СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС в 2020 году

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей- предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____- г

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по русскому языку

для 9 класса


(ФГОС ООО)













Разработана

учителем русского языка и литературы

Волковой О.В.






2020 – 2021 учебный год


Пояснительная записка


Программа разработана на основе следующих документов:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;


2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;


3. Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013);


в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;


Объем часов: - В неделю - 3 часа

  • Общий объем часов- 102 часа.

В соответствии с ФГОС содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:

-научить производить синтаксический разбор сложных предложений, составлять сложные предложения разных типов; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

-формировать прочные пунктуационные умения и навыки, находить в предложениях изученные пунктограммы, обосновывать их выбор, правильно расставлять знаки препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, повествования, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

• электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

• тесты по пунктуации 9-11 класс (1С Школа);

Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, итоговый контрольный словарный диктант, комплексный анализ текста.

Используемый учебно – методический комплект: «Русский язык 9 класс» (авторы Т.А. Бархударов Л.С., С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко., М.: Просвещение, 2018), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.


Сроки реализации программы: один учебный год.
































Планируемые результаты освоения учебного предмета


  Личностные  результаты

1) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

             3) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

   Метапредметные  результаты 

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные  результаты

Выпускник научится:

• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

• различать простые и сложные предложения;

• проводить синтаксический анализ сложного предложения;

• классифицировать и группировать предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей по заданным признакам, параметрам их состава;

• членить сложные предложения на простые и объединять простые предложения в сложные;

• определять место придаточного предложения в составе сложноподчиненного;

• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

• использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание учебного предмета


Международное значение русского языка (1 ч.)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч. + 3 ч.)

Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

Способы сжатия изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи (2 ч.)

Сложное предложение и его особенности. Виды сложных предложений.

Сложносочиненные предложения (8 ч. + 2 ч.)

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Общий второстепенный член предложения в ССП. Авторское употребление знаков препинания.

Рецензия. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (24 ч. + 5 ч.)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (10 ч. + 2 ч.)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч. + 3 ч.)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (8 ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Повторение. Систематизация изученного в 5-9 классах. (3 ч.)

Систематизация и повторение изученного в основной школе. Анализ изученного.














Тематическое планирование


Наименование раздела/темы

Количество

часов

п/п



Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

10


Сложное предложение. Культура речи

2

4.

Сложносочиненные предложения

10


5.

Сложноподчиненные предложения

29

6.

Бессоюзные сложные предложения

12

7.

Сложные предложения с различными видами связи

10

8.

Общие сведения о языке

8

9.

Повторение. Систематизация изученного в 5-9 классах.

3


Итого

85

Календарно-тематическое планирование


п.п

Дата проведения


Тема урока

Примечание

П

Ф




Международное значение русского языка


Повторение пройденного в 5 - 8 классах



Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при них.

Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020)



Вставные слова, словосочетания и предложения. Р.р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций

Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020)



Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020)



Контрольный тест теме «Обращение. Вводные и вставные конструкции».

Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020)



Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Цитаты и знаки препинания при них.

Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020)



Повторение изученного в 5-8 классах.




Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 - 8 классах».




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




Р.Р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.




Р.Р. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


Сложное предложение. Культура речи



Сложное предложение и его особенности.




Виды сложных предложений.


Сложносочиненное предложение



Сложносочиненное предложение и его особенности.




Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).




Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.




Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений. Контрольный словарный диктант.




Общий второстепенный член предложения в ССП.




Повторение по теме «Сложносочиненное предложение». Синтаксический разбор.




Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




Р.Р. Рецензия.




Р.Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.


Сложноподчиненные предложения



Сложноподчиненное предложение и его особенности.




Главное и придаточные предложения.




Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным.




Указательные слова в главном предложении.




Место придаточного предложения по отношению к главному.




Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.




Виды придаточных предложений.





СПП с придаточными определительными.




СПП с придаточными изъяснительными.




СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени.




Придаточные предложения места.




Придаточные предложения времени.




Р.Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края.




Придаточные предложения условные.




Придаточные предложения причины.




Придаточные предложения цели.




Придаточные предложения сравнительные.




Придаточные предложения уступительные.




Придаточные предложения следствия.




СПП с придаточными присоединительными.




Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему.




Р.Р. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.




Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.




Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений. Контрольный словарный диктант.




Повторение темы «Сложноподчиненное предложение». Синтаксический разбор.




Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение».




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




Р.Р. Деловые документы (автобиография, заявление).




Р.Р. Сочинение о жизни современной молодежи.


Бессоюзные сложные предложения



Бессоюзное сложное предложение и его особенности.




Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.




Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.




Запятая и точка с запятой в БСП.




Двоеточие в БСП.




Тире в БСП.




Р.Р. Свободное изложение с творческим заданием.




Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. Контрольный словарный диктант.




Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический разбор.




Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение».




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




Р.Р. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Сложные предложения с различными видами связи



Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и пунктуация в них.




Сочетание знаков препинания.




Авторские знаки препинания.




Употребление в речи сложных предложений с различными видами связи.




Повторение темы «Сложные предложения с различными видами связи». Синтаксический разбор.




Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи».




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




Р.Р. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.




Р.Р. Сочинение о выборе профессии.




Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?».


Общие сведения о языке



Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.




Русский язык - первоэлемент великой русской литературы.




Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.




Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.




Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков.




Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности.




Наука о русском языке и ее разделы. Контрольный словарный диктант.




Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.


Повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи



Повторение изученного в 5-9 классах. Итоговый контрольный словарный диктант.




Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 - 9 классах».




Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.