СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 8 класса адаптивной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, раскрывает содержание учебного материала, основные требования к умениям и знаниям учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 8 класса адаптивной школы»

Пояснительная записка

к рабочей программе по математике в 8 классе

Рабочая программа по предмету «Математика» 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012;

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015);

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №4/15).

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 8 класс, В.В.Эк, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.

Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.

Актуальность разработки данной рабочей программы состоит в том, что обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, основная цель которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;






  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Также предусмотрены и индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные формы работы, работа в парах и другие.

На уроках математики предлагается использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью

- объяснительно-иллюстративный метод(учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный метод (воспроизведение и применение детьми информации);

- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путей ее решения);

- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

- исследовательский метод (учитель направляет, дети исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры) и другие.

Согласно учебному плану, рекомендуемому примерной АООП, на изучение предмета «Математика» в 8 классе предусматривается 4 часа в неделю (136 часов в год). Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.

I четв.- ч III четв.- ч

II четв.- ч IV четв.- ч

Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.

Всего проводится 4 контрольной работы.








Календарно-тематическое планирование по математике в 8 классе

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата

Примечание


I четверть




1

Нумерация. Числа целые и дробные.

1



2

Натуральный ряд чисел. Определение количества разрядных единиц, десятков, сотен в числе 1 000 000.

1



3

Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в пределах 1 000 000.

1



4

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

1



5,6

Округление чисел в пределах 1 000 000:

а) случаи, когда приближенное значение имеет такое же количество знаков, как округляемое число;

б) случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число.

2



7,8

Устное и письменное сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1 000 000.

2



9

Письменное сложение чисел с переходом через разряд.

1



10

Вычитание из круглых тысяч и миллиона.

1



11

Проверка сложения и вычитания с помощью калькулятора.

1



12

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1



13

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.

1



14,15,16

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000.

3



17

Письменное умножение целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи.

1



18

Письменное деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи.

1



19

Умножение многозначных чисел на двузначное число.

1



20,21

Деление многозначных чисел на двузначное число.

2



22

Проверка умножения и деления с помощью калькулятора.

1



23

Контрольная работа.

1



24

Решение задач и примеров на все действия с целыми числами и десятичными дробями.

1




II четверть




25

Среднее арифметическое двух чисел.

1



26

Задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел.

1



27

Шкала, цена деления. Определение показаний шкалы весов с указанной ценой деления.

1



28

Образование, чтение, запись десятичных дробей (повторение).

1



29,30

Сложение и вычитание десятичных дробей.

2



31,32,33

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении, выраженных в десятичных дробях.

3



34

Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям.

1



35,36

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число.

2



37,38,39,

40

Умножение и деление десятичных дробей на двузначное число.

4



41,42,43,

44

Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью.

4



45

Контрольная работа.

1



46

Проверка умножения и деления десятичных дробей с помощью калькулятора.

1




III четверть




47,48

Задачи на пропорциональное деление.

2



49

Единицы измерения площади.

1



50

Соотношения между единицами площади.

1



51

Определение соотношений между единицами площади с помощью единиц длины.

1



52

Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га.

1



53

Соотношения между единицами земельных площадей.

1



54,55

Запись чисел, полученных при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.

2



56,57,58,

59

Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади.

4



60,61

Задачи на вычисление периметра многоугольника.

2



62,63

Задачи на вычисление площади прямоугольника (квадрата).

2



64,65

Задачи на вычисление длины окружности.

2



66,67

Задачи на вычисление площади круга.

2



68,69

Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади.

2



70,71

Использование калькулятора для выполнения действий.

2



72

Контрольная работа.

1



73,74,75

Проверка действий с помощью калькулятора.

3




IV четверть




76

Нумерация. Числа целые и дробные.

1



77

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

1



78

Округление чисел в пределах 1 000 000.

1



79,80

Сложение и вычитание целых и дробных чисел.

2



81,82

Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

2



83,84

Умножение и деление целых чисел на однозначное и двузначное числа.

2



85

Умножение десятичных дробей на однозначное и двузначное числа.

1



86

Деление десятичных дробей на однозначное и двузначное числа.

1



87,88

Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью.

2



89

Единицы измерения площади.

1



90

Единицы измерения земельных площадей.

1



91,92

Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади.

2



93,94

Решение задач и примеров на все действия с целыми числами и десятичными дробями.

2



95

Контрольная работа.

1



96

Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям.

1



97,98

Использование калькулятора для проверки письменного выполнения арифметических действий.

2




Геометрический материал




1

Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S.

1



2

Вычисление площади прямоугольника.

1



3

Вычисление площади квадрата.

1



4

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар.

1



5

Прямоугольный параллелепипед: вершины, ребра, грани.

1



6

Длина, ширина и высота параллелепипеда.

1



7

Свойства ребер и граней параллелепипеда.

1



8

Куб как разновидность параллелепипеда.

1



9

Вершины, ребра, грани куба.

1



10,11,12

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

3



13,14

Развертка куба.

2



15

Цилиндр. Основания и высота цилиндра.

1



16,17

Развертка цилиндра.

2



18

Шар

1



19

Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S.

1



20

Вычисление площади прямоугольника.

1



21

Вычисление площади квадрата.

1



22

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар.

1



23

Прямоугольный параллелепипед: вершины, ребра, грани.

