МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №8»
учебной дисциплины
ОДБ.11. Экология
по профессии СПО (ППКРС)
29.01.07. Портной
базовая подготовка
Беслан
2019
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 29.01.07 Портной |
| |
Протокол № ____ от «____» __________ 20 ___г. | |
| |
| |
Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ Л.С. Хаблиева | Заместитель директора по учебно-производственной работе ______________ М.Б. Кайтукова |
| |
| |
| |
Составитель: Ф.П. Келехсаева, преподаватель биологии ГБПОУ ПУ №8 |
| |
| |
| |
| |
Рецензент: ______________________________________________ ФИО учёная степень, звание, должность, наименование ПОО |
СОДЕРЖАНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | СТРАНИЦЫ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ПАСПОРТ РАБОЧНЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 16 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в образовательной организации среднего профессионального образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) экология изучается как базовая учебная общеобразовательная дисциплина.
При получении профессий СПО социального профиля экология изучается в объеме 72 часов.
Рабочая учебная программа дисциплины «Экология» ориентирована на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно - научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей учебной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно - научные и гуманитарные аспекты.
Содержание рабочей учебной программы направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед экологией по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только
позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать природные объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Экология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет экологии является основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в будущей профессиональной деятельности.
Для успешного усвоения знаний, приобретения студентами практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено
выполнение практических занятий, подготовка сообщений, мультимедийных презентаций, составление кроссвордов, сравнительно-обобщающих таблиц, проведение экскурсий.
Изучение экологии на базовом уровне.
Рабочая программа обладает рядом особенностей:
в рабочей учебной программе по сравнению с Примерной программой были внесены изменения в часовое тематическое планирование в связи с необходимостью соблюдения семестрового деления и выделения часов для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета в объёме двух часов. Темы «Среда обитания человека и экологическая безопасность» и «Концепция устойчивого развития» содержат на 1 час меньше чем в примерном тематическом планировании программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология».
Для проверки знаний обучающихся используется текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме выступления с сообщением, выполнения тестовых заданий, устных опросов, беседы по ранее изученному материалу, итогов практических работ, терминологических диктантов, создание презентаций.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 11. ЭКОЛОГИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения экологии в ГБПОУ ПУ№8 в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является составной частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в ГБПОУ ПУ №8 в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по профессии 29.01.07. Портной.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина принадлежит предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС СОО. Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования .
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
изучение дисциплины «Экология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно - научной и социальной
дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;
- выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм;
- выделять основные черты среды, окружающей человека;
- выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду;
- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу;
- определять экологические параметры современного человеческого жилища;
- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»;
- различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость;
- вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде;
- определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;
- пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- объект изучения экологии;
- основные характеристики и закономерности характерные для популяции, экосистемы, биосферы;
- предмет изучения социальной экологии;
- особенности среды обитания человека и ее основных компонентов;
- основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды;
- характеристики городской квартиры как основного экотопа современного человека;
- экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города;
- основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности;
- основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;
- основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;
- историю охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Предметных:
- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек – общество - природа»;
- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
-объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
Метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа,
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
экскурсии | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 36 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОуД.11. экОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ведение | Содержание учебного материала | 2 | |
| Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы экологических исследований. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. | 2 | 2 |
Тема 1. Экология как научная дисциплина | 13 | |
Тема 1.1. Общая экология. | Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. | 6 | 2 |
Тема 1.2. Социальная экология. | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». | 5 | 2 |
Практическое занятие №1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. | | 2 |
Тема 1.3. Прикладная экология. | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Способы решения глобальных экологических проблем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Экологические проблемы в РСО - Алания. | 6 | |
Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | 23 | |
Тема 2.1. Среда обитания человека. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. |
Тема 2.2. Городская среда. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. |
Самостоятельная работа обучающихся: Описание жилища человека как искусственной экосистемы (практическое занятие). | 11 | 2 |
Тема 2.3. Сельская среда. | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. |
Тема 3. Концепция устойчивого развития | 15 | |
Тема 3.1. Возникновение концепции устойчивого развития. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». |
Тема 3.2. Устойчивость и развитие. | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития. |
Самостоятельная работа обучающихся: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие» (практическое занятие). | 7 | 3 |
Тема 4. Охрана природы | 16 | |
Тема 4.1. Природоохранная деятельность. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. |
Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). |
Самостоятельная работа обучающихся: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы» (практическое занятие). | 8 | 3 |
Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося. |
| Промежуточная итоговая аттестация. | 2 | 3 |
| Дифференцированный зачет. | 2 | 3 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - |
| Всего: | 108 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии-экологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- доска ученическая;
- шкаф вытяжной;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»
- комплект учебно-методической документации по предмету «Экология»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Чернова Н.М. Экология. 10-11 классы: учебник/ Н.М.Чернова, В.М.
