Пояснительная записка
к рабочей программе по математике в 8 классе
Рабочая программа по предмету «Математика» 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №4/15).
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 8 класс, В.В.Эк, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Актуальность разработки данной рабочей программы состоит в том, что обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, основная цель которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Также предусмотрены и индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные формы работы, работа в парах и другие.
На уроках математики предлагается использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- объяснительно-иллюстративный метод(учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение детьми информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путей ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры) и другие.
Согласно учебному плану, рекомендуемому примерной АООП, на изучение предмета «Математика» в 8 классе предусматривается 4 часа в неделю (136 часов в год). Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.
I четв.- ч III четв.- ч
II четв.- ч IV четв.- ч
Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.
Всего проводится 4 контрольной работы.
Календарно-тематическое планирование по математике в 8 классе
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Примечание |
| I четверть | | | |
1 | Нумерация. Числа целые и дробные. | 1 | | |
2 | Натуральный ряд чисел. Определение количества разрядных единиц, десятков, сотен в числе 1 000 000. | 1 | | |
3 | Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в пределах 1 000 000. | 1 | | |
4 | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | |
5,6 | Округление чисел в пределах 1 000 000: а) случаи, когда приближенное значение имеет такое же количество знаков, как округляемое число; б) случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число. | 2 | | |
7,8 | Устное и письменное сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1 000 000. | 2 | | |
9 | Письменное сложение чисел с переходом через разряд. | 1 | | |
10 | Вычитание из круглых тысяч и миллиона. | 1 | | |
11 | Проверка сложения и вычитания с помощью калькулятора. | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | | |
13 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 1 | | |
14,15,16 | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000. | 3 | | |
17 | Письменное умножение целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи. | 1 | | |
18 | Письменное деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи. | 1 | | |
19 | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | 1 | | |
20,21 | Деление многозначных чисел на двузначное число. | 2 | | |
22 | Проверка умножения и деления с помощью калькулятора. | 1 | | |
23 | Контрольная работа. | 1 | | |
24 | Решение задач и примеров на все действия с целыми числами и десятичными дробями. | 1 | | |
| II четверть | | | |
25 | Среднее арифметическое двух чисел. | 1 | | |
26 | Задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел. | 1 | | |
27 | Шкала, цена деления. Определение показаний шкалы весов с указанной ценой деления. | 1 | | |
28 | Образование, чтение, запись десятичных дробей (повторение). | 1 | | |
29,30 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 | | |
31,32,33 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении, выраженных в десятичных дробях. | 3 | | |
34 | Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям. | 1 | | |
35,36 | Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. | 2 | | |
37,38,39, 40 | Умножение и деление десятичных дробей на двузначное число. | 4 | | |
41,42,43, 44 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью. | 4 | | |
45 | Контрольная работа. | 1 | | |
46 | Проверка умножения и деления десятичных дробей с помощью калькулятора. | 1 | | |
| III четверть | | | |
47,48 | Задачи на пропорциональное деление. | 2 | | |
49 | Единицы измерения площади. | 1 | | |
50 | Соотношения между единицами площади. | 1 | | |
51 | Определение соотношений между единицами площади с помощью единиц длины. | 1 | | |
52 | Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га. | 1 | | |
53 | Соотношения между единицами земельных площадей. | 1 | | |
54,55 | Запись чисел, полученных при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование. | 2 | | |
56,57,58, 59 | Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. | 4 | | |
60,61 | Задачи на вычисление периметра многоугольника. | 2 | | |
62,63 | Задачи на вычисление площади прямоугольника (квадрата). | 2 | | |
64,65 | Задачи на вычисление длины окружности. | 2 | | |
