МОУ «Идрицкая средняя общеобразовательная школа»
Учебная программа
для обучающихся по программам
специальных (коррекционных) школ VIII вида
по предмету русский язык
для 7 класса
1. Пояснительная записка.
Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с умственной отсталостью не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.
В соответствии с законами РФ все дети имеют право на образование. Президент РФ Д.М.Медведев так же говорил о том, что дети имеют право на получение образования по месту жительства. Образование для всех детей должно быть доступным, эффективным и качественным.
В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.
Программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида”/авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей, обучающихся по программе VIII вида. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65 – 70 слов);
писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарём.
2. Учебно-тематическое планирование на учебный год.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Звуки и буквы. Текст. | 7 |
2. | Предложение. Текст. | 6 |
3. | Слово. Текст. | 90 |
4 | Предложение. Текст. | 13 |
5 | Повторение. | 10 |
6 | Связная речь. | 9 |
| | |
| | |
| | |
Тема 1. Звуки и буквы. Текст. 7 часов
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация.
Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании).
Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать её место (приставка, корень, суффикс, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).
Употребление разделительных ъ и ь знаков в словах, работа со школьным орфографическим словарём. Алфавит.
Единство темы, наличие основной мысли и её развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).
Тема 2. Предложение. Текст. 6 часов
Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.
Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.
Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.
Тема 3. Слово. Текст. 90 часов.
Состав слова. 20 часов.
Повторение.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок – волчище, Маша – Машенька).
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми согласными и двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный ъ после приставок. составление групп слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи. 70 часов.
Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счёт слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.
Существительные близкие и противоположные по значении. Использование их в контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж. склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, нос ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе (тишь, врач. туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имён существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Имя прилагательное.
Роль в речи. Расширение круга имён прилагательных за счёт обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далёкий). оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определённую тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.
Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Глагол. Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания).
Слова, близкие и противоположные по значению. Включения их в предложения. Сравнительные обороты с союзом как, будто.
Начальная форма глагола (неопределённая форма) на –ть,-ться, -ти, -чься (что делать? что сделать?).
Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3 лица единственного числа и неопределённой формы
(-тся, -ться).
изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику ми средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата | Словарная работа. Связная речь | Оборудование |
1 четверть |
Звуки и буквы. Текст. 17 часов Сентябрь |
1. | Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный. | 1 | | делегат | таблица |
2. | Дифференциация звуков. | 1 | | документ | |
3. | Соотношения произношения и написания в корне слова. | 1 | | насекомое | памятка |
4. | Общий способ решения орфографических задач | 1 | | чемодан | |
5. | Подбор проверочных слов | 1 | | государство население | |
6. | Употребление разделительных ъ ь в словах. | 1 | | Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов. | Орфографические словари. |
7. | Простое предложение. | 1 | | | |
8. | Простое предложение с однородными членами. | 1 | | | |
9. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | лекарство рецепт | |
10. | Интонация. Сопоставление и перечисление | 1 | | беречь | |
11. | Использование грамматических категорий в качестве однородных членов | 1 | | стеречь | |
12. | Выделение в отрывке литературного произведения части текста. | 2 | | издалека | |
13 | Выделение в тексте средств связи предложения. | 1 | | снизу | |
14. | Выделение образных средств языка. | | | стадион | |
15. | Диктант. | 2 | | | |
Состав слова. 17 часов октябрь |
1. | Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок. | 1 | | мастер | схемы слов |
2. | Эмоционально-оценочные слова. | 1 | | почтальон | |
3. | Описание предметов с различной эмоциональной оценкой. | 1 | | верстак слесарь | |
4. | Подбор однокоренных слов. | 1 | | токарь | |
5. | Единообразное написание гласных и согласных в корне слова. | 1 | | бассейн | |
6. | Способы поверки орфограмм в корне слова. | 1 | | независимость | |
7. | Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове. | 1 | | аппарат | |
8. | Способы проверки орфограмм | 1 | | тротуар | |
9. | Изложение «Завещание» | 1 | | Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана. | |
10. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | 1 | | | |
11. | Непроизносимые согласные в корне | 1 | | монтаж | таблица |
12. | Слова с двойными согласными. | 1 | | аппарат | |
13. | Правописание приставок на –а, -о | 1 | | расстояние | |
14. | Правописание приставки пере- | 1 | | | |
15. | Разделительный ъ после приставок | 1 | | тренировать | таблица |
