Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ директора по ППо Директор ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
________Л.В. Горловая _________________В.А. Силаков
«_____»_________________2019 «_____»_________________2019
рабочая ПРОГРАММа
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Электротехника
для профессий среднего профессионального образования
по программе подготовки квалифицированных рабочих служащих
по профессии:
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2019г., протокол № _______
Председатель ПЦК______________А.Н.Юрченко
пос. Молодежный, 2019г.
Рабочая программа дисциплины Электротехника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии:
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Содержание
| стр. |
1. паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
2. структура и содержание дисциплины | 7 |
3. условия реализации дисциплины | 14 |
4. контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электронная техника
название дисциплины
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины Электротехника и электроника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. - ОК 07, ОК 09 – ОК 10 ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 3.2. | -измерять параметры электрических цепей автомобилей; -пользоваться измерительными приборами. | -устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей; -устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами. |
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В части профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 35часов;
самостоятельной работы обучающегося - 1 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 35 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические работы | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 1 |
в том числе: презентации | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Глава 1. Электрическое поле (2 ч) | | |
| Содержание учебного материала Техника безопасности и охрана труда. Понятие о трудовой и технологической дисциплине. Понятие о культуре труда рабочего. | | |
1 | Электротехника. Техника безопасности и охрана труда. | 1 | |
2 | Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Конденсаторы. | 1 | |
Глава 2. Электрические цепи постоянного тока (5 ч) | | |
| Содержание учебного материала Техника безопасности и охрана труда. Понятие о трудовой и технологической дисциплине. Понятие о культуре труда рабочего. Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении, сопротивлении. Мощность тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Законы Кирхгофа. Элементы, схемы электрических цепей и их классификация. | | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
3 | Понятие об электрической цепи. Закон Ома. Законы Кирхгофа. | 1 | |
4 | Практическое занятие № 1 по теме: «Закон Ома». | 1 | |
5 | Практическое занятие № 2 по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников». | 1 | |
6 | Лабораторное занятие № 1 по теме: «Ознакомление с основными измерительными приборами». | 1 | |
7 | Лабораторное занятие № 2 по теме: «Линейная электрическая цепь постоянного тока» | 1 | |
Глава 3. Электромагнетизм (5 ч) | | |
| Содержание учебного материала Магнитное поле. Классификация, элементы и характеристика магнитных цепей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Электродвижущая сила. Вихревые токи. | | |
8 | Магнитное поле. Закон электромагнитной индукции. | 1 | |
9 | Лабораторное занятие № 3 по теме: «Нелинейные электрические цепи постоянного тока» | 1 | |
10 | Практическое занятие №3 по теме: «Магнитное поле». | 1 | |
11 | Лабораторное занятие № 4 по теме: «Последовательное соединение катушки индуктивности и конденсатора». | 1 | |
12 | Практическое занятие № 4 по теме: «Расчёт простейших магнитных цепей» | 1 | |
Глава 4. Электрические цепи синусоидального тока (3 ч) | | |
| Содержание учебного материала Синусоидальный ток. Первый и второй законы Кирхгофа. Резонанс тока. Резонанс напряжения. Электрические фильтры. | | |
13 | Элементы электрической цепи синусоидального тока | 1 | |
14 | Практическое занятие № 5 по теме: «Расчёт цепей переменного тока». | 1 | |
15 | Первый и второй законы Кирхгофа в комплексной форме. | 1 | |
Глава 5. Трёхфазные электрические цепи (4 ч) | | |
| Содержание учебного материала Трёхфазные электрические цепи. Соединения «звезда». Соединения «треугольник» | | |
16 | Трёхфазные электрические цепи. | 1 | |
17 | Лабораторное занятие № 5 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «звездой». | 1 | |
18 | Лабораторное занятие № 6 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «треугольником». | 1 | |
19 | Практическая работа № 6по теме: «Расчёт трёхфазных цепей». | 1 | |
Глава 6. Трансформаторы. Электрические машины (9 ч) | | |
