МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 1
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
Абих Т.И. Энс Н.Н.
«____»__________2013г. «___»___________2013г.
Рабочая программа учебного предмета
Обществознание
(включая экономику и право)
8 класс, базовый уровень.
Разработана
Старостиной Светланой Николаевной
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического (объединения) (совета) МБОУ Нижнеингашской средней общеобразовательной школы № 1.
Протокол №1 от 30 августа 2012 года.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы А.И. Кравченко « Обществознание. Программа курса 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Москва, «Русское слово» 2009г.) к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание. 8 класс» (Москва, «Русское слово» 2009г.) с учетом требований образовательного стандарта.
Содержание курса обществознания представлено «Обществознанием» (8класс) в виде комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Кроме знаний, в содержание курса входят социальные навыки и умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Доминирующая идея курса: интеллектуальное развитие и саморазвитие учащихся как личностей, достойных быть гражданами своей страны и готовыми к восприятию процессов глобализации современного мира.
Курс обществознания направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе и его сферах, о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Соотношение разделов Примерной и авторской программ:
Примерная программа | Программа А.И. Кравченко |
Общество-8ч. Человек- 10ч. | Раздел I.Общество и человек-10 ч. |
Сфера духовной культуры-8 ч. | изучается в 9 классе |
Экономика -22 ч. | Раздел II. Экономическая сфера – 10 ч. |
Социальная сфера- 14ч. | Раздел III. Социальная сфера -10 ч. |
Политика и социальное управление-10ч. | Изучается в 9 классе |
Право-22ч. | Изучается в 9 классе |
В Примерной программе резерв учебного времени на втором этапе 7-9кл -14 ч. В данной рабочей программе резерв 4ч. распределен следующим образом:
1ч. дополнительный к теме 4(Раздел I)-«Реформы и революции»
1ч дополнительно: к теме 2 (Раздел II)-«Основной закон бизнеса»
1ч. дополнительный к теме 7 (Раздел III)-Способы решения конфликтов
1ч.-итоговое повторение (Контрольная работа № 4) «Общество и человек».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», в том числе в 8 классе отводится 35 ч., т.е. 1ч. в неделю. Но по учебному плану в 2013-2014 учебном году 34 учебные недели, поэтому в 8 классе будет изучаться обществознание 34 часа.
Перечень учебно-методической литературы.
ПРОГРАММА | УЧЕБНИК | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ | ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ |
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику право). А.И. Кравченко Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Русское слово» 2009г. с.7-с.15. | А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 8 класс. Москва «Русское слово». 2009г. | Обществознание. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. Автор-составитель Н.С. Кочетов. Волгоград. «Учитель» 2007г. | Г.Н. Михайлов. Шпаргалки по обществознанию. Санкт-Петербург. «Литера» 2008г. |
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся 8 класса должны знать-понимать:
Основные понятия, отражающих объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. А также:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владеть такими видами публичных выступлений: высказывания, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
Уметь:
- использовать элементы причинно-следственного анализа;
- исследовать несложных реальных связей и зависимостей;
-определять сущностных характеристик изучаемого объекта;
-выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
-объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни,
формулировать свою точку зрения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
Содержание тем курса.
Раздел, тема | Количество часов |
Раздел I. Общество и человек Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Взаимосвязь природы и общества. Типология обществ. Социальный прогресс и развитие общества. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Социально –психологический процесс общения. Повторение «Человек в обществе и общество в человеке». | 10 |
Раздел II. Экономическая сфера Сущность и структура экономики. Товар и деньги. Спрос и предложение. Рынок, цена и конкуренция. Предпринимательство. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица. Повторение «Становление рыночного общества в России: общее и особенное» | 10 |
Раздел III. Социальная сфера Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые и бедные. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе. Семья. Повторение «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства» | 10 |
Резерв 1ч. дополнительный к теме 4(Раздел I)-«Реформы и революции» 1ч дополнительно: к теме 2 (Раздел II)-«Основной закон бизнеса» 1ч. дополнительный к теме 7 (Раздел III)-Способы решения конфликтов 1ч.-итоговое повторение (Контрольная работа № 4) «Общество и человек». | 4ч. |
34ч.
Календарно-тематический план.
