СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа студентов – ведущая форма организации образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель самостоятельной работы - научить студента самостоятельно работать, привить основы самоорганизации и умения непрерывного самообразования. Главным отличием иностранного языка от других предметов является то, что объектом усвоения являются различные виды деятельности - чтение, говорение, слушание, письмо, единицей которых выступает действие. Готовность обучающихся выполнять эти действия, так же является важным компонентом успешного выполнения самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа студентов – ведущая форма организации образовательного процесса»

Самостоятельная работа студентов – ведущая форма организации образовательного процесса

Хабибуллина Гульназ Хамзиновна, преподаватель английского языка Сургутского политехнического колледжа

Новые законы об образовании и пути их реализация влекут за собой введение уровневой системы образования, внедрение новых федеральных государственных стандартов, применение инновационных образовательных технологий, как следствие – реорганизацию всего учебного процесса, обеспечивающего сокращение аудиторных часов и увеличение доли самостоятельной работы до половины учебного времени. В связи с этим основной задачей учебных заведений является - подготовка компетентного специалиста, а основной задачей преподавания – не изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности студентов. Студент, тем самым, из привычного объекта образовательного процесса превращается в субъект деятельности.

Подготовка дипломированного специалиста не представляется сегодня возможной, в том числе и без языковой подготовки. Престижность изучения иностранных языков в настоящее время можно объяснить интенсивным развитием международного сотрудничества России с другими странами, что влечет за собой смену требований, предъявляемых к выпускнику, а именно практическое владение иностранным языком в профессиональной деятельности.

Самостоятельную работу можно определить, как самостоятельную деятельность обучающихся, которая организована преподавателем, но не требует его непосредственного участия, может быть управляемой преподавателем при помощи специальных учебных материалов; предусмотрена рабочей программой, учебным пособием или самим преподавателем в ходе курса обучения. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа являются основными формам самостоятельной работы в практике преподавания языка, подразумевают тесную связь между собой и должны непрерывно друг друга дополнять. Стоит отметить, что первичные знания необходимые для самостоятельной работы студенты приобретают на аудиторных занятиях, а ее успех и эффективность будут зависеть от организации и реализации данного вида деятельности на протяжении всего периода обучения.

Самостоятельная работа студентов представляет особый вид деятельности, в основе успеха которой, лежит соблюдение следующих условий: мотивированность учебного процесса, конкретная постановка цели и задач, алгоритма выполнения заданий, определения преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков, определения видов консультационной помощи, критериев оценки, видов и форм контроля. Процесс организации самостоятельной работы, подразумевает соблюдение определенных требований, способных гарантировать ее эффективность: регулярность, системность, тщательный контроль со стороны преподавателя, связь с основным учебным материалом.

Цель самостоятельной работы - научить студента самостоятельно работать, привить основы самоорганизации и умения непрерывного самообразования. Главным отличием иностранного языка от других предметов является то, что объектом усвоения являются различные виды деятельности - чтение, говорение, слушание, письмо, единицей которых выступает действие. Готовность обучающихся выполнять эти действия, так же является важным компонентом успешного выполнения самостоятельной работы.

Мотивация играет важнейшую роль в процессе организации самостоятельной работы. С одной стороны это - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности (требования системы непрерывного образования); с другой стороны - заинтересованности в достижении результата самим обучающимся. Студент должен осознавать цель каждого задания, опираться на свои знания, опыт в изучении дисциплины, а так же уметь пользоваться различными средствами. Преподаватель в свою очередь, должен уметь правильно организовать самостоятельную работу над языком, как во время занятия, так и во внеурочное время. Определение и осознание целей, четкая постановка задач преподавателем становится необходимым условием для правильного построения самостоятельной работы.

Сотрудничество – новая форма взаимодействия между преподавателем и студентом. При планировании самостоятельной работы преподаватель выполняет вспомогательную роль, приходит на помощь только по просьбе обучаемого, не навязывает своего мнения. Основная функция преподавателя – помощь студентам в развитии их навыков самостоятельности и овладении языком в целом. Для ее реализации преподаватель должен руководствоваться следующими задачами: изучение студенческого коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся; определения порядка всех возможных действий обучаемых с учебным материалом и установление последовательности выполнения этих действий для достижения цели; обучение работе с техническими средствами обучения.

В организации самостоятельной работы немаловажную роль играет методическое обеспечение учащихся необходимыми учебниками и пособиями, основанными на рационально отобранном материале, а также знание самим студентом средств обучения, умение пользоваться ими. Методические разработки с указанием источников литературы, методические указания к выполнению практических заданий, а так же к индивидуальным заданиям обеспечивают наиболее высокую эффективность при выполнении самостоятельной работы, при этом выполняют и роль руководства над ней; а также должны способствовать непрерывному развитию познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Таким образом, успех выполнения самостоятельной работы зависит от правильности ее организации и выполнения всех требований, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя. Повышение уровня эффективности организации самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения иностранному языку, так как сегодня востребованы самостоятельные, инициативные специалисты, обладающие компетентностью в своей предметной области, способные к самосовершенствованию своей личности и самообразовательной деятельности.



Список литературы:

  1. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / [А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2016.

  2. Кисель О.В. Инновационные стратегии обучения, повышающие мотивированность студентов [Текст] / О.В. Кисель // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2019 г.) / редкол.: Н.М. Гурьева [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019.

  3. Ершова Н.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий при организации самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Г. Ершова // Современные тенденции развития экономики и образования региона" Материалы конференции. – 2018.