1



24

Свойства ребер и граней параллелепипеда.

1



25

Вершины, ребра, грани куба.

1



26,27

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

2



28,29

Развертка куба.

2



30,31

Развертка цилиндра.

2



32

Шар

1



33

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар.

1



Содержание программы

Нумерация

Округление чисел в пределах 1 000 000 до любого разряда: а) случаи, когда приближенное значение имеет такое же количество знаков, как округляемое число; б) случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число.

Шкала, цена деления. Определение показаний шкалы весов с указанной ценой деления.

Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения площади: 1 кв. мм ( 1 ), 1 кв. см (1 ), 1 кв. дм (1 ), 1 кв.м (1 ), 1 кв. км (1 ).

Соотношения между единицами площади. Определение соотношений между единицами площади с помощью единиц длины.

Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га. Соотношения между единицами земельных площадей.

Запись чисел, полученных при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.

Арифметические действия

Умножение и деление многозначных чисел и чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число.

Среднее арифметическое двух чисел.

Использование калькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении величин, для проверки письменного выполнения арифметических действий.

Дроби

Сложение и вычитание десятичных дробей, а также чисел, полученных при измерении величин и выраженных десятичной дробью (все случаи).

Умножение и деление десятичных дробей, а также чисел, полученных при измерении величин и выраженных десятичной дробью, на однозначное и двузначное число.

Использование калькулятора для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное и двузначное число.

Арифметические задачи

Задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел.

Задачи на пропорциональное деление.

Простые и составные задачи, требующие вычисления периметра многоугольника или площади прямоугольника (в частности, квадрата).

Задачи на вычисление длины окружности и площади круга.

Геометрический материал

Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление площади прямоугольника (в частности, квадрата).

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар.

Куб как разновидность параллелепипеда. Вершины, ребра, грани параллелепипеда (куба). Длина, ширина и высота параллелепипеда. Свойства ребер и граней параллелепипеда.

Развертка прямоугольного параллелепипеда (куба).

Цилиндр. Основания и высота цилиндра. Развертка цилиндра.

У учащихся должны быть сформированы следующие базовые представления о (об):

• шкале, цене деления;

• положительном и отрицательном значении температуры воздуха;

• площади геометрической фигуры, единицах измерения площади;

• геометрических телах: прямоугольном параллелепипеде, кубе, цилиндре, шаре; их элементах, свойствах, развертках.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

• Округлять многозначные числа до любых разрядных единиц;

• определять показания шкалы весов с указанной ценой деления;

• сравнивать любые (как положительные, так и отрицательные) значения температуры воздуха на шкале термометра и записанные с помощью чисел с использованием слов «более высокая/низкая температура воздуха; теплее/холоднее»;

• складывать и вычитать целые числа в пределах 1 000 000, а также числа, полученные при измерении одной или двумя величинами;

• умножать и делить целые числа в пределах 1 000 000, а также числа, полученные при измерении, на двузначное число;

• письменно выполнять четыре арифметических действия с целыми числами в пределах 1 000 000 и проверять их результаты с использованием калькулятора;

• вычислять среднее арифметическое двух целых чисел;

• записывать числа, полученные при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и выполнять обратное преобразование;

• складывать и вычитать любые десятичные дроби, а также числа, полученные при измерении величин и выраженные десятичной дробью;

• умножать и делить десятичные дроби, а также числа, полученные при измерении величин и выраженные десятичной дробью, на однозначное и двузначное число;

• использовать калькулятор для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное и двузначное число;

• решать задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел, на пропорциональное деление, на вычисление периметра многоугольника или площади прямоугольника (квадрата);

• измерять длины сторон и вычислять площадь прямоугольника (квадрата) в разных единицах площади;

• показывать элементы прямоугольного параллелепипеда (куба) и цилиндра на модели и на развертке;

• узнавание и называние шара.

2-й уровень

• Определять показания шкалы весов с указанной ценой деления;

• сравнивать любые (как положительные, так и отрицательные) значения температуры воздуха на шкале термометра и записанные с помощью чисел с использованием слов « более высокая/низкая температура воздуха; теплее/холоднее» (с помощью учителя);

• складывать и вычитать целые числа в пределах 100 000, а также числа, полученные при измерении одной или двумя величинами;

• умножать и делить целые числа в пределах 100 000, а также числа, полученные при измерении, на двузначное число с помощью учителя;

• выполнять четыре арифметических действия с целыми числами в пределах 1 000 000 с использованием калькулятора;

• вычислять среднее арифметическое двух целых чисел;

• складывать и вычитать любые десятичные дроби;

• использовать калькулятор для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное число;

• решать задачи на нахождение среднего арифметического двух чисел, на пропорциональное деление (с помощью учителя), на вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата);

• измерять длины сторон и вычислять площадь прямоугольника (квадрата), в том числе земельных участков;

• показывать элементы прямоугольного параллелепипеда (куба) и цилиндра на модели;

• узнавать и называть шар.


















Учебно-методическое обеспечение

1. Учебная литература:

  • В.В.Эк «Математика» (учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;

  • дидактический материал по главным темам курса;

2. Научно-методическая литература:

  • Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007;

  • Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;

  • В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;

  • интернет-ресурсы;

3 Литература для учащихся:

- В.В.Эк «Математика» (учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;

-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 8 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.

- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ .-Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.