66,67 | Задачи на вычисление площади круга. | 2 | | |
68,69 | Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. | 2 | | |
70,71 | Использование калькулятора для выполнения действий. | 2 | | |
72 | Контрольная работа. | 1 | | |
73,74,75 | Проверка действий с помощью калькулятора. | 3 | | |
| IV четверть | | | |
76 | Нумерация. Числа целые и дробные. | 1 | | |
77 | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | |
78 | Округление чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | |
79,80 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел. | 2 | | |
81,82 | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. | 2 | | |
83,84 | Умножение и деление целых чисел на однозначное и двузначное числа. | 2 | | |
85 | Умножение десятичных дробей на однозначное и двузначное числа. | 1 | | |
86 | Деление десятичных дробей на однозначное и двузначное числа. | 1 | | |
87,88 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью. | 2 | | |
89 | Единицы измерения площади. | 1 | | |
90 | Единицы измерения земельных площадей. | 1 | | |
91,92 | Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. | 2 | | |
93,94 | Решение задач и примеров на все действия с целыми числами и десятичными дробями. | 2 | | |
95 | Контрольная работа. | 1 | | |
96 | Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям. | 1 | | |
97,98 | Использование калькулятора для проверки письменного выполнения арифметических действий. | 2 | | |
| Геометрический материал | | | |
1 | Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. | 1 | | |
2 | Вычисление площади прямоугольника. | 1 | | |
3 | Вычисление площади квадрата. | 1 | | |
4 | Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар. | 1 | | |
5 | Прямоугольный параллелепипед: вершины, ребра, грани. | 1 | | |
6 | Длина, ширина и высота параллелепипеда. | 1 | | |
7 | Свойства ребер и граней параллелепипеда. | 1 | | |
8 | Куб как разновидность параллелепипеда. | 1 | | |
9 | Вершины, ребра, грани куба. | 1 | | |
10,11,12 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 3 | | |
13,14 | Развертка куба. | 2 | | |
15 | Цилиндр. Основания и высота цилиндра. | 1 | | |
16,17 | Развертка цилиндра. | 2 | | |
18 | Шар | 1 | | |
19 | Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. | 1 | | |
20 | Вычисление площади прямоугольника. | 1 | | |
21 | Вычисление площади квадрата. | 1 | | |
22 | Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар. | 1 | | |
23 | Прямоугольный параллелепипед: вершины, ребра, грани. | 1 | | |
24 | Свойства ребер и граней параллелепипеда. | 1 | | |
25 | Вершины, ребра, грани куба. | 1 | | |
26,27 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 2 | | |
28,29 | Развертка куба. | 2 | | |
30,31 | Развертка цилиндра. | 2 | | |
32 | Шар | 1 | | |
33 | Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар. | 1 | | |
Содержание программы
Нумерация
Округление чисел в пределах 1 000 000 до любого разряда: а) случаи, когда приближенное значение имеет такое же количество знаков, как округляемое число; б) случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число.
Шкала, цена деления. Определение показаний шкалы весов с указанной ценой деления.
Сравнение значений температуры воздуха по показаниям термометра и по указанным значениям.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения площади: 1 кв. мм ( 1
), 1 кв. см (1
), 1 кв. дм (1
), 1 кв.м (1
), 1 кв. км (1
).
Соотношения между единицами площади. Определение соотношений между единицами площади с помощью единиц длины.
Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га. Соотношения между единицами земельных площадей.
Запись чисел, полученных при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия
Умножение и деление многозначных чисел и чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число.
Среднее арифметическое двух чисел.
Использование калькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении величин, для проверки письменного выполнения арифметических действий.
Дроби
Сложение и вычитание десятичных дробей, а также чисел, полученных при измерении величин и выраженных десятичной дробью (все случаи).
Умножение и деление десятичных дробей, а также чисел, полученных при измерении величин и выраженных десятичной дробью, на однозначное и двузначное число.
Использование калькулятора для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное и двузначное число.
Арифметические задачи
Задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел.
Задачи на пропорциональное деление.
Простые и составные задачи, требующие вычисления периметра многоугольника или площади прямоугольника (в частности, квадрата).
