СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерной программы начального общего образования В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» и методических рекомендаций к программе для общеобразовательных учреждений, утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011);

- Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия № 14».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

Аннотация

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерной программы начального общего образования В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» и методических рекомендаций к программе для общеобразовательных учреждений, утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011);

- Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия № 14».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика учебного предмета


Цель курса: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;

  • Развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.

В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе 

художественного текста. Это происходит через:

– работу с более сложными и объемными текстами;

– освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;

– усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.

Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических умений:
– осмысливать эволюцию художественного образа;

– выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;

– находить в тексте и объяснять эпитеты;

– видеть сюжет произведения;

– находить средства художественного изображения и выражения чувств.

Главные учебные цели и задачи этого года обучения:

– продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;

– углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;

– познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом;
– углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом  тексте;

– начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;

– продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.


Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Предмет литературное чтение входит в предметную область «Филология».

На предмет «Литературное чтение» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебных недели).


Национально-региональный компонент в программе по литературному чтению


С целью приобщения учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к художественным произведениям детских писателей и поэтов Республики Бурятия в программе предусмотрено изучение устного народного творчества (бурятские и монгольские сказки, пословицы, поговорки, загадки); авторских литературных сказок; стихотворных и прозаических произведений бурятских писателей.

Основные задачи:

- формирование у младших школьников интереса к культуре народов ре­гиона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;

- усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязан­ности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета - произведений фольклора и детской литературы.

Введение национально-регионального компонента в программу по на­чальному литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с семейным (домашним) чтением. На уроках чтения воз­можно использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, скульптуры, изделий народно-прикладного искусства.

Изучение произведений, введенных в национально-региональный компо­нент, предполагает развитие художественно-творческих способностей млад­шего школьника: создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.

Знакомство учащихся с литературой Бурятии предполагает работу по книге «Тоонто нютаг» (составители: Г.С. Санжадаева, О.П.Кушеева).






Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению обучающимися 3 класса


Глава 1. Вступаем в неизведанный мир


Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– эмоциональное отношение к поступкам ге­роев литературных произведений, доступ­ных данному возрасту; эмоциональная от­зывчивость на жизненные события, береж­ное отношение к окружающему миру, при­роде;

– способность осознавать некоторые нрав­ственные понятия и моральные нормы: под­держка, понимание, взаимопомощь, мило­сердие, честность, трудолюбие, дружба.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важ­ности чтения для современного человека;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с поступками героев литературных произведений;

– представления о дружбе, сотрудничест­ве в коллективе, о взаимопомощи и под­держке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– ориентироваться в принятой системе учеб­ных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполне­ния заданий.


Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– видеть ошибку и исправлять ее с по­мощью взрослого;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литера­турой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– читать тексты, понимать фактическое со­держание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– пользоваться словарями учебника, мате­риалом хрестоматии;

– ориентироваться в содержании учебника;

– сравнивать художественный и научно-по­пулярный текст;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты;

– обобщать и классифицировать учебный ма­териал; формулировать несложные выводы.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письмен­ное высказывание с учетом учебной задачи;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять най­денную информацию;

– уметь различать существенную и допол­нительную информацию, выделять глав­ное;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами, с видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируе­мом пространстве Интернета.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– проявлять интерес к общению и группо­вой работе;

– адекватно воспринимать содержание вы­сказываний собеседника;

– уважать мнение собеседника;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой дея­тельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свои мысли в устной и пись­менной речи, в монологе и диалоге, исполь­зовать доступные речевые средства в со­ответствии с задачей высказывания;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спек­таклях;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.

Глава 2. В единой семье всего живого

Личностные универсальные учебные действия


У учащегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важности чтения для современного чело­века;

– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства ответственности за мир при­роды;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– представления о дружбе, сотрудничест­ве в коллективе, о взаимопомощи и под­держке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– ориентироваться в принятой системе учеб­ных знаков;

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– участвовать в обсуждении плана выполне­ния заданий;

– оценивать результаты работы, организо­вывать самопроверку;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от учебной задачи.


Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– видеть ошибку и исправлять ее с по­мощью взрослого;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результа­ты;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литера­турой во внеурочное время;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопро­верку усвоения учебного материала каждо­го раздела программы;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– читать тексты, понимать фактическое содер­жание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный воп­рос;

– пользоваться словарями учебника, мате­риалом хрестоматии;

– ориентироваться в содержании учебника;

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письмен­ное высказывание с учетом учебной за­дачи;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять най­денную информацию;

– уметь различать существенную и допол­нительную информацию, выделять главное;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируе­мом пространстве Интернета.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свои мысли в устной и пись­менной речи, в монологе и диалоге, исполь­зовать доступные речевые средства в со­ответствии с задачей высказывания;

– принимать участие в коллективном вы полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спек­таклях;

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литера­туре;

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.

Глава 3. Открываем мир заново

Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания моральных норм при оценке поступков героев литературных произве­дений;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства ответственности за мир при­роды;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с героями литератур­ных произведений;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– понятия о дружбе, сотрудничестве в кол­лективе, о взаимопомощи и поддержке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– оценивать результаты работы, организо­вывать самопроверку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литера­турой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопро­верку усвоения учебного материала каждо­го раздела программы;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– находить в тексте ответ на заданный воп­рос;

– ориентироваться в содержании учебника;

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– искать информацию, представлять найден­ную информацию.


