«Согласовано» Руководитель МО начальных классов __________ Бычкова Е.А.. Протокол № 1 от 28. 08.2018 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Жанаева Т.З. 29.08.2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Хоронхойская СОШ» __________________Красикова Н.Г. Приказ №1 от 02.09.2018г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
(базовый уровень)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ваганова Н.М.
Хоронхой
2018-19 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение»
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание тем учебного предмета
Летописи. Былины. Жития (12ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики"(22ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"(12ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н.А.Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
Сказки русских писателей"(16ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час"(9 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства"(8ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2"(5ч)
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...", "Наши царства".
"Природа и мы"(11ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3"(8ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина"(8ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."
«Страна "Фантазия"»(7ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература"(18ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете"
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 час |
2 | Летописи, былины, сказания, жития. | 11 часов |
3 | Чудесный мир классики. | 22 часа |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 часов |
5 | Литературные сказки | 16 часов |
6 | Делу время – потехе час | 9 час |
7 | Страна детства | 8 часов |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 часов |
9 | Природа и мы | 11 часов |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 часов |
11 | Родина | 8 часов |
12 | Страна Фантазия | 7 часов |
13 | Зарубежная литература | 18 часов |
Итого: 136 часов |
Приложение
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
|
1 | Введение. Знакомство с учебником | | |
Летописи, былины, сказания, жития – 11 часов |
2 | Внеклассное чтение. «Самые интересные книги ,прочитанные летом» | | |
3 | Знакомство с названием раздела . Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | | |
4 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | | |
5 | | | |
6 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | | |
7 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | | |
8 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | | |
9 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | | |
10 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | | |
11 | В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского | | |
12 | Обобщающий урок-игра . Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития» Проект «Календарь исторических событий» | | |
| Чудесный мир классики - 22 часа | | |
13 | Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». | | |
14 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | | |
15 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев | | |
16 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | | |
17 | А.С. Пушкин «Няне». «Туча». | | |
18 | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» | | |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев. | | |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана. | | |
22 | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина. | | |
23 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | | |
24 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | | |
25,26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. | | |
27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | | |
28 | Л.Н.Толстой. «Детство». | | |
29 | Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал» | | |
30,31 | А.П. Чехов «Мальчики». | | |
32 | Оценка достижений | | |
| |
33 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого | | |
34 | Обобщающий урок-КВН по разделу «Чудесный мир классики». | | |
Поэтическая тетрадь (12 ч) |
35 | Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания. | | |
36 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».«Как неожиданно и ярко…» | | |
37 | А.А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». | | |
38 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!...», | | |
39 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | | |
40 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | | |
41,42 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение | | |
43 | И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина | | |
44 | Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов - классиков хiх- начала хх в.) | | |
45 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» | | |
46 | Оценка достижений | | |
Литературные сказки – 16 часов |
47 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | | |
48,49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление плана. Подробный пересказ. | | |
50,51,52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | | |
53,54,55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | | |
56,57,58,59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | | |
60 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие | | |
61 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» | | |
|
62 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.. | | |
Делу время – потехе час - 9 часов |
63 | Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час» Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | | |
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл. | | |
65,66 | В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | | |
67,68 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | | |
69 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | | |
70 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | | |
71 | Оценка достижений | | |
Страна детства - 8 часов |
72,73 | Знакомство с названием раздела Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | | |
74,75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками | | |
76 | М.М. Зощенко «Елка» | | |
77 | Обобщающий урок «Страна детства» | | |
78 | Оценка достижений | | |
79 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение | | |
Поэтическая тетрадь – 5 часов |
80 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | | |
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | | |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». | | |
83 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | | |
84 | | | |
Природа и мы – 11 часов |
85,86 | Знакомство с названием раздела Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | | |
87,88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | | |
89,90 | М.М. Пришвин «Выскочка». | | |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан». | | |
92,93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | | |
94 | Обобщающий урок- конкурс«Природа и мы». | | |
95 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | | |
Поэтическая тетрадь -8 часов |
96 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» | | |
97 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | | |
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | | |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | | |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | | |
101 | С.А. Есенин «Лебедушка » | | |
|
102 | Обобщающий урок-конкурс« Поэзии прекрасные страницы | | |
103 | Оценка достижений | | |
Родина - 8часов |
104 | Знакомство с названием раздела «Родина» | | |
105 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | | |
106 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | | |
107 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | | |
108 | Обобщающий урок «Родина». | | |
109 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | | |
110 | Проект «Они защищали Родину» | | |
111 | Оценка достижений | | |
Страна Фантазия - 7 часов |
112,113 | Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | | |
114,115 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | | |
116 | Путешествие по стране Фантазии | | |
117 | Оценка достижений | | |
118 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | | |
Зарубежная литература - 18 часов |
119,120,121 | Знакомство с названием раздела . Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | | |
122,123,124,125,126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | | |
127,128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | | |
129,130 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | | |
131,132 | С. Лагерлеф «В Назарете» | | |
133 | Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг | | |
134 | Контрольная работа за 2 полугодие | | |
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература». | | |
136 | Урок-игра «Литературные тайны» | | |
Итого: 136 часов |
13