отдыха, развитие творческих возможностей школьников.
Рекомендуемые формы работы:
- внеурочные мероприятия, выставки, конкурсы; посещение «Дома ремёсел», библиотеки, экскурсии в музей, ДК, «Неделя Ямала», конкурсы «Все краски», «Полярная Звезда», рисунки на асфальте;
- ролевые игры, тренинги, тестирование;
- воспитательные часы, часы общения - «Заповеди селькупа», «О быте, соблюдение культуры селькупов»; Национальная одежда, пошив, украшение».
Воспитательный модуль «Воспитанник и его труд»
Ведущую роль в этом процессе занимает школа. Трудовое воспитание и обучение взаимосвязаны, не зависимо где проживает ребёнок в лесу или в условиях посёлка. Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять ее в условиях индивидуального или коллективного взаимодействия.
Таким образом, в реальном трудовом процессе результаты трудового обучения и трудового воспитания выступают в качестве системы стимулов, побуждающих воспитанника к активному, целеустремленному сознательному выбору деятельности и соответствующих ей способов действия.
Задачи:
- воспитание навыков самообслуживания у воспитанников и чувства ответственности за проделанную работу;
- воспитание потребности в труде, овладение простейшими трудовыми навыками;
- формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
- воспитание чести, гордости, любви к профессии, понимаемой как личная ответственность и обязанность;
- обеспечение взаимосвязи умственного и физического труда.
- воспитать в воспитанниках наследников своей нации, чувство уважения к своей культуре, традициям.
Рекомендуемые формы работы:
-поход в лес «Национальная кухня»;
-презентации «Моё звонкое лето», «Мои путешествия»;
-период летних каникул «Заготовки на зиму сбор ягод брусники, клюквы, черники, дикоросов;
-экологический патруль - «Каков хозяин, таков и двор»;
-фотовыставка: «Я на Севере родился»;
-национальный праздник «День оленевода».
Воспитательный модуль «Природа»
Основной целью нашей работы по данному направлению являются вопросы познания и улучшения окружающего мира, сохранение экологии в первозданном виде, воспитание достойных граждан Отечества. Вопрос создания безопасной для человека среды обитания в настоящее время выходит на передний план. В этом деле значительное место имеет экологическое воспитание детей, а в свою очередь воспитанники могут вносить посильный вклад в дела по охране природы
Задачи:
-экологическое воспитание;
- ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- воспитание в детях самостоятельности, ответственности за себя и за природу, ответственное отношение к деятельности;
- создание условий для изучения богатства и многообразия природы родного края;
- воспитание ответственного, заботливого, трудолюбивого отношения человека к Земле (Природе);
- организация трудовой и природоохранной деятельности.
Рекомендуемые формы работы:
- дни защиты природы; акция «Чистый лес», посадка деревьев;
- экологическая тропа;
- декады, тематические недели;
- тематические беседы по охране природы:
- занятия по формированию экологической культуры;
- участие в творческих конкурсах.
Воспитательный модуль «Зов предков - «Щёй кум»
Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.
Задачи:
-создание условий для становления ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды;
-повышение уровня воспитанности и этнокультуры воспитанников;
-содействие воспитанникам в соблюдение традиционного образа жизни, с учётом проживания в условиях интерната;
-укрепление связи: семья – интернат – школа;
-активная пропаганда здорового образа жизни средствами этнопедагогики.
Вся воспитательная работа в семье основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными, где используем разнообразные формы работы:
- праздник Севера «День оленевода»;
- малая олимпиада национальных игр;
- конкурс "Северная краса", «Мистер Этно Толька», «Все краски Ямала»;
- праздник Семьи «Посвящение в воспитанники»;
- КТД, "До свидание, интернат!".