1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Речь. Школа развития речи.» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7» утвержденной приказом от 03.07.2018 № 430, а также в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы курса "Речь" для 2-4 классов начальной школы автор Соколова Т.Н.– Издательство М.: РОСТ книга, 2014 г., Примерной программы по курсу внеурочной деятельности, на основе авторской программы: «Речь»: рабочие программы: 2-4 классы / Школа развития речи. Курс «Речь» М.: РОСТ, 2017.
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
2. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Программа курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
В результате изучения курса «Школа развития речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Личностными результатами изучения курса «Школа развития речи» являются следующие умения:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметными результатами изучения курса «Школа развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Речь. Школа развития речи»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий
Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения
Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия , опирающийся на понимание принципов его построения;
Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
Итоговый контроль в форме:
3. Содержание учебного курса
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая деятельность)
Формы организации деятельности: экскурсии, круглые столы, олимпиады, поисковые и научные исследования, библиотечные часы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
2 класс
Речь.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Речь.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Речь.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
4. Тематическое планирование
|
| 2 класс |
| |
| Тема раздела | Кол-во часов |
| Речь | 3 |
1 | Устная и письменная речь. | 1 |
2-3 | Выразительность речи. | 2 |
| Слово 10 |
4 | Слово. Значение слова. | 1 |
5 | Многозначные слова. | 1 |
6 | Омонимы | 1 |
7 | Омофоны, омоформы | 1 |
8 | Синонимы | 1 |
9 | Антонимы | 1 |
10 | Фразеологизмы | 1 |
11 | Пословицы. Загадки | 1 |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 |
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 |
| Предложение и словосочетание3 |
14 | Связь между предложениями в тексте | 1 |
15 | Связь между частями текста | 1 |
16 | Работа с деформированным текстом | 1 |
| Текст 15 |
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 |
18 | Текст. Опорные слова. | 1 |
19 | Текст. Опорные слова. | 1 |
20 | Проверочная работа | 1 |
21 | План. Составление плана. | 1 |
22-24 | Виды плана | 3 |
25 | Редактирование текста | 1 |
26-27 | Типы текста. Описание | 2 |
28 | Текст – сравнительное описание | 1 |
29 | Типы текста. Повествование | 1 |
30-31 | Типы текста. Рассуждение | 2 |
| Культура общения 3 |
32 | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 |
33 | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | 1 |
34 | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | 1 |
|
3 класс № | Тема раздела. Тема урокаурока | Кол-во часов | 1 | Речь | 1 | 1. | Речь. Выразительность речи. | 1 | 2 | Слово | 10 | 2. | Многозначные слова. | 1 | 3. | Многозначные слова. | 1 | 4. | Фразеологизмы. | 1 | 5. | Сравнения. Олицетворение. | 1 | 6. | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | 7. | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | 8. | Откуда приходят слова. | 1 | 9. | Этимология. Как тебя зовут? Наши фамилии. | 1 | 10. | Топонимы. | 1 | 11. | Устаревшие слова. | 1 | 3 | Предложения и словосочетания | 5 | 12. | Словосочетания. | 1 | 13. | Словосочетания. | 1 | 14. | Предложение. | 1 | 15. | Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. | 1 | 16. | Распространённое и нераспространённое предложения. | 1 | 4 | Текст | 10 | 17. | Типы текстов. | 1 | 18. | Темы текстов. Опорные слова. | 1 | 19. | Связь предложений в тексте. | 1 | 20. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | 21. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | 22. | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | 23. | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | 24. | Единый временной план текста. | 1 | 25. | Единый временной план текста. | 1 | 26. | Единый временной план текста. | 1 | 5 | Культура общения | 8 | 27. | Стили речи. | 1 | 28. | Стили речи. | 1 | 29. | Культура общения. | 1 | 30. | Научный стиль. | 1 | 31. | Научный стиль. | 1 | 32. | Словари. | 1 | 33. | Словари. | 1 | 34. | Проверь себя. | 1 | |
|
| 4 класс |
| Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Речь 3 |
1 | Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. | 1 |
2 | Монолог и диалог как разновидность речи. Драматические импровизации. | 1 |
3 | Выразительное чтение, интонация. | 1 |
2 | Слово | 10 |
4 | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 |
5 | Фразеологизмы. | 1 |
6 | Диалектизмы. | 1 |
7 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 |
8 | Метафора. | 1 |
9 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 |
10 | Сочинение по пословице. | 1 |
11 | Анализ сочинений по пословицам. | 1 |
12 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 |
13 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 |
3 | Предложение и словосочетание | 3 |
14 | Словосочетание и предложение. | 1 |
15 | Простое и сложное предложение. | 1 |
16 | Предложение со сравнительным оборотом. | 1 |
4 | Текст | 18 |
17 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 |
18 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 |
19 | Творческая работа.Сочинение. | 1 |
20 | Сочинение -миниатюра в художественном стиле. | 1 |
21 | Творческая работа. Сочинение «наоборот». | 1 |
22 | Публицистический стиль. | 1 |
23 | Газетно – публицистический стиль. | 1 |
24 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 |
25 | Официально – деловой стиль. | 1 |
26 | Аннотация.Тезисы. Конспект. | 1 |
27 | Я пишу письмо. | 1 |
28 | Личный дневник. | 1 |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 |
30 | Сочинение сценария для мультфильма. | 1 |
31 | Сочинение сценария для мультфильма. | 1 |
32 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 |
33 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 |
34 | Лингвистический турнир. | 1 |
18