Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы
Мария Вячеславовна Барышникова ,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41»
Составляющие
рефлексивной деятельности
Формируемые УУД
Формирование внутренней позиции школьника.
Самооценка на основе критериев
Личностные
Рефлексия способов условий действий.
Эмпатия.
Контроль и оценка результатов деятельности.
Познавательные
Формирование и аргументация своего мнения.
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности.
Планирование учебного сотрудничества.
Коммуникативные
само-воспитание
само-обучение
само-развитие
рефлексивный контроль
само-контроль
само-оценка
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка в обучении - это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.
Виды рефлексии
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия
По содержанию :
символическая, устная и письменная.
По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Символическая рефлексия
- «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0» «График», «Шкала» «Рефлексивная мишень» «Чемодан, мясорубка, корзина» «Линия времени»
- «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0»
- «График», «Шкала»
- «Рефлексивная мишень»
- «Чемодан, мясорубка, корзина»
- «Линия времени»
Устная и письменная рефлексия
- «Продолжи фразу»
- «Комплимент»
- подбор афоризма пословицы, стихотворения
- ответы на вопросы
- «Три М»
- «Одним словом»
- «Акрослово»
- «Фантазёр», «Кумир», «Профи»
- «Защитный лист»
- анкеты
- оценка «приращений»
- резюме, эссе, мини-сочинения, дневник
- синквейн
- «Мозговой штурм»
- «Шпаргалка», «Телеграмма»
- «Архивариус»
- ПОПС-формула
Выбор цвета
Всё только положительное!
Что нового получили для себя?
Выразите своё отношение через эмоции и чувства.
Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата)
В оригинальной форме дать оценку
Отрицательные моменты (сложности, проблемы)
Самооценка
- ретроспективная;
- рефлексивная;
- прогностическая.
Функции самооценки
- констатирующая;
- мобилизационно-побудительная;
- проектировочная.
Лист самооценки
работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Лист самооценки
работы ученика
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
6.Осталось непонятным (ЧТО?)
7. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
Критерии оценки
1. Активно работал в группе
Оцениваю себя сам
Оценка товарища
2. Выполнял свои обязанности
3. Соблюдал культуру общения
++ у меня всё получилось
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
-+ были затруднения, но я справился
++ у тебя всё получилось
Мы работали слаженно
- у меня не получилось работать в группе
-+ у тебя возникли затруднения,
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
но ты справился
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
- у тебя не получилось работать в группе
Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы
Задание № 1. ….. и ….. в …. «Заячьи лапы»
1 ряд
Запишите лишнее слово из ряда:
2 ряд
пословица, поговорка, рассказ
Запишите фамилию писателя , который создал произведения «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
3 ряд
Запишите пропущенное слово : заяц, животное = охотник, ….
все ряды
Составьте из предложенных букв слово и запишите его: ПРОИРАД
Человек и природа в рассказе
К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»
… .. и ….. в …. «Заячьи лапы».
1 ряд
рассказ
2 ряд
Паустовский
3 ряд
человек
все ряды
природа
Оцените свою работу: записано 2 правильных ответа – 2 б.
записан 1 правильный ответ – 1 балл
ни одного ответа не указано – 0 баллов
Герои рассказа
Ваня Малявин
ветеринар
бабка Анисья
дед Иларион
аптекарь
Карл Петрович
Проверяем то, что знаем
1.Кому принес Ваня Малявин раненого зайца?
ветеринару
2. Что обгорело у зайца?
задние лапы и живот
3. Кто такой Карл Петрович?
детский врач
Оцените свою работу: записан верный ответ – 1 балл
допущена ошибка – 0 баллов
Проверь себя
- Леса стояли сухие, как порох . (.…………………).
- Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью (…………………….).
- Смерть настигала деда, хватала его за плечи… (………………………………).
сравнение
эпитет
олицетворение
Оцените свою работу: 3 верных ответа – 3 балла
2 верных ответа – 2 балл
1 верный ответ – 1 балл
0 верных ответов – 0 баллов
Природа
Человек
Заяц спасает героя
Спасает животное
Сумма набранных баллов за урок
7 - 6 баллов
Отметка
«5»
5 - 4 баллов
«4»
3 – 2 балла
«3»
1 и менее
«2»
Выбор цвета
Всё только положительное!
Что нового получили для себя?
Выразите своё отношение через эмоции и чувства.
Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата)
В оригинальной форме дать оценку
Отрицательные моменты (сложности, проблемы)
Домашнее задание. Выполняем одно задание
Подготовить пересказ одного эпизода от лица героя
(Вани, бабки Анисьи или аптекаря)
Составить кроссворд к рассказу
(6 вопросов, оформить на листе А4; ответы не вписывать)
Ответить на вопрос: «Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?»
Рефлексия и самооценка
- приводят к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах деятельности;
- позволяют критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
- делают человека, социальную систему субъектом своей активности.