Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Система работы
по формированию правовых знаний
у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Разработала: Галкина Ирина Евгеньевна,
учитель истории.
Формирование элементов правовой культуры обучающихся с ОВР задача крайне важная, но сложная в виду отсутствия учебника, предназначенного для учеников специальной (коррекционной) школы. В целях активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВР мною были разработаны учебные пособия по обществоведению для 8 и 9 классов. Учебные пособия позволяют спланировать самостоятельную работу учащихся на уроке на основе чтения статей и выполнения вариативных заданий, решения задач по уголовному праву, семейному и гражданскому правам.
Учебные пособия разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Владос, 2012 год.
Предлагаю Вашему вниманию извлечение из учебного пособия по обществознанию для 8 класса и конспекты уроков, разработанные с опорой на данное пособие.
Тема. Правовая ответственность.
Правонарушение.
Внимательно вслушавшись в звучание этого слова, можно легко понять его значение: правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение (действие или бездействие) гражданина или учреждения, организации, предприятия.
Юристы, когда характеризуют поведение человека или организации, употребляют слово «деяние». Оно имеет двойной смысл – это есть действие, т.е. активное поведение, или бездействие – пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал: не уплатил налог, не купил билет, не оказал необходимую помощи больному (врач), не выполнил своих обязанностей, не оказал помощи терпящему бедствие (капитан судна), халатно отнесся к своей работе и т.д.
Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому – то приносит вред. Оскорбить кого – нибудь, оклеветать, угрожать – это значит совершить правонарушение. Ударить, избить кого – то – это тоже правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждение чужого имущества, обман покупателей и т.д. - все это, безусловно, правонарушения.
Признаками правонарушения являются опасное для общества поведение, нанесение кому – либо вреда и нарушение нормы закона. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения. Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.
Преступлением признается общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. Признаки преступления:
1
. Опасность для общества.
2. Виновность.
3. Наказуемость.
Как видите, основная отличительная черта преступления – это его особая общественная опасность, особый вред. Поэтому государство признает преступления наиболее опасным видом правонарушения и запрещает их под страхом наиболее сурового уголовного наказания (лишение свободы, конфискации имущества и т.д.). Более того, из – за общественной опасности закон считает преступлением даже только приготовление к нему. Следует понимать, что ответственность наступает лишь при наличии вины, которая может быть доказана только судом (презумпция невиновности).
По действующему в настоящее время законодательству правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – с 14лет.
Проступок-это тоже правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью опасности. Однако следует знать, что проступок – это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, повреждение телефонов – автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, прогул, опоздание на работу и т.д. – все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания неуголовного характера - в виде предупреждения, штрафов, возмещение причиненного вреда и даже исправительные работы.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ –
ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ.
Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань – в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ПОД УГРОЗОЙ НАКАЗАНИЯ.
ПРОСТУПОК – ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНЬЮ ОПАСНОСТИ.
Виды ответственности.
Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную (кража, разбой, бандитизм убийство и т.д.), гражданскую (раздел имущества при разводе, наследование имущества и т.д.), административную (переход дороги в неположенном месте, неповиновение работнику полиции, нецензурную брань в общественном месте и т.д.), дисциплинарную (опоздание на работу, отказ от выполнения работы и т.д.) ответственность.
Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний – таких, как лишение свободы, конфискация имущества и другие.
1. Что такое правонарушение? Приведите примеры.
2. Что такое преступление? Приведите примеры.
3. Что такое проступок? Приведите примеры.
4. Какие виды ответственности бывают за правонарушения?
Презумпция невиновности - человек считается невиновным до тех пор, пока его виновность не доказана судом.
Халатность – небрежность в выполнении своих обязанностей.
Мошенничество – обман.
Конспект урока обществознанияния
8 класс.
Тема: «Правовая ответственность».
Цель урока: дать представление о правонарушениях, видах юридической ответственности за совершение правонарушений.
Задачи.
Образовательные: разъяснить понятия «правонарушение», «преступление», «проступок»; подвести учащихся к пониманию неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
Коррекционные: коррекция умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций, определять правомерные способы действий.
Воспитательные: воспитание правовой культуры учащихся.
Словарная работа: мошенничество, халатность, презумпция невиновности.
Основные понятия: правонарушение, преступление, проступок.
Оборудование: учебное пособие по обществоведению 8 класс, презентация к уроку «Правонарушение», карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I этап. Организационно - мотивационный (5 мин.)
Цель: создать условия для активизации учащихся, эмоционального настроя на работу.
Деятельность учителя.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Объяснение задания (слайд №1).
Фронтальная работа.
Предположите, нормы каких отраслей права «работают» в следующих случаях:
При разводе супругов.