Обучающийся получит возможность научиться:

– произвольно строить устное и письмен­ное высказывание с учетом учебной задачи;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– уметь различать существенную и допол­нительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий;

– пересказывать близко к тексту неболь­шие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рас­суждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируе­мом пространстве Интернета;

– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спектак­лях.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свои мысли в устной и пись­менной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в со­ответствии с задачей высказывания;

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатле­ние от прочитанного (аннотация, стра­ничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.

Глава 4. Времена, когда звери говорили

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания моральных норм при оценке поступков литературных героев;

– общего представления о мире разных про­фессий, их значении и содержании;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства ответственности за мир при­роды;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с героями литератур­ных произведений;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддерж­ке;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литерату­рой во внеурочное время;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно выделять и формулиро­вать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопро­верку усвоения учебного материала каждо­го раздела программы;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов;

– применять схемы, таблицы как способ пред­ставления, осмысления и обобщения инфор­мации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найден­ную информацию;

– уметь различать существенную и дополни­тельную информацию, выделять главное.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту не­большие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рас­суждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируе­мом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– создавать художественные тексты раз­ных жанров в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письмен­ной речи, в монологе и диалоге, использо­вать доступные речевые средства в соответ­ствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спектак­лях.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатле­ние от прочитанного (аннотация, стра­ничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.

Глава 5. Всмотрись в мир своей души

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведе­ний;

– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

– чувства ответственности за мир при­роды;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с героями литератур­ных произведений;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– понятия о дружбе, сотрудничестве в кол­лективе, о взаимопомощи и поддержке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литерату­рой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и само­оценку.


Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно выделять и формулиро­вать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей деятель­ности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на воп­росы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопровер­ку усвоения учебного материала каждого раз­дела программы;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты;

– осуществлять самооценку и адекватно оце­нивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найден­ную информацию;

– уметь различать существенную и допол­нительную информацию, выделять глав­ное;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту неболь­шие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рас­суждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируе­мом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– создавать художественные тексты раз­ных жанров в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письмен­ной форме, в монологе и диалоге, использо­вать доступные речевые средства в соответ­ствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спектак­лях.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатле­ние от прочитанного (аннотация, стра­ничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.


Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве

Личностные универсальные учебные действия


У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведе­ний;

– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важ­ности чтения для современного человека;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

– чувства ответственности за мир при­роды;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с героями литератур­ных произведений;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– понятия о дружбе, сотрудничестве в кол­лективе, о взаимопомощи и поддержке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литерату­рой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и само­оценку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно выделять и формулиро­вать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопро­верку усвоения учебного материала каждо­го раздела программы;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов;

– применять схемы, таблицы как способ пред­ставления, осмысления и обобщения инфор­мации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найден­ную информацию;

– уметь различать существенную и дополни­тельную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту неболь­шие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рас­суждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируе­мом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– создавать художественные тексты раз­ных жанров в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письмен­ной форме, в монологе и диалоге, использо­вать доступные речевые средства в соответ­ствии с задачей высказывания;

– участвовать в учебном диалоге;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спектак­лях.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатле­ние от прочитанного (аннотация, стра­ничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.


Глава 7. Без тебя мир неполный

Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художест­венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных про­изведений;

– интерес к миру чувств и мыслей челове­ка, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художест­венному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведе­ний;

– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важ­ности чтения для современного человека;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– представления о своей семейной и этни­ческой идентичности;

– любви к Родине, представления о герои­ческом прошлом нашего народа;

– чувства ответственности за мир природы;

– умения оценивать свои поступки на ос­нове сопоставления с героями литератур­ных произведений;

– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

– понятия о дружбе, сотрудничестве в кол­лективе, о взаимопомощи и поддержке.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать спо­собы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в за­висимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литерату­рой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооцен­ку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно выделять и формулиро­вать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей дея­тельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопро­верку усвоения учебного материала каждо­го раздела программы;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;

– контролировать свои действия в коллек­тивной работе;

– контролировать и оценивать результаты.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от науч­ного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставле­нии текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найден­ную информацию;

– уметь различать существенную и допол­нительную информацию, выделять глав­ное;

– знать разные виды словарей, справочни­ков, энциклопедий.


Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту неболь­шие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рас­суждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предме­тами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске допол­нительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируе­мом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– создавать художественные тексты раз­ных жанров в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письмен­ной форме, в монологе и диалоге, использо­вать доступные речевые средства в соответ­ствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы­полнении заданий, в т.ч. творческих; участ­вовать в проектах, инсценировках, спектак­лях.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о проблемах и яв­лениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатле­ние от прочитанного (аннотация, стра­ничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в группо­вой работе;

– выбирать способы деятельности в кол­лективной работе; осуществлять рефлек­сию относительно процесса деятельности.




Тематическое планирование (136 часа)


Глава  1. Вступаем в неизведанный мир - 16 ч.

Глава 2. В единой семье всего живого - 21 ч.

Глава 3. Открываем мир заново - 21 ч.

Глава 4. Времена, когда звери говорили - 26 ч.

Глава 5. Всмотрись в мир своей души» - 15 ч.

Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве - 17ч.

Глава 7. Без тебя мир неполный20 ч.


В течение учебного года могут изменяться даты прохождения материала.






15