Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО истории МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 27.08.2018 года Руководитель МО _______О.В.Горбачёва | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______ Н.В.Морковина 28.08.2018 года | ПРИНЯТО Педсоветом МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 28.08.2018 года |
Рабочая программа учебного предмета Социокультурные истоки
5 класс
2018-2019 учебный год
Аношенкова Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Первая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», 5 класс составлена для учащихся 5 «а,б » класса на 2018 -2019 учебный год на основании
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010г.)
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
4.Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2018-2019 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник
Камкин А. В. Истоки. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
На изучение данного предмета отводится 34 часа.
Форма промежуточной (годовой) аттестации – контрольная работа.
Основная цель изучения предмета по предмету «Социокультурные истоки», освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2018-2019 уч.год.
В процессе изучения предмета «Социокультурные истоки» учащиеся получат возможность сформировать собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
У учащегося могут быть сформированы:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия)
У учащегося будут сформированы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
У учащегося могут быть сформированы:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты
У учащегося будут сформированы:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Учащийся получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета
Введение. Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. Соха и топор. Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Крестьянские хоромы. Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых помещений, функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с 1 людьми и согласие с Богом.Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых ' обитателей.
Соловки. Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие вустроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Храм Покрова на Нерли.Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
Икона «Живоначальная Троица» Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания. Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет. Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Московский Кремль Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Летописи Старинные летописи - наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия- Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Обобщающее повторение: Семь чудес России.
Тематическое планирование
№/№ | Тема | Количество часов (всего) | Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии(количество) |
1 | Соха и топор | 5 | Практическая работа -1 |
2 | Крестьянские хоромы | 4 | - |
3 | Соловки | 6 | - |
4 | Храм Покрова на Нерли | 5 | Тест -1 |
5 | Икона «Живоначальная Троица» | 3 | Практическая работа -1 |
6 | Московский Кремль | 5 | - |
7 | Летописи | 4 | Практическая работа -1 |
8 | Обобщающее повторение: Семь чудес России | 2 | Контрольная работа-1 |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Количество часов | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Введение | 1 | 05.09 | |
2 | Соха и топор. Представление народа о праведном труде. | 1 | 12.09 | |
3 | Куда соха и топор вместе ходили? | 1 | 19.09 | |
4 | Чему соха и топор человека учили. | 1 | 26.09 | |
5 | Соха и топор как чудеса России. | 1 | 03.10 | |
6 | Крестьянские хоромы(Устройство крестьянских хором). | 1 | 10.10 | |
7 | И тесен дом, да просторен он. | 1 | 17.10 | |
8 | Домашний лад и порядок. | 1 | 24.10 | |
9 | Крестьянские хоромы – чудо России. | 1 | 07.11 | |
10 | Соловки. Особый мир монастыря. | 1 | 14.11 | |
11 | Этапы жизни Соловецкого монастыря | 1 | 21.11 | |
12 | Путешествие в Соловецкий монастырь. | 1 | 28.11 | |
13 | Чудо Преображения. | 1 | 05.12 | |
14 | Соловецкий монастырь – чудо России. | 1 | 12.12 | |
15 | Когда я бываю в храме… | 1 | 19.12 | |
16 | Храм Покрова на Нерли. Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | 26.12 | |
17 | На святом месте. | 1 | 16.01 | |
18 | Храм Покрова – символ гармонии. | 1 | 23.11 | |
19 | Храм покрова на Нерли – одно из чудес России. | 1 | 30.11 | |
20 | Икона «Живоначальная Троица» Путешествие в мир иконы. Звенящие краски иконы. | 1 | 06.02 | |
21 | Икона «Живоначальная Троица»Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы. | 1 | 13.02 | |
22 | Икона «Живоначальная Троица» как чудо России. | 1 | 20.02 | |
23 | Московский Кремль Щит военный.Щит духовный. | 1 | 27.02 | |
24 | Сооружения и соборы Московского Кремля. | 1 | 06.03 | |
25 | Московский Кремль – центр государства. | 1 | 13.03 | |
26 | Хранитель истории, доблести, славы. | 1 | 27.03 | |
27 | Московский кремль – чудо России. | 1 | 03.04 | |
28 | Летописи. Первые летописцы и первые летописи. | 1 | 10.04 | |
29 | Как писали и украшали летописи? | 1 | 17.04 | |
31 | Преподобный Нестор и его летописи. | 1 | 24.04 | |
32 | Летописи – чудо России. | 1 | 08.05 | |
33 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | 15.05 | |
34 | Семь чудес России. Обобщающий урок. | 1 | 22.05 | |