Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными…
Я люблю эти дни,… Когда всё так понятно в природе, Так ясно и тихо кругом… ( Ю.Д. Левитанский)
Пусть будут поиски, сомненья. Но как ни краток встречи срок Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок.
Кодированный словарный диктант
- Вьющееся растение-…
- Накидка от дождя-…
3 .Кухонная утварь – …
4. Бывает звездной – ...
5. Доктор иначе – ...
6. Маленькое серое животное– ...
7. Злаковая культура – ...
8. Дамское украшение – ...
9. Слышится громкий – ...
10. С любимым там рай – ...
1. Вьющееся растение- плющ 2. Накидка от дождя- плащ 3 .Кухонная утварь – нож 4. Бывает звездной – ночь 5. Доктор иначе – врач 6. Маленькое серое животное– мышь 7. Злаковая культура – рожь 8. Дамское украшение – брошь 9. Слышится громкий – плач 10. С любимым там рай – шалаш
Употребление ь знака на конце существительных после шипящих
Повторим! Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.
3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.
5. Союзное слово не является членом предложения.
6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
Проверим ! Ответ: 10100111
Определите типы предложений
1.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей.
2.Зазеленел листок, и стал пригож лесок.
3.О человеке, к которому я направился, ходят легенды.
1. Простое предложение осложнено причастным оборотом. 2. Сложносочиненное предложение 3. Сложноподчиненное предложение
«Инвентаризация знаний»
- Определение – второстепенный член предложения.
- Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.
- Определение поясняет имя существительное.
- Определение обозначает признак предмета.
- Определение подчёркивается волнистой линией.
- Определение бывает согласованным и несогласованным
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цель урока
- Познакомить учащихся с придаточными определительными,
- Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- Составлять схемы предложений с придаточными определительными.
- Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- Правильно употреблять в речи данные виды предложений
Работа с учебником. Параграф 22, стр. 72-73
Опрос.
1. Каково значение придаточного определительного?
2. На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
3. Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное
4. Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению?
Практическая часть
Назовите предложения с придаточным определительным. Укажите средства связи главного и придаточного предложений.
1. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
2. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
3. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
4. И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.
5. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
6. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик
- Задание: Замените предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.
- 1. Село Кижинга, располагающееся на берегу реки, отличается богатыми национальными традициями.
- 2. Среди знаменитых выходцев из села стоит отметить бурятского поэта Дондока Улзытуева, сумевшего передать в своих произведениях неповторимый местный колорит.
Синтаксическая синонимы, или синонимические конструкции- синтаксические единицы, разные по строени. , но близкие по смыслу. ( Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталь)
- СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот- преимущественно в книжной.
- Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
-
- Карточка для 1 группы:
- 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
- 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
- 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)
- Карточка для 2 группы:
- 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
- 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
- 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
- Карточка для 3 группы:
- 1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
- 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
- 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
- Карточка для 4 группы:
- 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
- 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
- 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Я люблю эти дни,… Когда всё так понятно в природе, Так ясно и тихо кругом… ( Ю.Д. Левитанский)
- 1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными?
- 2.К чему относится?
- 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению?
- 4. Место придаточного.
- 5.Чем прикрепляется к главному?
- 1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными?
- 2.К чему относится? ( К члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.
- 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению?
- 4. Место придаточного.
- 5.Чем прикрепляется к главному? ( Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово. Например: Из того пруда ( какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей. В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом).
- Домашнее задание.
- 1. Параграф 22
- 2. Упражнение 111, стр. 75 или выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства.
Рефлексия
- Доволен ли тем, как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Спасибо за урок