Галушин, В.М. Константинов; под ред. Н.М.Черновой. – 2-е изд. - М.: Дрофа, 2014. – 302 с.
2. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – 15-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
3. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций: Учебное пособие Нов.знание. 2017.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология . 10 — 11 классы. — М., 2014.
Дополнительная литература
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 10 (11) класс. М., 2014г
Интернет-ресурсы:
www. ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
https://ecobloger.ru/krugovorot-veshhestv-v-prirode/.
https://bstudy.net/702494/estestvoznanie/zagryaznenie_okruzhayuschey_sredy_toksichnymi_radioaktivnymi_veschestvami.
http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Особо_охраняемые_природные_территории_России.
Дополнительные источники:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Интернет-ресурсы:
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Знать/понимать: - объект изучения экологии; | Даёт правильное описание взаимодействия живых систем как объекта изучения экологии. |
- вклад выдающихся учёных в развитие экологии как науки; | Осмысленно излагает материал о вкладе выдающихся учёных в развитие экологии как науки. |
- основные характеристики и закономерности характерные для популяции, экосистемы, биосферы | Даёт правильное описание основных характеристик и закономерностей характерных для популяции, экосистемы, биосферы. |
- предмет изучения социальной экологии; -особенности среды обитания человека и ее основных компонентов; | осмысленно излагает материал о среде, окружающей человека, её специфике, состоянии и компонентах. |
- основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды | Чётко формулирует основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды |
- характеристики городской квартиры как основного экотопа современного человека | Даёт правильное описание характеристики городской квартиры как основного экотопа современного человека |
- экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города; | Чётко формулирует основные экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города. |
- основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности; | Подробно излагает основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности. |
- основные положения концепции устойчивого развития, причин ее возникновения и значение концепции устойчивого развития для сохранения среды жизни человека, процветания жизни на Земле; | Правильно формулирует основные положения концепции устойчивого развития и причины ее возникновения; раскрывает значение концепции устойчивого развития для сохранения среды жизни человека, процветания жизни на Земле. |
- основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»; | Показывает знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». |
- историю охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы; | Детально раскрывает материал об истории охраны природы в России; даёт описание основных типов организаций, способствующих охране природы. |
- экологическую терминологию | Показывает знание экологической терминологии. |
Уметь: определять: - роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей; - значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | Раскрытие роли экологии в формиро-вании современной картины мира и в практической деятельности людей, а также её значения при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
- выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм; - взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. | Понимание общих закономерностей действия факторов среды на организм; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. |
- выделять основные черты среды, окружающей человека; | Установление основных черт среды, окружающей человека; |
-выявлять региональные экологи-ческие проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду; | Установление региональных экологи-ческих проблем с указанием причин их возникновения и возможных путей снижения последствий на окружающую среду. Осознание моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде. |
- определять экологические параметры современного человеческого жилища; | Правильное определение экологических параметров современного человеческого жилища. Владение знаниями экологических императивов для сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни. |
- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»; | Чётко и аргументированно излагает собственную позицию по отношению к сведениям, касающихся понятия «устойчивое развитие». |
- различать экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние; | Классификация и сравнение экономи-ческого, социального, культурного и экологического способов устойчивос-ти, изучение их взаимодействия и взаимовлияния. |
- решать экологические задачи на устойчивость и развитие; вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде; | Правильное решение экологических задач. Нахождение значения индекса человеческого развития по отношению к окружающей среде. Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы. |
- определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу; 20 | Изучение и анализ состояния экологической ситуации окружающей местности и указания на возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
- пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране; | Овладение основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и её потребностями в охране. |
- различать виды природных ресурсов и способы их охраны; | Объективное осознание значимости сведений о природных ресурсах и их охране. |
- выявлять антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах местности; | Изучение и описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности. |
Рабочая программа
пронумерована (21 страница) и прошита.
«____» _____________ 2019г.
Преподаватель ________________
Ф.П. Келехсаева
12