На допрос задержанного в милиции несовершеннолетнего подростка не пригласили ни родителей, ни учителя, хотя дом и школа подростка находились поблизости.
Двое программистов подобрали код к электронной системе банковских операций одного из российских банков и перевели крупную сумму на свой счет в иностранном банке.
В Государственной Думе обсуждается проект внесения изменений в Закон о выборах.
Деятельность обучающихся.
Наличие ученических принадлежностей. Выполнение задания.
II этап. Проверка домашнего задания (7 мин.)
Цель: проверить усвоение темы, изученной на предыдущем уроке.
Деятельность учителя.
Устный опрос
I группа. Какие отрасли права вы знаете? Перечислите их.
II группа. Какие отношения регулирует семейное право?
III группа. На какие две группы можно разделить все отрасли права?
Индивид. задание. Найти в тексте пособия и прочитать ответ на вопрос: Для чего необходимо знать процессуальные нормы права?
Деятельность обучающихся.
Выполнение задания (учащиеся, испытывающие затруднения, обращаются за помощью к учителю).
Деятельность учителя.
Оценивание работы учащихся.
Вывод: Знание основных отраслей права поможет при обращении в соответствующие органы для защиты своих прав.
III этап. Изучение нового материала (15 мин.)
Цель: раскрыть сущность понятий: правонарушение, преступление, проступок.
Деятельность учителя.
Актуализация знаний (слайд №2).
Вводная беседа.
Ребята, вы знаете, что такое преступление?
А что такое проступок?
Группе подростков было предъявлено уголовное обвинение за то, что они в городском парке поломали качели, нарисовали фашистскую атрибутику на памятнике, установленном в честь победы в Великой Отечественной войне.
В зале суда они заявили, что не знали, что совершают преступление, так как считали свои действия всего лишь шалостью.
Чтобы уберечь вас от подобных ситуаций мы сегодня на уроке познакомимся с такими понятиями как правонарушение, преступление и проступок.
Сообщение темы урока: «Правовая ответственность» (слайд №3).
Деятельность обучающихся.
Запись темы в тетрадь.
Деятельность учителя.
Проведение словарной работы (слайд №5)
Организация работы с учебным пособием.
I группа. Прочитать с.18 и выписать в тетрадь понятие преступление.
II группа. Прочитать с.19 и выписать в тетрадь понятие проступок.
III группа. Прочитать с. 18, 1 и 2 абзацы, выписать в тетрадь понятие правонарушение.
Индивид. задание. Прочитать с.19, последний абзац и найти ответ на вопрос: Какой вид ответственности наиболее суровый?
IV этап. Физкультминутка для глаз (2 мин.) (слайд №4)
Цель: соблюдение охранительно режима.
V этап. Закрепление изученного материала (10 мин.)
Цель: закрепить знания правовых понятий «правонарушение», «преступление», «проступок».
Деятельность учителя.
Фронтальная работа.
Определите, что является проступком, а что преступлением (слайд№5) Докажите свое мнение.
Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу (преступление).
Играя мячом во дворе, подросток разбил окно (проступок).
Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб (преступление).
Подростки курили в туалете школы (проступок).
Старшеклассник остановил первоклассника и, угрожая ему, потребовал у него денег (преступление).
Учащийся школы перешел дорогу на запрещающий сигнал светофора (проступок).
VI этап. Подведение итогов урока (3 мин.)
Цель: обобщить и оценить знания учащихся по теме урока.
VII этап. Домашнее задание (3 мин.)
I группа. Прочитать с.18-19, знать, что такое правонарушение, проступок, преступление.
II группа. Прочитать с.18-19, знать, что такое проступок и преступление.
III группа. Прочитать с.19, последний абзац и выписать в тетрадь виды правовой ответственности.
Индивид. задание. Выписать в тетрадь понятие «преступление».
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ МОРАЛИ.
Д
ОБРО И ЗЛО.
Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.
Добро. Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания – наше стремление к человечности, справедливости. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, взаимопониманию между людьми. Причем когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что истинно гуманная мораль считает: нельзя быть по – настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.
Зло. Все, что противоположно добру, есть зло. Это – нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи. Короче, зло – это все дурные, вредные, подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует разрушению личности.
Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, воровство, жестокость, предательство, грубость и т.д. Когда сильный обижает слабого, когда вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавщица хамит, таксист, официант, мастер, не оказав дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию и т.п. – все это и есть моральное зло.
Моральный человек строит свою жизнь таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Но нужно помнить, что зло коварно и, как правило, часто скрывается под маской добра. Нередко даже самый отъявленный преступник стремится представить свое злодеяние в добром свете, оправдать его с точки зрения морали, добра.
Группе подростков предъявили обвинение в убийстве двух бродяг. На суде они сказали, что избавляли общество от ненужных людей, что являются чистильщиками. Правы ли они?
1. Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков.
2. Что такое зло? Приведите примеры злых поступков.
3. Как должен поступить добрый человек, если его оскорбили:
ответить оскорблением на оскорбление; сделать вид, что ничего
не слышал?
Рассказ для дополнительного чтения.
Прочитайте и обсудите.
Добро и Зло.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу. Только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите себе конфет к чаю».
Делать нечего, пришлось деньги взять.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Согласны ли вы, что на зло надо отвечать добром? Докажите свое мнение.
Конспект урока обществознанияния.
8 класс.
Тема урока: «Добро и зло».
Цель урока: дать представление о добре и зле как нравственных категориях.
Задачи.
Образовательная: раскрыть сущность нравственных понятий «добро» и «зло».
Коррекционная: коррекция умения давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности.
Словарная работа: гуманность, бескорыстие.
Основные понятия: добро, зло.
Оборудование: учебное пособие по обществоведению 8класс, презентация «Добро и Зло», карточки с заданиями, магнитофон.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I этап. Организационно - мотивационный (5 мин.)
Цель: создать условия для активизации учащихся, эмоционального настроя на работу.
Деятельность учителя.
1. Проверяет готовность к уроку.
2. Объясняет задание.
Найдите вторую половинку пословицы, в ней вы найдете полезный совет.
Сумел провиниться тому и жизнь мила
Не ищи красоты сумей и повиниться
Кто любит добрые дела ищи доброты
Деятельность обчающихся.
1. Наличие ученических принадлежностей.
2. Выполнение задания.
II этап. Проверка домашнего задания (7 мин.)
Цель: проверить усвоение темы, изученной на предыдущем уроке.
Деятельность учителя.
1. Устный опрос.
I группа. Какие задачи выполняет мораль в жизни человека?
II группа. Расскажите об оценочной роли морали.
III группа. Прочитайте абзац, в котором говорится о воспитательной роли морали.
Индивид. задание (на карточке). Дайте оценку следующим поступкам:
Обманул товарища, сломал дерево, помог малышу перейти дорогу, спас утопающего.
2.Оценивание работы учащихся на данном этапе.
Вывод: мораль учит нас поступать так, чтобы от этого не было плохо другим людям.
III этап. Изучение нового материала (15 мин.)
Цель: раскрыть сущность понятий добро и зло.
Деятельность учителя.
1.Актуализация знаний. Сообщение темы урока (слайд №1).
Притча о Добре и Зле. (слайд №2)
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
- Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2. Организация эмоциональной разгрузки учащихся. Релаксация (2 мин.)
Предлагаю вам закрыть глаза и послушать спокойную музыку. Возможно, она поможет вам найти ответ на вопрос: Какой волк победит?
Деятельность обучающихся.
Принимают расслабленные позы и слушают музыку.
Деятельность учителя.
3. Проведение словарной работы (слайд №3).
4.Организация самостоятельной работы с учебным пособием.
I группа. Прочитать с.35 и ответить на вопрос: Что такое добро?
II группа. Прочитать с. 36 и ответить на вопрос: Что такое зло?
III группа. Прочитать последний абзац и высказать свое мнение.
Индивид. задание (на карточке)
Распределите слова в две колонки.
Добро. Зло.
Честность, трусость, справедливость, жестокость, грубость, скромность, вежливость, жадность, отзывчивость,
Деятельность обучающихся.
Выполняют задание.
Деятельность учителя.
5. Выслушивает ответы учащихся, задает наводящие вопросы.
6.Оценивает работу учащихся и подводит их к выводу: добро – это все хорошее, что помогает жить в мире и согласии людям. Каждый человек должен поступать с позиций добра: помогать слабым, уважать старших, заботиться о ближних, любить свою Родину. И всеми доступными средствами бороться с любыми проявлениями зла.
IV этап. Закрепление изученного материала (10 мин.)
Цель: закрепить представление учащихся о понятиях «добро» и «зло».
Деятельность учителя.
1.Организация работы с рассказом для дополнительного чтения «Добро и Зло».
2. Фронтальная беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему Добро отплатило добром на зло?
- А как бы вы поступили в данной ситуации?
V этап. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)
Цель: обозначить успехи и выделить трудности в усвоении данной темы.
Деятельность учителя.
Комментарии, объявление оценок за работу (слайд №4)
Деятельность обучающихся.
Слушают комментарии учителя.
VI этап. Домашнее задание (3 мин.).
Деятельность учителя.
Дает инструкции по выполнению домашнего задания (слайд №5)
I группа. Прочитать с.35 – 37, ответить на вопросы с.38
II группа.Прочитать с.35 – 36, ответить на 1ый вопрос.
III группа. Прочитать с.37, ответить на 3ий вопрос.
Индивид. задание. Нарисовать « Символ Добра».