Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу изучения курса «Литературное чтение» ученик научится:
- правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
- читать молча небольшие тексты (темп – не менее 70 слов в минуту);
- пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
- определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
- читать наизусть 5-6 стихотворений; 1-2 отрывка из прозы;
- самостоятельно знакомиться с произведениями и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
- самостоятельно отбирать книги для чтения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно – символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно – этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55 – 60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать своё мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изученному разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изученным разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения);
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в её аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтролю и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя, определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану, самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения.
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – популярные произведения; сказка, рассказ, справочная детская литература: книги – справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказы), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев и т.д.). Подготовка и проведение уроков – сказок, уроков – утренников, уроков – конкурсов, уроков – игр.
Чтение: работа с информацией.
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотации, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
«О нашей Родине» (5 ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.
«Народная мудрость» (6 ч.): песенки, пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички, считалки, былины.
«О детях и для детей» (13 ч.): произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.
«Мир сказок» (6 ч.): «У страха глаза велики» (русская народная сказка), «Маленькие человечки» (братья Гримм), «Пятеро из одного стручка» (Х.-К. Андерсен), «Семеро храбрецов» (братья Гримм).
«Уж небо осенью дышало…» (6 ч.): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.
«Снежок порхает, кружится…» (18 ч.): произведения фольклора; произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова – Микитова, Г. Скребицкого, З. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.
«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 ч.): произведения о зиме, о новогоднем празднике. Выразительное чтение произведений С. Михалкова, А. Гайдара, С. Маршака, С. Городецкого, Х.-К. Андерсена.
«О братьях наших меньших» (12 ч.): произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина – Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (11 ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Киплинга.
«Семья и я» (15 ч.): произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.
«Весна, весна красная…» (24 ч.): произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Баратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.
«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8 ч.): русская народная сказка «Хаврошечка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Кот в сапогах».
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часа из расчета 4 ч в неделю
Количество часов:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
32 ч | 32ч | 40 ч | 32ч |
1 полугодие 64 часа 2 полугодие 72 часа
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тема раздела/ количество часов | Номер урока | Тема урока |
«О нашей Родине» (5 часов) | 1 | Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина». |
2 | Стихотворения о Родине. И. Никитин «Русь» (отрывок). |
3 | Рассказы о Родине. С. Романовский. «Русь» (в сокращении). |
4 | Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о Русской земле» |
5 | Стихи русских поэтов. С. Прокофьев «Родина». |
«Народная мудрость» (6 часов) | 6 | Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла…» |
7 | Загадки народные. |
8 | Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». |
9 | Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева). «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок). |
10 | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. |
11 | Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка» и «Проверь себя». |
«О детях и для детей» (13 часов) | 12 | Стихотворения о детях. А. Барто «Катя». Б. Заходер «Перемена». |
13 | Произведения для детей. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение (по хрестоматии) А. Рубцов «Ступенька» |
14 | Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело». |
15 | Произведения о детях. Е. Пермяк. «Смородинка». Дополнительное чтение. С. Михалков «Прогулка» |
16 | Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение (по хрестоматии): Н. Носов «На горке», П. Воронько «Мальчик Помогай» |
17 | Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Нанайская народная сказка «Айога». |
18 | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь». |
19 | Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение (по хрестоматии) Я. Аким «Жадина». |
20 | Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение (по хрестоматии). В. Осеева «Волшебная иголочка». |
21 | Произведения о детях и для детей. А. Митта. «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение по хрестоматии) В. Берестов «Прощание с другом». |
22 | Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение (по хрестоматии) В. Катаев «Цветик-семицветик» |
23 | Литературное слушание. В. Беспальков «Совушка». Рубрика «Книжная полка». |
24 | Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик». |
