СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Социокультурные истоки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Социокультурные истоки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Социокультурные истоки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО на заседании МО истории МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 27.08.2018 года Руководитель МО _______О.В.Горбачёва

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______ Н.В.Морковина

28.08.2018 года







ПРИНЯТО

Педсоветом МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 28.08.2018 года





Рабочая программа учебного предмета Социокультурные истоки

5 класс

2018-2019 учебный год











Аношенкова Светлана Сергеевна,

учитель истории и обществознания

Первая квалификационная категория









2018 год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», 5 класс составлена для учащихся 5 «а,б » класса на 2018 -2019 учебный год на основании

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010г.)

3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

4.Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2018-2019 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется учебник

Камкин А. В. Истоки. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

На изучение данного предмета отводится 34 часа.

Форма промежуточной (годовой) аттестации – контрольная работа.

Основная цель изучения предмета по предмету «Социокультурные истоки», освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2018-2019 уч.год.

В процессе изучения предмета «Социокультурные истоки» учащиеся получат возможность сформировать собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний.

У учащегося могут быть сформированы:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия)

У учащегося будут сформированы:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

У учащегося могут быть сформированы:

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

Учащийся получит возможность научиться:

  • светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России; осознанию ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни

Содержание учебного предмета

Введение. Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. Соха и топор. Соха и топор как основные орудия труда российского крестья­нина: их традиционное устройство, варианты конструкций, тру­довые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой техно­логии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый пере­чень престижных трудовых качеств человека: выносливость, на­блюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производст­венного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Крестьянские хоромы. Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых помещений, функциональное распределение простран­ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с 1 людьми и согласие с Богом.Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчас­тности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых ' обитателей.

Соловки. Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие вустроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные сте­ны, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское зна­чение духовной, хозяйственной и экологической практики Соло­вецкого монастыря.Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения лю­дей под воздействием соловецких святынь.

Храм Покрова на Нерли.Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) - древ­нейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступниче­стве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Икона «Живоначальная Троица» Иконопочитание в православной традиции. Правило иконопис­ного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания. Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет. Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечно­сти (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображе­нии ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Московский Кремль Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские баш­ни, храм Архангела Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль - центр государственности, резиденция главы государ­ства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетель­ствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика рега­лий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Ору­жейная палата.

Летописи Старинные летописи - наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхож­дение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия- Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добро­детель, Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесцен­ные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Обобщающее повторение: Семь чудес России.

Тематическое планирование

№/№

Тема

Количество часов

(всего)

Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии(количество)

1

Соха и топор

5

Практическая работа -1

2

Крестьянские хоромы

4

-

3

Соловки

6

-

4

Храм Покрова на Нерли

5

Тест -1

5

Икона «Живоначальная Троица»

3

Практическая работа -1

6

Московский Кремль

5

-

7

Летописи

4

Практическая работа -1

8

Обобщающее повторение: Семь чудес России

2

Контрольная работа-1


Календарно-тематический план

урока

Название раздела и тема урока


Количество часов


Дата проведения урока

планируемая


Дата проведения урока фактическая

1

Введение

1

05.09


2

Соха и топор. Представление народа о праведном труде.

1

12.09


3

Куда соха и топор вместе ходили?

1

19.09


4

Чему соха и топор человека учили.

1

26.09


5

Соха и топор как чудеса России.

1

03.10


6

Крестьянские хоромы(Устройство крестьянских хором).

1

10.10


7

И тесен дом, да просторен он.

1

17.10


8

Домашний лад и порядок.

1

24.10


9

Крестьянские хоромы – чудо России.

1

07.11


10

Соловки. Особый мир монастыря.

1

14.11


11

Этапы жизни Соловецкого монастыря

1

21.11


12

Путешествие в Соловецкий монастырь.

1

28.11


13

Чудо Преображения.

1

05.12


14

Соловецкий монастырь – чудо России.

1

12.12


15

Когда я бываю в храме…

1

19.12


16

Храм Покрова на Нерли. Покров Пресвятой Богородицы.

1

26.12


17

На святом месте.

1

16.01


18

Храм Покрова – символ гармонии.

1

23.11


19

Храм покрова на Нерли – одно из чудес России.

1

30.11


20

Икона «Живоначальная Троица» Путешествие в мир иконы. Звенящие краски иконы.

1

06.02


21

Икона «Живоначальная Троица»Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы.

1

13.02


22

Икона «Живоначальная Троица» как чудо России.

1

20.02


23

Московский Кремль Щит военный.Щит духовный.

1


27.02


24

Сооружения и соборы Московского Кремля.

1

06.03


25

Московский Кремль – центр государства.

1

13.03


26

Хранитель истории, доблести, славы.

1

27.03


27

Московский кремль – чудо России.

1

03.04


28

Летописи. Первые летописцы и первые летописи.

1

10.04


29

Как писали и украшали летописи?

1

17.04


31

Преподобный Нестор и его летописи.

1

24.04


32

Летописи – чудо России.

1

08.05


33

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

1

15.05


34

Семь чудес России. Обобщающий урок.

1

22.05