Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).
- авторской программой по русскому языку Л.Ф. Климановой в системе обучения «Перспектива».
- рабочей программой воспитания МАОУ Лицей №7, с учетом планируемых результатов воспитательной деятельности.
- с требованиями «Положения о рабочей программе педагога МАОУ Лицея №7».
- федеральным перечнем учебников.
Цель обучения курса:
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Цель учебного предмета 1 класс: развитие всех видов речевой деятельности, отработка навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать нравственные и эстетические чувства;
- развивать способности к творческой деятельности.
Используемые технологии обучения:
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологии критического мышления;
- критериальное оценивание.
Основные методы обучения:
- практический,
- частично-поисковый,
- моделирование,
- учебная задача,
- учебный диалог.
Формы организации учебной деятельности:
-групповая,
- парная,
-фронтальная,
- индивидуальная.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется
всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение
письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч
(5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
Методы контроля, отслеживания и оценивания результатов
Предметные результаты оцениваются и контролируются методами: тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа.
Метапредметные результаты отслеживаются и оцениваются методами: наблюдение, проектная задача, исследовательская задача, портфолио, дневник достижений.
Личностные результаты отслеживаются с помощью портфолио.
В мае проводится промежуточная итоговая аттестация по предмету в форме контрольной работы. Нормы и дидактические критерии оценивания устных ответов и письменных работ с учетом всех возможных ошибок (грубых и негрубых), недочетов находят отражение в Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Гимназия №7.
Предметные, метапредметные и личностные, результаты освоения русского языка в 1 классе соответствии с МАОУ Лицей №7
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел | Вид результатов | |
Развитие речи, речевое общение | Обучающийся научится ( базовый уровень) | - оценивают правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдают в повседневной жизни нормы речевого этикета; - выслушивают вопросы, понимают их, отвечают на поставленные вопросы; - пересказывают сюжет известной сказки по рисунку; - составляют текст из набора предложений; - выбирают заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. |
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) | - различают устную и письменную речь; - различают диалогическую речь; - отличают текст от набора не связанных друг с другом предложений; - анализируют текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливают их последовательность в тексте; - определяют тему и главную мысль текста; - соотносят заголовок и содержание текста; - составляют текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); - составляют текст по его началу и по его концу, по вопросам; - составляют небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. |
Лексика | Обучающийся научится (базовый уровень) | - различают слово и предложение, слово и слог; - различают слово как двустороннюю единицу языка; - разбираются в значении слова и его звуко-буквенной формы на основе наглядно-образных моделей; - различают слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?; - определяют имена собственные и правильно их записывают; - определяют количество слов в предложении, вычленяют слова из предложения; - выделяют слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.). |
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) | - осознают слово как единство звучания и значения; - имеют первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; - имеют первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах; - составляют тематические группы слов по определённым темам. |
Фонетика, графика, орфография | Обучающийся научится (базовый уровень) | - различают звуки речи; - понимают различие между звуками и буквами; - устанавливают последовательность звуков в слове и их число; - различают гласные и согласные звуки, определяют их в слове и правильно произносить; - определяют качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; - различают гласный звук [и] и согласный звук [й]; - различают согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определяют их в слове и правильно произносят; - различают непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносят; - различают слово и слог; - определяют количество слогов в слове, делят слова на слоги; - обозначают ударение в слове; - правильно называют буквы в алфавитном порядке; - различают звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; - переносят слова по слогам на письме; - раздельно пишут слова в предложении; - верно пишут буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; - употребляют прописную букву в начале предложения, в именах собственных; - верно пишут непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); - без ошибок списывают текст с доски и учебника; - пишут под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; - самостоятельно составляют и записывают текст из 2—3 предложений на определённую тему. |
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) | - наблюдают за образованием звуков речи; - находят случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; - произносят звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); - различают два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; - находят безударные гласные в словах, подбирают проверочные слова; - пишут мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания; - пользуются орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. |
Морфология | Обучающийся научится (базовый уровень) | |
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) | - распределяют слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов; - находят в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий. |
Синтаксис и пунктуация | Обучающийся научится (базовый уровень) | - различают текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения; - выделяют предложения из речи; - соблюдают в устной речи интонацию конца предложений; - соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; - составляют предложения из слов; - составляют предложения по схеме, по рисунку; - пишут предложения под диктовку, а также составляют их схемы; - правильно оформляют предложения на письме: употребляют большую букву в начале предложения и точку в конце. |
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) | - определяют существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность; - устанавливают смысловую связь слов в предложении по вопросам; - осмысливают роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Направление | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Гражданско-патриотическое направление | - осознавать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность, понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — проявлять уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — демонстрировать первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственных и этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; | - развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.); - испытывать потребность в общении; - осмысливать значение общения; - понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи; - осознавать необходимость писать грамотно; - сформировать интерес к изучению истории русского языка; - понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека; - стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры; - развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря; - проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён); - понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений; - осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры; - научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля), усвоить негативное отношение к лени; - усвоить уважительное отношение к семейным ценностям; - осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации; - сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях; - научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям; - научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран; - расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми; сформировать интерес и любовь к живой природе; сформировать гуманное отношение к домашним животным; соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака). |
Духовно-нравственное воспитание | - признавать индивидуальность каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; - проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; - демонстрировать неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); |
Эстетическое воспитание | - демонстрировать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; |
Физическое воспитание | - соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; - бережно относиться к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; |
Трудовое воспитание | - осознать ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; |
Экологическое воспитание | — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научится |
Познавательные | Базовые логические действия | — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. | |
| Базовые исследовательские действия | — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. | |
| Работа с информацией | — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. | |
Регулятивные | Самоорганизация | планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. | |
| Самоконтроль | устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | |
Коммуникативные | Общение | воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления | |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Формы организации учебного процесса | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |
| Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Речь как основная форма общения между людьми | Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения; | 1 | Фронтальная | Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия. | Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений. | |
Текст как единица речи | Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова; Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; | 2 | Фронтальная Групповая | Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия. | Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений. | |
Осознание ситуации общения: с какой целью, где и с кем происходит общение | Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения; | 1 | Фронтальная | Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия. | Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений. | |
Ситуации устного общения | Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета; | 1 | Фронтальная Групповая | Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия. | Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений. | |
Овладение нормами речевого этикета | Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета; | 2 | Фронтальная Групповая | Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия. | Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений. | |