СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; планируемых ре­зультатов начального общего образования, Федерального базисного учебного плана и примерной программы начального общего образования по литературному чтению (авторы - составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 1 -4 классы», 2010 г).

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знако­мятся с художественными произведениями, нравственный по­тенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе пол­ноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, со­ответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Изучение литературного чтения в начальной школе с рус­ским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельнос­ти; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представ­лений о добре и зле, уважения к культуре народов многона­циональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» изучается в 4 классе 3 урока в неделю, рассчитана на 102 часа (34 учебные недели)









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС (102 часа)

Наименование разделов и тем.

Содержание программного материала.

Количество часов.

Универсальные учебные действия.

Летописи. Былины. Жития.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

И вспомнил Олег коня своего.

Ильины три поездочки.

Три поездки Ильи Муромца.

Житие Сергия Радонежского (в сокращении).

7


Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Определять эмоциональный характер текста.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Чудесный мир классики.

П.П. Ершов. Конёк-горбунок (в сокращении).

А.С. Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора! Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

М.Ю. Лермонтов. Дары Терека. Ашик-Кериб.

Л.Н. Толстой. Детство (в сокращении). Как мужик убрал камень.

А.П. Чехов. Мальчики.

16

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

Поэтическая тетрадь.

Стихотворения: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов.

19

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Пользо­ваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию сло­вами текста.

Определять эмо­циональный характер текста.

Литературные сказки.

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

П.П. Бажов. Серебряное копытце.

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек (в сокращении).


11

Определять эмоциональный ха­рактер текста.

Выделять опор­ные (наиболее важные для пони­мания читаемого) слова.

Опи­раться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содержание прочитанного.

Делу время – потехе час.

Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени.

В.Ю. Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка.

В.В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел.

6

Характеризовать персонажи, определять собственное отноше­ние к их поступкам. Составлять картинный план.

Пересказывать с опорой на кар­тинный план.

Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).

Составлять подробный и твор­ческий пересказ по измененному плану.

Страна детства.

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками (в сокращении).

М.М. Зощенко. Ёлка.

6

Формулировать тему небольшо­го текста.

Работать с заголовками: выби­рать наиболее точный из пред­ложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать со­держание по заголовку и состав­лять высказывания по заданному заголовку.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Природа и мы.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

А.И. Куприн. Барбос и Жулька (в сокращении).

М.М. Пришвин. Выскочка.

Е.И. Чарушин. Кабан.

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

10


Определять эмоциональный ха­рактер текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемо­го) слова.

Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

Родина.

И.С. Никитин. Русь.

С.Д. Дрожжин. Родине.

А.В. Жигулин. О, Родина!

5

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользо­ваться сносками и школьным тол­ковым словарем.

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста.

Определять эмоциональный ха­рактер текста; осознавать автор­ское и собственное отношение к персонажам.

Страна Фантазия.

Е.С. Велтистов. Приключения Электроника.

Кир Булычёв. Путешествие Алисы (в сокращении).

5

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста.

Определять эмоциональный ха­рактер текста.

Выявлять смысловой и эмоцио­нальный подтекст.

Зарубежная литература.

Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера (в сокращении).

Г.Х. Андерсен. Русалочка.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера (в сокращении).

Сельма Лагерлёф. Святая ночь. В Назарете.

17

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользо­ваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста.

Определять эмоциональный ха­рактер текста; осознавать автор­ское и собственное отношение к персонажам.

Всего:

102



Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу четвёртого года обучения

по предмету «Литературное чтение»

Личностные  результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   4   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 4  класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.

  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять  возможный план решения  вопросов;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;

  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание в устной и письменной форме;

  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 4  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • Самостоятельно составлять аннотацию;

  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;

  • Выявить особенности юмористического произведения;

  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

  • Сравнивать былину и сказочный текст;

  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;

  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;

  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта

Исследовательские методы и приемы, использованные на уроках: интерактивные формы; наблюдение; проблемный метод; кластер; дидактическая игра; педагогическая ситуация; ролевая игра; экспресс-исследование; рефлексия; частично-поисковый метод; метод проекта (рисунки, ОК, таблица, эксперимент); ИКТ на уроке (презентация); определение темы и цели урока; дифференцированные задания; анализ текста и составление плана.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО. Целевым приоритетом на уровне НОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нрав­ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

  • специально разработанные формы занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

  • организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;

  • проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок-исследование и др.);

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции и др.);

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

  • дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся;

  • групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

  • использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний;

  • использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

  • генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, успешное прохождение социальной и профессиональной практики).

  • Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.

  • Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря межпредметным погружениям и полипредметным декадам формируется целостная картина мира. Немаловажное значение имеет воспитательный эффект полипредметного подхода – скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.



Тема

учебного занятия

Количество часов

Летописи. Былины. Жития. (7 ч.)

1/1

Летописи. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

1 ч

2/2

Летописи. И вспомнил Олег коня своего.

1 ч

3/3

Былина – жанр устного народного творчества. Иль­ины три поездочки.

1 ч

4/4

Три поездки Ильи Муромца.

1 ч

5/5

Житие Сергия Радонежского. Памятник древнерусской литературы.

1 ч

6/6

Житие Сергия Радонежского. Характеристика главного героя.

1 ч

7/7

Обобщающий урок по разделу: «Летописи. Былины. Жития».

1 ч

Чудесный мир классики.(16 ч.)

8/1

Чудесный мир классики. П. Ершов. Конёк-Горбунок. Знакомство.

1 ч

9/2

П. Ершов. Конёк-Горбунок. Знакомство. Продолжение.

1 ч

10/3

Характеры главных героев в сказке

П. Ершова. Конёк-Горбунок.


1 ч

11/4

А.С. Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!...

1 ч

12/5

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Знакомство.

1 ч

13/6

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Знакомство. Продолжение.

1 ч

14/7

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей в сказке А.С. Пушкина. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

1 ч

15/8

Олицетворение – приём изображения действительности в стихотворении

М.Ю. Лермонтова. Дары Терека.

1 ч

16/9

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Знакомство.

1 ч

17/10

Хорошие и плохие поступки людей в сказке М.Ю. Лермонтова. Ашик-Кериб.

1 ч

18/11

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Ю. Лермонтова. Ашик-Кериб.

1 ч

19/12

Главы из автобиографической повести Л.Н. Толстого. Детство.

1 ч

20/13

Умный и находчивый герой в басне Л.Н. Толстого. Как мужик убрал камень.

1 ч

21/14

А.П. Чехов. Мальчики.

1 ч

22/15

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А.П. Чехова. Мальчики.

1 ч

23/16

Обобщающий урок по разделу: «Чудесный мир классики».

1 ч

Поэтическая тетрадь. (8 ч.)

24/1

Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф.И. Тютчева. Ещё земли печален вид… Как неожиданно и ярко…

1 ч

25/2

Своеобразие ритма и построения строк в стихах А.А. Фета. Бабочка. Весенний дождь.

1 ч

26/3

Картины весенней природы и настроение в стихах Е.А. Баратынского. Весна! Где сладкий шёпот…

1 ч

27/4

Картина сельского быта в стихотворении А.Н. Плещеева. Дети и птичка.

1 ч

28/5

Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина. В синем небе плывут над полями.

1 ч

29/6

Тема детства в стихах Н.А. Некрасова. Школьник. В зимние сумерки нянины сказки…

1 ч

30/7

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А. Бунина. Листопад.

1 ч

31/8

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».

1 ч

Литературные сказки. (11 ч.)

32/1

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского. Городок в табакерке. Знакомство.

1 ч

33/2

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Анализ поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

1 ч

34/3

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Знакомство.

1 ч

35/4

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Анализ.

1 ч

36/5

Отражение реальной жизни в сказе П.П. Бажова. Серебряное копытце. Знакомство.

1 ч

37/6

П.П. Бажов. Серебряное копытце. Знакомство. Продолжение.

1 ч

38/7

П.П. Бажов. Серебряное копытце. Анализ.

1 ч

39/8

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Т. Аксакова. Аленький цветочек. Знакомство.

1 ч

40/9

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Знакомство. Продолжение.

1 ч

41/10

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Анализ.

1 ч

42/11

Обобщающий урок по разделу: «Литературные сказки».

1 ч

Делу время – потехе час. (6 ч.)

43/1

Поучительный смысл в сказке Е.Л. Шварца. Сказка о потерянном времени. Знакомство.

1 ч

44/2

Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. Анализ.

1 ч

45/3

Средства создания комического эффекта в рассказе В.Ю. Драгунского. Главные реки.

1 ч

46/4

Многозначность слова как средство выразительности в рассказе В.Ю. Драгунского. Что любит Мишка.