Тема | Количество часов | В том числе на | № урока | № урока в теме | Тема урока | Форма урока | Количество часов | Дата проведения |
изучение программного материала | практические работы | контрольные работы |
Раздел I. Общество и человек | 11 | 10 | 1 | 1 | | | | | 11 | |
| | | | | 1-2 | 1-2 | Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Общество как социальная организация страны. | Смешанный урок лекция | 1 1 | 1чет05.09 12.09 |
| | | | | 3 | 3 | Взаимосвязь природы и общества | Смешанный урок | 1 | 19.09 |
| | | | | 4 | 4 | Типология обществ | Смешанный урок | 1 | 26.09 |
| | | | | 5-6 | 5-6 | Социальный прогресс и развитие общества. Реформы и революции | Лекция Смешанный урок | 1 1 | 03.10 10.10 |
| | | | | 7 | 7 | Личность и социальная среда | Смешанный урок | 1 | 17.10 |
| | | | | 8 | 8 | Потребности человека | Практи-кум № 1 | 1 | 24.10 |
| | | | | 9 | 9 | Социализация и воспитание | Смешанный урок | 1 | 31.10 |
| | | | | 10 | 10 | Социально-психологический процесс общения | Смешанный урок | 1 | 2чет. 14.11 |
Повторение | | | | | 11 | 11 | Повторение «Человек в обществе и общество в человеке» | Контрольная работа № 1 | 1 | 21.11 |
Раздел II. Экономическая сфера | 11 | 10 | 1 | 1 | | | | | 11 | |
| | | | | 12 | 1 | Сущность и структура экономики | Смешанный урок | 1 | 28.11 |
| | | | | 13-14 | 2-3 | Товар и деньги Основной закон бизнеса | Смешанный урок лекция | 1 1 | 05.12 12.12 |
| | | | | 15 | 4 | Спрос и предложение | Смешанный урок | 1 | 19.12 |
| | | | | 16 | 5 | Рынок, цена и конкуренция | Смешанный урок | 1 | 26.12 |
| | | | | 17-18 | 6-7 | Предпринимательство Экономическая сущность малого бизнеса | Смешанные уроки | 1 1 | 3чет. 16.01 23.01 |
| | | | | 19 | 8 | Роль государства в экономике | лекция | 1 | 30.01 |
| | | | | 20 | 9 | Бюджет государства и семьи | Практи-кум № 2 | 1 | 06.02 |
| | | | | 21 | 10 | Труд, занятость, безработица | Смешанный урок | 1 | 13.02 |
Повторение | | | | | 22 | 11 | Повторение «Становление рыночного общества в России: общее и особенное» | Контрольная работа № 2 | 1 | 20.02 |
Раздел III. Социальная сфера | 11 | 10 | 1 | 1 | | | | | 11 | |
| | | | | 23-24 | 1-2 | Социальная структура Статус как ячейка в социальной структуре общества | лекция | 1 | 27.02 06.03 |
| | | | | 25 | 3 | Социальная стратификация | Смешанный урок | 1 | 13.03 |
| | | | | 26-27 | 4-5 | Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность | Лекция Практи-кум № 3 | 1 1 | 20.03 4чет 03.04 |
| | | | | 28 | 6 | Этнос: нации и народности | Смешанный урок | 1 | 10.04 |
| | | | | 29 | 7 | Межнациональные отношения | Смешанный урок | 1 | 17.04 |
| | | | | 30-31 | 8-9 | Конфликты в обществе Способы решения конфликтов | Смешанный урок | 1 | 24.04 01.05 |
| | | | | 32 | 10 | Семья | Смешанный урок | 1 | 08.05 |
Повторение | | | | | 33 | 11 | Повторение «Социальная структура российского общества: проблемы бедности и неравенства» | Контрольная работа № 3 | 1 | 15.05 |
Итоговое повторение | 1 | | | 1 | 34 | 1 | Итоговое повторение «Общество и человек» | Контрольная работа № 4 | 1 | 22.05 |
Всего 34 ч. Из них на изучение программного материала-30 ч., контрольные работы – 4, практикумы (практические работы) -3.
График контрольных мероприятий.
№ | Тема работы | Количество часов | Сроки проведения |
1 | Контрольная работа № 1 «Человек в обществе и общество в человеке» | 1 | 21.11.13 |
2 | Контрольная работа № 2 «Становление рыночного общества в России6 общее и особенное» | 1 | 20.02.14 |
3 | Контрольная работа № 3 «Социальная структура российского общества: проблемы бедности и неравенства» | 1 | 15.05.14 |
4 | Контрольная работа № 4 «Общество и человек» | 1 | 22.05.14 |
4
Итоги учебного года
Четверти | Количество часов в неделю | Количество недель | Количество часов в четверти | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
1 | 1 | 9 | 9 | 1 | - |
2 | 1 | 7 | 7 | - | 1 |
3 | 1 | 10 | 10 | 1 | 1 |
4 | 1 | 8 | 9 | 1 | 2 |
Учебный год | 1 | 34 | 34 | 3 | 4 |
Оборудование (обществознание)
№ | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
Ос- нов- ная шко- ла | Старшая школа |
Ба- зо- вый уро- вень | Про- филь- ный уро- вень |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
1.1. | Примерная программа основного общего образования по обществоведению | Д | | | |
1.2. | Авторская рабочая программа по курсам обществоведению | Д | | | А.И. Кравченко. Обществознание. Программа курсов для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва. «Русское слово». 2009 |
1.3. | Дидактические материалы по всем курсам | Ф /K | | | Контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам |
1.4. | Учебный словарь по обществознанию для основной школы | Д | | | |
1.5 | Методическое пособие для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | | | |
2. | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
2.2. | Слайды по тематике курсов обществоведения | Д | | | Слайды в виде презентаций к урокам по разделам и по темам |
3 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО) | При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ) |
3.1. | Проектор
| Д | | | |
3.2. | Интерактивная доска | Д | | | Минимальные размеры 1,5 х 1,5 |
5.3. | Компьютер | Д | | | |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6 - 7 экз.).