СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 5 классс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия


МБОУ "Сахулинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО ЕМЦ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ"ССОШ"


Руководитель МО

Любовникова Н.К

Телятникова С.Н.

Протокол №

Приказ №

Воронцова Т.В.______

Протокол №1

от "31" 08.2023 г.

от "31" 08.2023 г.

от "31" 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3326819)

учебного предмета

«Математика»

для 5 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Воронцова Татьяна Валерьевна

учитель математики




с. Сахули 2023г

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012);

- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287;

- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями);

- Конвенции о правах ребенка;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»;

- Санитарного правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2020 г.);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

- Устава МБОУ «Сахулинская СОШ» от 12.05.2020 г.;

- Учебного плана МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2023 - 2024 учебный год», утвержденного приказом № 79 от 31.08.2023 года;

- «Основной образовательной программы МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» для основного общего образования на 2022-2023 учебный год», утвержденной приказом № 80 от 31.08.2023 года.

Общая характеристика учебного предмета «Математика»

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий



от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Цели изучения учебного курса

Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:

— продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;

— подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

— формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов
вычислений.

Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение
обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что
целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с
десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании.

При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения.

Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических



представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.

В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на
нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю, всего 170 учебных часов.



Содержание учебного курса «Математика»

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.

Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата
арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.

Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости.

Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби. Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь



прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.



Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются: Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;



способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями;

— формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;

— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,

— аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.



Работа с информацией:

— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;

— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;

— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.



Самоконтроль:

— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные результаты

Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы вели- чины через другие.

Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления



площади и периметра.

Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.


Реализация национально-регионального компонента

Реализация национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.  Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. 


Функциональная грамотность

Уровень понимания и применения. Учим думать и рассуждать

Применяет информацию, извлеченную из текста, для решения разного рода проблем

Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в графической схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, графической схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания . Графическая наглядность: графические схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.


(ID 3326819)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

49

3


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

2

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

8


2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

3

Наглядная геометрия. Многоугольники

7


1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

4

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

8


1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

5

Обыкновенные дроби

49

3

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

6

Десятичные дроби

37

2

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

7

Повторение и обобщение

12

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4131ce

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

9

6


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


п/п


Тема урока

Количество часов

Дата изучения



Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление числовой информации в таблицах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cc0c

2

Цифры и числа

1





3

Многозначные числа. Решение задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cafe

4

Отрезок и его длина. Ломаная

1





5

Многоугольник. Периметр многоугольника

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d54e

6

Плоскость и прямая

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0daee

7

Луч и угол

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0df3a

8

Шкалы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e0fc

9

Координатная прямая

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e2a0

10

Сравнение натуральных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e426

11

Округление натуральных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0ce32

12

Представление числовой информации в столбчатых диаграммах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cf54

13

Римская нумерация

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d300

14

Урок повторения и обобщения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d440

15

Контрольная работа № 1. Входная диагностическая работа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12cba

16

Сложение натуральных чисел.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0eaca

17

Свойства сложения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f5ba

18

Вычитание натуральных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f704

19

Свойства вычитания

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0fd8a

20

Числовые и буквенные выражения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1015e

21

Вычисление значений выражения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a10c3a

22

Уравнение

1





23

Решение уравнения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a3fc

24

Математическая модель

1





25

Решение задач с помощью уравнений

1





26

Умножение натуральных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f894

27

Свойства умножения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a121a2

28

Решение примеров и задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f9fc

29

Деление натуральных чисел

1





30

Решение примеров и задач

1





31

Деление с остатком

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a10da2

32

Упрощение выражений

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a104ec


33

Распределительное свойство умножения относительно сложения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0ef3e

34

Распределительное свойство умножения относительно вычитания

1




https://lesson.edu.ru/lesson/481349b2-9d6a-4d03-b337-30757163303e?backUrl=%2F02.1%2F05


35

Решение примеров и задач по теме "Упрощение выражений"

1





36

Порядок действий в вычислениях

1






37

Решение текстовых задач на все арифметические действия

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1116c

38

Решение текстовых задач на движение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a114fa

39

Решение текстовых задач на покупки

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12558


40

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12832

41

Контрольная работа № 2

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12990

42

Степень с натуральным показателем

1






43

Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11f18


44

Делители и кратные. Простые и составные числа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12080

45

Свойства делимости

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a123fa

46

Признак делимости на 2

1




Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/3b068486-280d-40d7-9610-8f8bd72d1f8a?backUrl=%2F02.1%2F05

47

Признак делимости на 5 и 10

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11bb2

48

Признак делимости на 3

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a116b2

49

Признак делимости на 9

1





50

Решение задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11806

51

Формулы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1196e


52

Площадь. Единицы измерения площадей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f76c

53

Треугольник

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16ae0


54

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16c7a

55

Контрольная работа № 3

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16fe0

56

Формула площади прямоугольника

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17184


57

Площадь многоугольников, составленных из прямоугольников

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17328

58

Геометрия на клетчатой бумаге

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16e1e


59

Практическая работа "Построение прямоугольника с заданными

сторонами на нелинованной бумаге"