16. | Диктант. | 1 | | | |
17. | Повторение по теме «Состав слова» | 1 | | | таблица |
2 четверть |
Части речи. Имя существительное (17 часов) ноябрь - декабрь |
1. | Имя существительное. Роль в речи. | 1 | | масштаб | пиктограммы |
2. | Расширение круга имён существительных. | 1 | | гастроном | |
3. | Существительные близкие и противоположные по значению. | 1 | | патриот | |
4. | Определение грамматических признаков существительного. | 1 | | универмаг | таблица |
5. | Правописание падежных окончаний существительных. | 2 | | тренер | |
6. | Правописание безударных падежных окончаний. | 2 | | | |
7. | Склонение имён существительных во мн. числе | 2 | | масленица | |
8. | Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце. | 1 | | независимость | |
9. | Выделение опорных слов из короткого текста. | 1 | | масштаб | |
10. | Сочинение | 1 | | Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. | |
11. | Анализ готового текста. | 1 | | | |
12 | Построение текста по аналогии. | 1 | | почерк | |
13. | Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы. | 1 | | | |
14 | Диктант. | 2 | | | |
Имя прилагательное (24 часа) |
1. | Имя прилагательное. | 1 | | программа | таблица |
2. | Расширение круга имён прилагательных. | 2 | | лекарство | |
3. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 2 | | экзамен | |
4. | Контрольный диктант. | 2 | | | |
5. | Согласование имени прилагательного с существительным. | 2 | | электричество | |
6. | Использование образных средств языка. | 2 | | процент |
3 четверть январь |
7. | Склонение имён прилагательных. | 3 | | платформа | |
8. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | | литература | |
9. | Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе. | 1 | | республика | |
10. | Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов | 2 | | кабинет | |
11. | Правописание имён прилагательных. | 2 | | милиция | |
12. | Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах. | 1 | | серебряный | |
13. | Составление текста по опорным словосочетаниям. | 1 | | спектакль антракт | |
14. | Диктант. | 2 | | | |
Местоимение (11 часов). февраль |
1. | Значение в речи личных местоимений. | 1 | | километр | таблица |
2. | Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными. | 1 | | мороженое | |
3. | Личные местоимения. | 1 | | | |
4. | Раздельное написание предлогов с местоимениями. | 1 | | температура | памятка |
5. | Упражнения в правильном использовании местоимений в речи. | 3 | | | |
6. | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» | 2 | | Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему | схема |
7. | Диктант. | 2 | | | |
Глагол (31 час). |
1. | Глагол. Роль в предложении. | 1 | | гардероб | |
2. | Семантические группы глаголов. | 1 | | патриот | |
3. | Глаголы близкие и противоположные по значению. | 1 | | вдали | |
4. | Начальная форма глагола. | 2 | | литература | |
5. | Изменение глагола по временам | 3 | март | стеречь | |
6. | Изменение глагола по числам. | 2 | | велосипед | |
7. | Лицо глагола в настоящем и будущем времени. | 2 | | рецепт | |
8. | Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола. | 2 | | хирург | |
9. | Диктант. | 2 | | | |
10. | Изменение глаголов. | 2 | | | |
4 четверть |
11. | Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение) | 3 | | материк | |
12. | Правописание частицы не с глаголами. | 2 | | планета | |
13. | Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста. | 3 | | слесарь | |
14. | Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец). | 3 | | стадион | |
15. | Диктант. | 2 | | | |
Предложение. Текст. 18 часов |
1. | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 2 | | почтальон | схема предложения |
2. | Сравнение сложного предложения с простым. | 1 | | бутерброд | |
3. | Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. | 2 | | Письмо с элементами описания предмета | |
4. | Знаки препинания в сложном предложении. | 2 | | светофор | |
5. | Выделение простых предложений из текста. | 1 | | | |
6. | Выделение сложных предложений из текста. | 1 | | | |
7. | Работа с диалогом. Решение в нм различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»). | 1 | | чувство | |
8. | Использование обращений в деловых бумагах. | 1 | | программа | |
9. | Рассказ и описание как типы текстов. | 1 | | манекен | |
10. | Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. | 1 | | планета | |
11. | Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану. | 1 | | тротуар | |
12. | Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера. | 1 | | бригада | |
13. | Редактирование текста. | 1 | | | |
14. | Диктант. | 2 | | | |
| | | | | |
3. Контрольно-измерительные материалы.
Данные виды текстов могут быть использованы для проведения различных видов диктантов и в качестве дидактического материала на уроках русского языка разного типа. Тематически тексты разнообразны, доступны детям, соответствуют их умственным способностям, уровню знаний, отражают требования программы коррекционного обучения, имеют воспитательную направленность. Тексты адаптированы с учётом учебных целей. Тексты диктантов дополнены грамматическими заданиями в соответствии с требованиями к умениям учащихся. Грамматическое задание может быть дано наиболее сильным ученикам.
Рыбалка.
Поздно вечером я и мой товарищ пошли на рыбную ловлю. Мы решили провести ночь на берегу речки в шалаше, но долго не могли уснуть.
Летняя ночь коротка. Чуть забрезжил рассвет, мы выбрались из шалаша, если на берегу и стали ловить рыбу.
Скоро товарищ подсёк, на крючке оказался большой лещ. Потом и мне попался колючий ёрш.
Уже совсем рассвело, и мы решили пойти домой. На лесной тропинке нам встретился ёж.
Мы вернулись домой, и сразу стали чистить и жарить рыбу.
77 слов
Сложные предложения. Однородные члены с союзами и без союзов. Безударные гласные. Предлоги и приставки. Буква «ь» на конце имён существительных. Падежные окончания имён существительных.
Грамматическое задание.
Вариант 1.
Объяснить написание слов с шипящей на конце товарищ, ночь.
Обозначить окончания имён прилагательных в 3-м абзаце.
Вариант 2.
Объяснить написание слов с шипящей на конце лещ, ночь.
См. 2-е задание варианта 1.
Берёза у дороги.
На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в золотой убор, и берёза была счастлива.
Наступила зима. В долгие зимние ночи ветер беспощадно трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза у дороги.
Пришло лето, наступили жаркие дни. И в шёлковой листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви стали склоняться до самых колосьев.
(Из календаря)
79 слов
Глаголы с –тся и –ться. Сложные предложения. Однородные члены. Безударные гласные. Окончания имён существительных. Разделительный «ь».
Грамматическое задание:
Вариант 1.
Объяснить написание глагола дымиться.
Обозначить части речи в предложении: На просторной равнине у дороги стояла белая берёза.
Вариант 2.
Объяснить написание глагола склоняться.
Обозначить части речи в предложении: В долгие зимние ночи ветер трепал ветви берёзы.
Лесные голоса.
Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклички сорок, но самые нежные, самые мелодичные голоса оставались мне неведомы, хотя порой я видел исполнителей.
Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня близко. А когда заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку и продолжала с той же ноты, на которой я её прервал. Жаль, я не узнаю, что это за птичка.
(По Ю. Нагибину)
74 слова
Окончания имён существительных и прилагательных. Безударные гласные. Предлоги и приставки.
Грамматическое задание:
Вариант 1.
Подобрать однокоренные слова к слову голоса.
Объяснить написание окончания слова (на) верхушке.
Вариант 2.
Подобрать однокоренные слова к слову верхушка.
Объяснить написание окончания слова (в) смысле.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. красивая поляна. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
(По В. Пескову)
78 слов
Грамматическое задание:
Варианты 1и 2
Выписать по 2 глагола прошедшего и настоящего времени.
Найти предложение с однородными членами и обозначить их.
В зимнюю стужу.
Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К её дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.
А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла. Вдруг она заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нём нет. Лучшей квартиры искать нечего. Белка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостом и уснула.
(По Г. Скребицкому)
77 слов
Глаголы прошедшего времени и неопределённой формы. Безударные гласные. Окончания имён прилагательных и существительных. Жи, ши.
Грамматическое задание:
Вариант 1.
Объяснить написание глагола спрятаться.
Разобрать по членам предложение: Дерево задрожало, закачалось и стало падать.
Вариант 2.
Объяснить написание глагола смеркаться.
Разобрать по членам предложение и определить его тип: Белка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостом и уснула.
Летнее утро.
Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Небо светлело, холодело, синело. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья. Стали раздаваться живые голова, звуки, и жидкий ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй. Тело моё ответила ему лёгкой весёлой дрожью. Я проворно встал и пошёл вдоль реки. Не успел я пройти двух вёрст, как полились кругом меня сперва алые, потом красные золотые потоки молодого горячего света. Всё зашевелилось, запело, зашумело.
(По И.С.Тургеневу)
82 слова.
Глагол. Неопределённая форма. «Не» с глаголами. Окончания имён существительных и прилагательных. Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Предлоги и приставки. Жи, ши. Разделительный «Ь». Однородные члены предложения. Сложные предложения.
Грамматическое задание:
Вариант 1.
Найти и разобрать глаголы в предложении: Отсырела земля, запотели листья.
Объяснить написание безударных гласных в корне слова холодело.
Вариант 2.
Найти и разобрать глаголы в предложении: Я проворно встал и пошёл вдоль реки.
Объяснить написание безударных гласных в слове молодого.
Зимой.
Прошло осеннее ненастное время года. Пришла зимняя студёная пора. Речка покрылась толстым блестящим льдом. Снег покрыл землю толстым пушистым покровом. Деревья стоят в белоснежном зимнем уборе.
Целый день белый заяц с чёрными пятнами на лбу лежит в своём тёплом снежном логовище. Покидает его он только поздним вечером и идёт к тёплому дому ранним утром. всю длинную тёмную ночь он отыскивает себе пищу. У зайца много врагов в лесу. За ним часто и люди охотятся. Лучшие шкурки зайца идут на тёплое пальто.
81 слово.
Глагол. Окончания имён существительных и прилагательных. Непроизносимые согласные. Безударные гласные. Предлоги и приставки. Однородные члены предложения.
Грамматическое задание:
Вариант 1.
Объяснить написание окончаний прилагательных в предложении: Прошло осеннее ненастное время года.
Выписать по одному глаголу настоящего и прошедшего времени.
Вариант 2.
Объяснить написание окончаний прилагательных в предложении: Пришла зимняя студёная пора.
4. Методические рекомендации по оцениванию.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
5. Использованная литература:
Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы. Коррекционное обучение. Автор-составитель Т. П. Шабалкова Волгоград, «Учитель» 2007
Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009