МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» Руководитель МО _________ Копсергенова М. Р. Протокол № _____________г. от ____________________г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» __________ Хубиева А.В. __________________г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» ___________ Байкулова А.М. Приказ № __________ от ______________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АОП НОО для обучающихся с ЗПР
вариант 7.1
Предмет: математика
Класс: 3
Образовательная область: математика и информатика
Учебный год: 2022 – 2023 гг.
Срок реализации программы: 2022 - 2023 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 3 часа в неделю (1час – занятия с учителем, 2 часа – индивидуальные занятия в семье), 102 часа в год
Рабочую программу составила. учитель начальных классов Чотчаева А.М.
Год составления: 2022г.
г. Усть - Джегута
2022 г
Пояснительная записка
Программа по предмету «Математика» разработана в соответствии со следующими документами:
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ;
примерной образовательной программой по учебному курсу Математика «Школа России» М.И.Моро, М. А. Бантова;
учебно-методического комплекса;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528).
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» оцениваются по следующим направлениям:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
- способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
- проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам;
- появлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
- стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
- способности отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать правильность решения, связно высказываться.
- способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения;
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
- использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
- уважительном отношении к чужому мнению;
- умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
- умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки;
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
- осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
- способности анализировать причины успехов и неудач;
- умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога;
- умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
- удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия, составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов, проверка решения, оформление ответа к задаче);
-использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаково-символических средств при образовании чисел в пределах 100, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.);
- умении использовать знаки и символы как условные заместители при оформлении и решении задач (кодирование с помощью математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы, логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных математических знаков и символов, декодирование знаково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.);
- умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение по таблице отношений, зависимостей между величинами, поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице);
- умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью);
- овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);
- осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов, перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию);
- умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса, составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности), уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и переносить алгоритм решения на новую задачу);
- умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и различия между признаками трех и более математических объектов);
-умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета, установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.);
- умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости, установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки умозаключения);
- умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
- способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
- способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
- способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
- способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
- готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
- адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.
- овладении умением работать в паре, в подгруппе.
Место предмета в учебном плане
На изучение математики в 3 классе отводится 3 часа в неделю (2 часа – занятия с учителем, 1 час – индивидуальные занятия в семье), 102 часа в год.
Содержание курса
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Занятия с учителем на дому | Индивидуальные занятия в семье |
3 класс |
| Числа от 1 до 100. Нумерация | 14 | 6 |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 18 | 12 |
| Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 28 | 12 |
| Итоговое повторение. | 8 | 4 |
ИТОГО | 68 | 34 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
по плану | по факту |
Занятия с учителем на дому | Индивидуальные занятия в семье |
| | | Числа от 1 до 20. Повторение изученного вo 2 классе. | 1 | |
| | | Числа от 1 до 20. | 1 | |
| | | Десяток. Счёт десятками до 100. | | 1 |
| | | Нумерация чисел от 11 до 100. | 1 | |
| | | Единицы измерения длины: миллиметр. | 1 | |
| | | Однозначные и двузначные числа. | | 1 |
| | | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | |
| | | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | |
| | | Сложение и вычитание, основанные на разрядном составе слагаемых. | | 1 |
| | | Единицы стоимости: рубль, копейка. Математический диктант. | 1 | |
| | | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | |
| | | Задачи, обратные данной. | | 1 |
| | | Сумма и разность отрезков. | 1 | |
| | | Задачи на на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | |
| | | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | | 1 |
| | | Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | |
| | | Длина ломаной. | 1 | |
| | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | 1 |
| | | Порядок действий в выражениях со скобками. | 1 | |
| | | Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. | 1 | |
| | | Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. | | 1 |
| | | Периметр многоугольника. | 1 | |
| | | Свойства сложения. | 1 | |
| | | Свойства сложения. | | 1 |
| | | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. | 1 | |
| | | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20. | 1 | |
| | | Приёмы вычислений для случаев вида 36 - 2, 36 - 20. | | 1 |
| | | Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4. | 1 | |
| | | Приёмы вычислений для случаев 30 -7. | 1 | |
| | | Приёмы вычислений для случаев вида 60 - 24. | | 1 |
| | | Приём сложения вида 26 + 7. | 1 | |
| | | Приёмы вычитания вида 35 - 7. | 1 | |
| | | Закрепление изученного. Математический диктант. | | 1 |
| | | Буквенные выражения. | 1 | |
| | | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 | |
| | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | 1 |
| | | Уравнение. Решение уравнений методом подбора неизвестного числа. | 1 | |
| | | Уравнение. | 1 | |
| | | Уравнение. | | 1 |
| | | Проверка сложения. | 1 | |
| | | Проверка вычитания. | 1 | |
| | | Закрепление Решение задач. | | 1 |
| | | Сложение вида 45+23. | 1 | |
| | | Вычитание вида 57-26. | 1 | |
| | | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | | 1 |
| | | Угол. Виды угла. | 1 | |
| | | Сложение вида 37 + 48. | 1 | |
| | | Решение текстовых задач. | | 1 |
| | | Сложение вида 37 + 53. | 1 | |
| | | Прямоугольник. | 1 | |
| | | Прямоугольник. Решение задач. | | 1 |
| | | Сложение вида 87 + 13. | 1 | |
| | | Вычитание вида 40 - 8. | 1 | |
| | | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | | 1 |
| | | Вычитание вида 40 - 8. Решение задач. | 1 | |
| | | Вычитание вида 50 - 24. | 1 | |
| | | Закрепление приёмов вычитания и сложения. | | 1 |
| | | Письменный приём вычитания вида 52 - 24. | 1 | |
| | | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | |
| | | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | | 1 |
| | | Квадрат. | 1 | |
| | | Квадрат. Закрепление изученного. | 1 | |
| | | Квадрат. Закрепление изученного. | | 1 |
| | | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | |
| | | Конкретный смысл действия умножения. Связь умножения со сложением. | 1 | |
| | | Конкретный смысл действия умножения. | | 1 |
| | | Решение задач. Запись решения с помощью выражения. | 1 | |
| | | Периметр прямоугольника. | 1 | |
| | | Умножение на 1 и на 0. | | 1 |
| | | Название компонентов умножения. | 1 | |
| | | Название компонентов умножения. Математический диктант . | 1 | |
| | | Название компонентов умножения. | | 1 |
| | | Переместительное свойство умножения. | 1 | |
| | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
| | | Переместительное свойство умножения. | | 1 |
| | | Конкретный смысл деления. | 1 | |
| | | Конкретный смысл деления. | 1 | |
| | | Решение задач на деление. | | 1 |
| | | Названия компонентов деления. | 1 | |
| | | Взаимосвязь между компонентами умножения. | 1 | |
| | | Что узнали. Чему научились. | | 1 |
| | | Приёмы умножения и деления на 10. | 1 | |
| | | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | |
| | | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | | 1 |
| | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 | |
| | | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | |
| | | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | | 1 |
| | | Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | |
| | | Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | |
| | | Приёмы умножения числа 2. | | 1 |
| | | Деление на 2. | 1 | |
| | | Деление на 2. | 1 | |
| | | Закрепление таблицы умножения и деления на 2. | | 1 |
| | | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 | |
| | | Деление на 3. | 1 | |
| | | Умножение числа 3. Умножение на 3. | | 1 |
| | | Деление на 3. | 1 | |
| | | Умножение числа 3. Деление числа 3. | 1 | |
| | | Умножение числа 3. Деление числа 3. | | 1 |
| | | Нумерация чисел. | 1 | |
| | | Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. | 1 | |
| | | Решение задач изученных видов. | | 1 |
ИТОГО | 68 | 34 |