1



1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a69a

60

Прямоугольный параллелепипед, куб

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a802

61

Объемы. Единицы измерения объема

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1aef6


62

Объем прямоугольного параллелепипеда

1





63

Решение задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b09a

64

Развертка параллелепипеда

1





65

Развертка куба

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d684

66

Практическая работа «Развертка куба»

1


1



67

Окружность и круг

1






68

Практическая работа «Построение узора из окружностей»

1


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d7e2

69

Шар и цилиндр

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13764

70

Дробь - способ записи части величины

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13c8c

71

Обыкновенные дроби

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14146


72

Изображение дробей на координатной прямой

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a153f2

73

Решение задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a151f4

74

Сравнение дробей

1






75

Сравнение дробей с помощью координатной прямой

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14f74

76

Правильные и неправильные дроби

1






77

Правило сложения дробей с одинаковым знаменателем

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15582


78

Сложение дробей с одинаковым знаменателем

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b248


79

Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем

1






80

Вычитание дробей с одинаковым знаменателем

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a924

81

Деление натуральных чисел и дроби

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17cc4

82

Смешанные числа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17e54

83

Смешанные числа. Алгоритмы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1802a

84

Сложение смешанных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a181ce

85

Вычитание смешанных чисел

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1835e


86

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1592e

87

Контрольная работа 4

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15a5a

88

Основное свойство дроби

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15b68

89

Сокращение дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16194


90

Приведение дроби к новому знаменателю

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1451a


91

Общий знаменатель и дополнительный множитель

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a143e4


92

Приведение дробей к общему знаменателю

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1463c

93

Решение примеров и задач

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1475e


94

Сравнение дробей с разными знаменателями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14c90


95

Сравнение дробей с разными знаменателями на чертежах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14de4


96

Сложение дробей с разными знаменателями

1






97

Решение примеров на сложение дробей с разными знаменателями

1






98

Решение задач на сложение дробей с разными знаменателями

1






99

Вычитание дробей с разными знаменателями

1






100

Решение примеров на вычитание дробей с разными знаменателями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ad2a


101

Решение задач на вычитание дробей с разными знаменателями

1






102

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a181ce

103

Контрольная работа 5

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1835e


104

Умножение дроби на натуральное число

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18c5a

105

Умножение дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1691e

106

Нахождение части целого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a184e4


107

Решение задач на нахождение части целого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18692


108

Применение букв для записи

математических выражений и предложений


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18a20


109

Упрощение выражений, нахождение значений выражений

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18e76

110

Взаимно обратные числа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a199f2

111

Деление дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18f7a

112

Нахождение целого по его части

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18b56


113

Решение задач на нахождение целого по его части

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19088


114

Решение текстовых задач, содержащих дроби.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19560


115

Практическая работа «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

1



1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a196a0

116

Основные задачи на дроби

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19c2c


117

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a1d6

118

Контрольная работа № 6

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a198da

119

Десятичная запись дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a51e


120

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b55e


121

Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b87e

122

Сравнение десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1bcfc

123

Сложение десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1c49a


124

Решение примеров на сложение десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1c63e


125

Решение задач на сложение десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cb02

126

Вычитание десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cc2e


127

Решение примеров на вычитание десятичных дробей

1






128

Решение задач на вычитание десятичных дробей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ce4a


129

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cf62

130

Контрольная работа 7

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d174

131

Округление чисел. Прикидка

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d516

132

Приближенное значение числа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d64c


133

Умножение десятичной дроби на натуральное число

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e826


134

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1eb50


135

Деление десятичной дроби на натуральное число

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ec68


136

Деление десятичной дроби на 10, 100,

1000 и т.д.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d750

137

Умножение на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d85e

138

Умножение на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1da7a


139

Решение примеров на умножение на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d962


140

Решение задач на умножение на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1db88

141

Деление на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e01a

142

Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e150


143

Решение примеров на деление на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e268


144

Решение задач на деление на десятичную дробь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e3da


145

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e4f2

146

Контрольная работа 8

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e4f2


147

Арифметические действия с десятичными дробями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a2ee


148

Решение примеров на арифметические действия с десятичными дробями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ed8a


149

Десятичные дроби: упрощение

выражений, нахождение значений выражений


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e5f6


150

Решение уравнений на арифметические действия с десятичными дробями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e704


151

Решение задач на арифметические действия с десятичными дробями

1





152

Калькулятор

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ef10


153

Практическая работа "Десятичные дроби"

1


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f028

154

Виды углов. Чертежный треугольник

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f136

155

Измерение углов. Транспортир

1






156

Практическая работа "Построение углов"

1


1




157

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f23a


158

Урок закрепления и повторения пройденного материала

1






159

Повторение. Арифметические действия с натуральными числами

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1302a


160

Повторение. Арифметические действия с обыкновенными дробями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1319c


161

Повторение. Решение задач на

арифметические действия с натуральными числами и обыкновенными дробями


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a132fa


162

Повторение. Арифметические действия с десятичными дробями

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13476


163

Повторение. Решение задач на

арифметические действия с десятичными дробями


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13606


164

Урок обобщения и систематизации знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f924

165

Итоговая контрольная работа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1faaa

166

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1fc08

167

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1feec

168

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a200a4

169

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1





170

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a201f8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

9

6