1 ч

47/5

В.В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел.

1 ч

48/6

Обобщающий урок по разделу: «Делу время – потехе час».

1 ч

Страна детства. (6 ч.)

49/1

Взаимоотношение детей и взрослых в рассказе Б.С. Житкова. Как я ловил человечков. Знакомство.

1 ч

50/2

Б.С. Житков. Как я ловил человечков. Анализ.

1 ч

51/3

Поступки как средство характеристики героев. К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Знакомство.

1 ч

52/4

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Анализ.

1 ч

53/5

М.М. Зощенко. Ёлка.

1 ч

54/6

Обобщающий урок по разделу: «Страна детства».

1 ч

Поэтическая тетрадь. (4 ч.)

55/1

Тема детства в произведениях В.Я. Брюсова. Опять сон. Детская.

1 ч

56/2

Счастливые дни детства в стихотворении С.А. Есенина. Бабушкины сказки.

1 ч

57/3

Тема природы и Родины в стихах М.И. Цветаевой. Бежит тропинка с бугорка. Наши царства.

1 ч

58/4

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».

1 ч

Природа и мы. (10 ч.)

59/1

Отношение человека и птицы в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка. Приёмыш. Знакомство.

1 ч

60/2

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. Анализ.

1 ч

61/3

Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна. Барбос и Жулька. Знакомство.

1 ч

62/4

А.И. Куприн. Барбос и Жулька. Анализ.

1 ч

63/5

Писательская наблюдательность в рассказе М.М. Пришвина. Выскочка.

1 ч

64/6

Е.И. Чарушин. Кабан.

1 ч

65/7

Тема природы в рассказе В.П. Астафьева. Стрижонок Скрип. Знакомство.

1 ч

66/8

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Знакомство. Продолжение.

1 ч

67/9

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Анализ.

1 ч

68/10

Обобщающий урок по разделу: «Природа и мы».

1 ч

Поэтическая тетрадь. (7 ч.)

69/1

Настроение, выраженное в стихах Б.Л. Пастернака. Золотая осень.

1 ч

70/2

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С.А. Клычкова. Весна в лесу.

1 ч

71/3

Настроение, выраженное в стихах Д.Б. Кедрина. Бабье лето.

1 ч

72/4

Тема природы и Родины в стихотворении Н.М. Рубцова. Сентябрь.

1 ч

73/5

Иносказательный смысл произведения С.А. Есенина. Лебёдушка. Знакомство.

1 ч

74/6

С.А. Есенин. Лебёдушка. Анализ.

1 ч

75/7

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».

1 ч

Родина. (5 ч.)

76/1

И.С. Никитин. Русь.

1 ч

77/2

С.Д. Дрожжин. Родине.

1 ч

78/3

А.В. Жигулин. О, Родина!.

1 ч

79/4

Наши проекты «Они защищали Родину».

1 ч

80/5

Обобщающий урок по разделу: «Родина».

1 ч

Страна Фантазии. (5 ч.)

81/1

Е. С. Велтистов. Приключения Электроника. Знакомство.

1 ч

82/2

Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Анализ.

1 ч

83/3

Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Знакомство.

1 ч

84/4

Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Анализ.

1 ч

85/5

Обобщающий урок по разделу: «Страна Фантазия».

1 ч

Зарубежная литература. (17 ч.)

86/1

Д. Свифт. Путешествие Гулливера. Знакомство.

1 ч

87/2

Д. Свифт. Путешествие Гулливера. Анализ.

1 ч

88/3

Стандартизированная контрольная работа.


89/4

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Знакомство с 1 частью.

1 ч

90/5

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Знакомство со 2 частью.

1 ч

91/6

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Знакомство с 3 частью.

1 ч

92/7

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Анализ.

1 ч

93/8

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Знакомство.

1 ч

94/9

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Анализ.

1 ч

95/10

Сельма Лагерлёф. Святая ночь. Знакомство.

1 ч

96/11

Сельма Лагерлёф. Святая ночь. Анализ.

1 ч

97/12

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Знакомство.

1 ч

98/13

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Анализ.

1 ч

99/14

Обобщающий урок по разделу: «Зарубежная литература».

1 ч

100/15

Проект «Моя любимая книга»

1 ч

101/16

Презентация и защита проектов.

1 ч

102/17

Экскурсия в библиотеку. В стране литературных героев.

1 ч