Задачи на вычисление длины окружности и площади круга.
Геометрический материал
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление площади прямоугольника (в частности, квадрата).
Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед (куб), цилиндр, шар.
Куб как разновидность параллелепипеда. Вершины, ребра, грани параллелепипеда (куба). Длина, ширина и высота параллелепипеда. Свойства ребер и граней параллелепипеда.
Развертка прямоугольного параллелепипеда (куба).
Цилиндр. Основания и высота цилиндра. Развертка цилиндра.
У учащихся должны быть сформированы следующие базовые представления о (об):
• шкале, цене деления;
• положительном и отрицательном значении температуры воздуха;
• площади геометрической фигуры, единицах измерения площади;
• геометрических телах: прямоугольном параллелепипеде, кубе, цилиндре, шаре; их элементах, свойствах, развертках.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• Округлять многозначные числа до любых разрядных единиц;
• определять показания шкалы весов с указанной ценой деления;
• сравнивать любые (как положительные, так и отрицательные) значения температуры воздуха на шкале термометра и записанные с помощью чисел с использованием слов «более высокая/низкая температура воздуха; теплее/холоднее»;
• складывать и вычитать целые числа в пределах 1 000 000, а также числа, полученные при измерении одной или двумя величинами;
• умножать и делить целые числа в пределах 1 000 000, а также числа, полученные при измерении, на двузначное число;
• письменно выполнять четыре арифметических действия с целыми числами в пределах 1 000 000 и проверять их результаты с использованием калькулятора;
• вычислять среднее арифметическое двух целых чисел;
• записывать числа, полученные при измерении одной или двумя единицами площади, в виде десятичной дроби и выполнять обратное преобразование;
• складывать и вычитать любые десятичные дроби, а также числа, полученные при измерении величин и выраженные десятичной дробью;
• умножать и делить десятичные дроби, а также числа, полученные при измерении величин и выраженные десятичной дробью, на однозначное и двузначное число;
• использовать калькулятор для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное и двузначное число;
• решать задачи на нахождение среднего арифметического двух целых чисел, на пропорциональное деление, на вычисление периметра многоугольника или площади прямоугольника (квадрата);
• измерять длины сторон и вычислять площадь прямоугольника (квадрата) в разных единицах площади;
• показывать элементы прямоугольного параллелепипеда (куба) и цилиндра на модели и на развертке;
• узнавание и называние шара.
2-й уровень
• Определять показания шкалы весов с указанной ценой деления;
• сравнивать любые (как положительные, так и отрицательные) значения температуры воздуха на шкале термометра и записанные с помощью чисел с использованием слов « более высокая/низкая температура воздуха; теплее/холоднее» (с помощью учителя);
• складывать и вычитать целые числа в пределах 100 000, а также числа, полученные при измерении одной или двумя величинами;
• умножать и делить целые числа в пределах 100 000, а также числа, полученные при измерении, на двузначное число с помощью учителя;
• выполнять четыре арифметических действия с целыми числами в пределах 1 000 000 с использованием калькулятора;
• вычислять среднее арифметическое двух целых чисел;
• складывать и вычитать любые десятичные дроби;
• использовать калькулятор для проверки письменного выполнения умножения и деления десятичных дробей на однозначное число;
• решать задачи на нахождение среднего арифметического двух чисел, на пропорциональное деление (с помощью учителя), на вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата);
• измерять длины сторон и вычислять площадь прямоугольника (квадрата), в том числе земельных участков;
• показывать элементы прямоугольного параллелепипеда (куба) и цилиндра на модели;
• узнавать и называть шар.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебная литература:
В.В.Эк «Математика» (учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
дидактический материал по главным темам курса;
2. Научно-методическая литература:
Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007;
Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;
В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;
интернет-ресурсы;
3 Литература для учащихся:
- В.В.Эк «Математика» (учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 8 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.
- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ .-Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.