«Мир сказок» (6 часов) | 25 | Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение (по хрестоматии) «Царевна - лягушка». |
26 | Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение (по хрестоматии) «Царевна-лягушка». |
27 | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение (по хрестоматии) Братья Гримм «Три брата» |
|
28 | Сказки Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение. Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине» |
29 | Литературные (авторские сказки). Братья Гримм «Семеро храбрецов». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Б. Заходер «Серая звёздочка». |
30 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя». |
«Уж небо осенью дышало…» (6 часов) | 31 | Произведения об осени (о родной природе). А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Г. Скребицкий «Осень» (отрывок). Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Пришвин «Осеннее утро». |
32 | Произведения об осени. Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень». |
33 | Произведения об осени. Н. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение (по хрестоматии). А. Твардовский «Начало осени» |
34 | Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин. «Недосмотренные грибы» |
35 | Литературное слушание. Произведения о природе. Э. Шим «Храбрый опёнок», К. Бальмонт «Осень». Дополнительное чтение (по хрестоматии) А. Майков «Осень» |
36 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя». |
«Снежок порхает, кружится…» (18 часов) | 37 | Произведения о зиме. З. Александрова. «Зима». Дополнительное чтение (слушание). К. Ушинский «Проказы старухи зимы» |
38 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение (по хрестоматии) С. Есенин «Пороша». |
39 | Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». |
40 | Литературное слушание. Сказки о природе. Э. Шим. «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен». |
41 | Народные сказки. Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение (по хрестоматии) Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица». |
42 | Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнительное чтение (по хрестоматии) Е. Пермяк «Четыре брата». |
43 | Стихотворения о зиме. И. Суриков. «Детство» (отрывок). Коллективная творческая работа "Зимние забавы". |
44 | Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка». |
45 | Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка» |
46 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Японская народная сказка «Журавлиные перья». |
47 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Японская народная сказка «Журавлиные перья». |
48 | Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Дополнительное чтение (слушание) В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза». |
49 | Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Дополнительное чтение (слушание) В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза». |
50 | Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует». |
51 | Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу». И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?». |
52 | Литературное слушание. Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович». |
53 | Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича». |
54 | Комплексная контрольная работа. |
«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 часов) | 55 | Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка». |
56 | Литературное слушание. Сказки Х.-К. Андерсена «Ель» (в сокращении). |
57 | Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок). |
58 | Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок). |
59 | Стихотворения о Новом годе. С. Маршак. «Декабрь». |
60 | Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы». Коллективная творческая работа «Приметы Нового года». |
61 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя». |
62 | Стихи о природе. Урок – конкурс. Рубрика «Книжная полка» |
63 | Библиотечный урок. Книги о Новом годе для детей. Дополнительное чтение (по хрестоматии). Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». |
64 | Урок – утренник. «Здравствуй, праздник новогодний!» |
«О братьях наших меньших» (12 часов) | 65 | Произведения о животных. Русская народная песня «Буренушка». В. Жуковский. «Птичка». Дополнительное чтение (по хрестоматии). К. Коровин «Баран, заяц, ёж». |
66 | Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский. «Кот Васька». Произведения фольклора (считалка, загадки). Е. Благинина. «Голоса леса». Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (в сокращении). |
67 | Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин. «Старый гриб». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Н. Рубцов «Про зайца». |
68 | Рассказы о животных. К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок». Дополнительное чтение (слушание). Е. Чарушин «Перепёлка». |
69 | Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель». Скороговорки. Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Пришвин «Журка». |
70 | Присказки и сказки. М. Дудин. «Тары – бары…». Дополнительное чтение (по хрестоматии). В. Бианки «Хвосты». |
71 | Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение (по хрестоматии). К. Паустовский «Барсучий нос». |
72 | Народные сказки. Русская сказка. «Журавль и цапля». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену". |
73 | Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого). Дополнительное чтение (по хрестоматии). Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» |
74 | Авторские сказки. Д. Мамин- Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». |
75 | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки». |
76 | Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полная». Рубрика «Проверь себя». |
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (11 часов) | 77 | Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Французская сказка «Волк, улитка и осы». |