| Содержание учебного материала Трансформатор. Коэффициент трансформации. Автотрансформатор. Коэффициент полезного действия. Генератор постоянного тока. Двигатель постоянного тока. Электропривод. Холостой ход. Измерительные и трёхфазные трансформаторы. | | |
20 | Типы, назначение, устройство и принцип действие трансформаторов. | 1 | |
21 | Лабораторное занятие № 7 по теме: «Однофазный трансформатор». | 1 | |
22 | Практическое занятие № 7по теме: «Коэффициент трансформации». | 1 | |
23 | Генераторы и двигатели постоянного тока. | 1 | |
24 | Лабораторное занятие № 8 по теме: «Генератор постоянного тока». | 1 | |
25 | Электрические машины синусоидального тока. | 1 | |
26 | Практическое занятие № 8 по теме: «Изучение векторных диаграмм синхронного генератора». | 1 | |
27 | Лабораторное занятие № 9 по теме: «Двигатель постоянного тока». | 1 | |
28 | Практическое занятие № 9 по теме: «Схемы управления электродвигателями». | 1 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Презентации на тему: «Применение трансформаторов», «Автотрансформаторы», «Генератор», «Двигатель постоянного тока», «Электропривод» | 1 | |
Глава 7. Электрические аппараты автоматики и управления. Полупроводниковые приборы (4 ч) | | |
| Содержание учебного материала Полупроводники. Диоды. Транзисторы. Выпрямители. Электронные и операционные усилители. Инверторы. Стабилизаторы. | | |
29 | Электрические аппараты автоматики. Реле. Выключатели. | 1 | |
30 | Полупроводники. Электронные выпрямители, стабилизаторы. Усилители. | 1 | |
31 | Лабораторное занятие № 10 по теме: «Изучение электронной измерительной аппаратуры» | 1 | |
32 | Практическое занятие № 10 по теме: «Графические обозначения полупроводниковых приборов». | 1 | |
Глава 8. Электронные цифровые устройства. Микропроцессоры. (3 ч) | | |
| Содержание учебного материала Интегральные микросхемы и микропроцессоры. Реле. Датчики регулирования и контроля. Элементы систем автоматики. | | |
33 | Цифровые автоматы. Преобразователи. Микропроцессоры. | 1 | |
34-35 | Дифференцированный зачёт. | 2 | |
Всего | 35 | | 35 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
плакаты по электротехники;
физическое оборудование.
методические указания и контрольные задания для индивидуального проектного задания.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника: Учебник для среднего профессионального образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2018. — 480с.
Электротехника и электроника: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.образования/ Н. Ю. Морозова. – 6-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 288 с.
Петленко А.Б., Меркулов Р.В., Крашенинников, и др. Электротехника и электроника: Учебник. – М.: Академия, 2011.
Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учебник для учащихся не электротехнических спец-й техникумов. – М.: Высшая школа, 2012.
Лобзин С.А. Электротехника. Лабораторный практикум. Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2012.
Электротехника: Учебник для нач.проф.образования/ П.А. Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. – 7-е изд.,испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 272 с.
Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования/ В.М. Прошин.- 8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Электротехника и промышленная электроника: конспекты лекций, МГТУ им. Н. Э. Баумана,
http://fn.bmstu.ru/electro/new site/lectures/lec%201/konspect.htm
2. Электронные учебные материалы по электротехнике, МАНиГ, http://www.shat.ru
3. Общая электротехника и электроника: электронный учебник, Мордовский государственный университет, http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/
4. Интернет-коллоквиум по электротехнике, http://electro.hotmail.ru/
5. Электрические машины: лекции и примеры решения задач, http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40524
6. Электротехника и электроника: учебное пособие, http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40470
7. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате pdf для бесплатного перекачивания, http://www.kodges.ru/
8. Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info
4. Контроль и оценка результатов
освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: - методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - компоненты автомобильных электронных устройств; - методы электрических измерений; - устройства и принципы действия электрических машин | Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; - методов электрических измерений; - устройства и принципов действия электрических машин | Тестирование |
уметь: - пользоваться электроизмерительными приборами; - производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля; - производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем | Производить измерения с целью проверки состояния электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов; Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования и итогового зачёта |
Разработчики: