СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми в ДОУ для детей с ОВЗ выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Просмотр содержимого документа
«Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС»

Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС Старший воспитатель МБСКОУ (VII-VIII вида) «Детский сад № 18» Васильченко Н.М.

Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС

Старший воспитатель

МБСКОУ (VII-VIII вида)

«Детский сад № 18»

Васильченко Н.М.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и  способностей каждого ребёнка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и

способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;

  • обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
ФГОС ДО Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.  (п. 2.11.2 ФГОС)

ФГОС ДО

  • Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

(п. 2.11.2 ФГОС)

Организационное обеспечение введения ФГОС ДО направлено на   Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс; Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности; Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности; Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды; Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем

Организационное обеспечение введения ФГОС ДО направлено на

  • Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;
  • Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
  • Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
  • Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
  • Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем
Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
  • Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ  (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)  Под специальными условиями понимаются: Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Обучающийся с ограниченными  возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий  (ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Ст.2, п.16))

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

  • физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

(ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Ст.2, п.16))

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"

  • Статья 1 пункт 16 – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
  • Статья 16 пункт 23 - индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Статья 16 пункт 27 - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
  • Статья 1 пункт 28 - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

 Цель деятельности МБСКОУ  - образовательная деятельность по адаптированной образовательной программе МБСКОУ Задачи: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей Воспитание и возможное восстановление нервно-психической  деятельности воспитанников Создание условий для социально-личностного развития дошкольников, их коммуникативной и социальной компетентности, подготовка детей к школе Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, активизация педагогического потенциала семьи Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей Воспитание с детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей Социально-личностного реабилитация детей с нарушениями интеллекта, формирование основ социально-бытового и коммуникативного поведения

Цель деятельности МБСКОУ - образовательная деятельность по адаптированной образовательной программе МБСКОУ

Задачи:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Воспитание и возможное восстановление нервно-психической

деятельности воспитанников

  • Создание условий для социально-личностного развития дошкольников, их коммуникативной и социальной компетентности, подготовка детей к школе
  • Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, активизация педагогического потенциала семьи
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей
  • Воспитание с детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
  • Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей
  • Социально-личностного реабилитация детей с нарушениями интеллекта, формирование основ социально-бытового и коммуникативного поведения
ФГОС ДО  Содержание коррекционной работы: Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.  (п. 2.11.2 ФГОС)

ФГОС ДО

Содержание коррекционной работы:

  • Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

(п. 2.11.2 ФГОС)

  Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:   обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации; Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
  • Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Цель психолого – медико -педагогического консилиума Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Цель психолого – медико -педагогического консилиума

  • Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Логоритмика

Логоритмика

Работа с родителями

Работа с родителями

Кружок «Умелые пальчики»

Кружок «Умелые пальчики»

Кружок «Весёлая карусель»

Кружок «Весёлая карусель»

Кружок «Волшебные ладошки»

Кружок «Волшебные ладошки»

  «Лекотека»  Само слово «Лекотека» произошло от шведского слова  Leco - игрушка и греческого theke – хранилище. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей  с ограниченными возможностями здоровья.

«Лекотека» Само слово «Лекотека» произошло от шведского слова Leco - игрушка и греческого theke – хранилище.

Это служба психологического

сопровождения и специальной педагогической

помощи родителям,

воспитывающим детей

с ограниченными

возможностями

здоровья.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
  • Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Взаимодействие со школой

Взаимодействие со школой

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Планируемые результаты  социализации детей с ОВЗ: Ребёнок с ОВЗ имеет навык социально приемлемого поведения; У ребёнка развито позитивное отношение к окружающим людям; Ребёнок адекватно реагирует на неудачи, умеет исправить допущенные ошибки, принять помощь и поддержку; У ребёнка расширен словарный запас и речевая активность; Ребёнок может следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты социализации детей с ОВЗ:

  • Ребёнок с ОВЗ имеет навык социально приемлемого поведения;
  • У ребёнка развито позитивное отношение к окружающим людям;
  • Ребёнок адекватно реагирует на неудачи, умеет исправить допущенные ошибки, принять помощь и поддержку;
  • У ребёнка расширен словарный запас и речевая активность;
  • Ребёнок может следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.  Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

  Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению

Учителя должны

Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Задачи преемственности детского сада и школы

  • Развитие любознательности
  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
  • Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
  • Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Работа с родителями Методическая работа с педагогами Работа с детьми Организация работы по преемственности

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Работа с родителями

Методическая работа с педагогами

Работа с детьми

Организация работы по преемственности

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построению новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построению новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».  Л. И. Швецова 

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Л. И. Швецова