78 | Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Французская сказка «Волк, улитка и осы». |
79 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек за счастьем ходил». |
80 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек за счастьем ходил». |
81 | Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Сказка американских индейцев "Как кролик взял кайота на испуг". |
82 | Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Сказка американских индейцев "Как кролик взял кайота на испуг". |
83 | Литературное слушание. Литературные сказки зарубежных писателей. Братья Гримм. «Бременские музыканты». |
84 | Литературное слушание. Литературные сказки зарубежных писателей. Братья Гримм. «Бременские музыканты». |
85 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». |
86 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». |
87 | Зарубежные сказки. Повторение изученных сказок. |
88 | Библиотечный урок. Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка». |
89 | Проверка уровня обученности. Обобщение. Рубрика «Проверь себя» |
«Семья и я» (15 часов) | 90 | Произведения о семье. Л. Толстой «Лучше всех». |
91 | Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня. Колыбельная. |
92 | Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» |
93 | Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра». |
94 | Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья». Пословицы. |
95 | Авторская колыбельная песня. А. Майков. «Колыбельная песня. Пословицы. |
96 | Произведения о семье Л. Толстой «Отец и сыновья». Дополнительное чтение по хрестоматии). И. Панькин «Легенда о матерях». |
97 | Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Дедушка», Л. Воронкова «Катин подарок». |
98 | Стихотворения о семье. Ю. Коринец. «Март», А. Плещеев. «Песня матери». |
99 | Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Русская народная сказка «Белая уточка». |
100 | Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас?». |
101 | Стихотворения о семье. В. Солоухин. «Деревья». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Б. Заходер «Сморчки». |
102 | Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей». |
103 | Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют». Литературное слушание (по хрестоматии). К. Курашкевич «Бессмертие». |
104 | Обобщение по теме. Повторение. Рубрика «Проверь себя». |
«Весна, весна красная…» (24 часов) | 105 | Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». |
106 | Произведения о весне. А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…», А. Чехов «Весной», Г. Скребицкий «Весна – художник». |
107 | Произведения о весне. А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…», А. Чехов «Весной», Г. Скребицкий «Весна – художник». |
108 | Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков. «Снег и Ветер». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Н. Сладков «Проталина». |
109 | Разножанровые произведения о весне. С. Маршак. «Весенняя песенка», Э. Шим «Чем пахнет весна». |
110 | Стихотворения о природе. Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!». Дополнительное чтение (по хрестоматии). В. Маяковский «Тучкины штучки». |
111 | Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Пришвин «Лесная капель» |
112 | Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн. «Скворцы», Н. Сладков. «Скворец-молодец». |
113 | Произведения о природе. Н. Сладков. «Апрельские шутки». Дополнительное чтение (по хрестоматии) Н. Сладкова «Весенний разговор». |
114 | Разножанровые произведения о природе. А. Барто. «Апрель». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Н. Сладков «Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи». |
115 | Рассказы о природе. Г. Скребицкий. «Жаворонок». Дополнительное чтение (по хрестоматии) П. Воронько «Журавли». |
116 | Литературное слушание. Произведения фольклора: песенка-закличка. Веснянки, загадки. |
117 | Произведения фольклора. Закличка. Загадка. |
118 | Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок». Дополнительное чтение. В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на Родину». |
119 | Разножанровые произведения о природе. О. Высотская «Одуванчик», М. Пришвин. «Золотой луг». |
120 | Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Э. Шим «Муравейник». |
121 | Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто. «Воробей». |
122 | Произведения для детей. М. Пришвин. «Ребята и утята». |
123 | Литературное слушание. Сказки о животных. Б. Заходер «Птичья школа». Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Горькой «Воробьишко». |
124 | Произведения о природе. К. Ушинский. «Утренние лучи». |
125 | Стихотворения о природе. А. Барто. «Весна, весна на улице…». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Р. Сеф «Чудо» |
126 | Комплексная контрольная работа. |
127 | Библиотечный урок. Книги о родной природе. |
128 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя». |
«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8 часов) | 129 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-Дивное». Книги с волшебными сказками. |
130 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». |
131 | Сказки А.С. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Индийская народная сказка «Золотая рыба». |
132 | Сказки А.С. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Индийская народная сказка «Золотая рыба». |
133 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро. «Кот в сапогах». Дополнительное чтение (по хрестоматии). А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». |
134 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро. «Кот в сапогах». Дополнительное чтение (по хрестоматии). А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». |
135 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» |
136 | Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Кэрол «Алиса в стране чудес». |
|