СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока "Решение практических задач на пропорции"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технотлогическая карта помогает учителям и учащимся закрепить тему "Пропорции",показать практическую значимость пропорции в жизни человека.Для учащихся урок с применением ИКТ -это переход в иное состояние, это другой стиль общения,положительные эмоции,ощущение в новом качестве.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока "Решение практических задач на пропорции"»

Технологическая карта открытого урока по математике в 6 классе

на тему «Решение задач на пропорции»

Тема

Решение практических задач на пропорцию

ЦЕЛЬ

Обобщить и систематизировать полученные знания о пропорции и ее свойствах, научиться применять эти знания в практическую жизнь, познакомить учащихся с понятием «функциональная (математическая) грамотность.

Задачи

Образовательные: повторить  понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция; основное свойство пропорции и  научиться применять его для решения практических задач, формировать умения решать задачи и уравнения , используя основное свойство пропорции.

2. Развивающие: развивать у учащихся умение ставить перед собой цель и достигать ее; учиться выражать свои мысли в устной  и письменной речи, высказывать свою точку зрения; развивать практические умения и навыки решения задач, сравнивать и оценивать свои результаты, делать соответствующие выводы.

3. Воспитательные: развивать познавательные интересы у учащихся , творческую активность, формировать чувство товарищества и взаимопомощи, самооценку; формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся.

Ключевые смыслы

Эта тема актуальна сейчас потому, что в последнее десятилетие в нашей стране проблеме повышения функциональной (ФИНАНСОВОЙ ,МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ,ЧИТАТЕЛЬСКОЙ и т. Д.) грамотности учащихся уделяется большое внимание, так как для развития экономики, повышения уровня жизни граждан и общественного благосостояния нужны функционально грамотные специалисты. Помочь учащимся закрепить тему «пропорция» и показать практическую значимость пропорций в жизни человека. Для учащихся урок с применением икт -переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение в новом качестве, и, конечно скорость работы.

слоганы

1.«Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их.»

2. «Решаем задачи и учимся для жизни»

символы

Методическая разработка, презентация, книга, плакат( Пропорции и основные свойства),ноутбуки, монитор, раздаточный материал, таблица для решения задач.

Возраст

11-12 лет

Этап и время

Что делают учащиеся

Что делает учитель

Как формируется компонент ФГ

Ресурсное обеспечение, необходимое

1.Организационный момент

Осуществляют проверку своего рабочего места, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

демонстрируют готовность к уроку.

Проверка учителем готовности класса к уроку: организация внимания:

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!

С помощью устной речи и выполнения определенных правил и норм ,правильной организации рабочего места,


Умение быстро сконцентрировать свое внимание и готовность к уроку

Монитор, Электронное ресурсное обеспечение: презентация, носители информации(флежка). Слайд 2.

2.Мотивация к учебной деятельности

Отвечают на вопрос учителя: Почему важен предмет математики? Выполняют указания учителя и

высказывают предположение о применимости математических знаний.

Учитель приветствует учащихся и гостей открытого урока. Только что в песне вы услышали, что математика- важный предмет и тема «Пропорция»важна не только в математике ,но и в других различных областях науки и жизни.(Слайд).

Организует фронтальную работу  о важности изучения предмета математики, о практическом ее применении и важности темы пропорция в различных областях науки и жизни. Учитель напоминает учащимся как часто мы слышим слово «Функциональная грамотность» и просит их объяснить смысл этого слова. Что для ее развития нужно?


Учащиеся в своих ответах показывают знания о важности предмета, о грамотном и осмысленном ее изучении.

Презентация

(слайд 3 ),плакат.

3. Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели и задач урока.

















Учащиеся отвечают на вопросы учителя, какова цель урока, извлекают для себя информацию с помощью слайдов.


Устная работа.

Учитель спрашивает у учащихся какие задачи они уже решали задачи на пропорции из каких областей, для чего изучают эту тему,

зачем эти знания нам нужны, с какой целью мы учимся решать задачи? Поэтому целью нашего занятия является … как вы думаете? Учитель подводит к формулировке цели, с помощью наводящих вопросов разъясняет учащимся, что такое «функциональная грамотность», а для ее развития какие задачи нужно решить.





















При разборе задачи учащиеся из извлекают информацию, анализируют и приводят примеры задач из различных областей ,в которых используется пропорция и основные свойства.


Презентация: слайд4,5,6,7.


4.Подготовка учащихся к основной части урока.


Вспоминают и отвечают на вопросы, называют основные понятия

Учитель организует фронтальную работу на повторение опорных понятий и определений и уточняет понимание учащимися поставленной цели.

За каждый правильный ответ они получают один балл.

Ответьте на вопросы

1. Равенство двух отношений называют … (продолжить предложение).

2. Отношение 2-х чисел показывает, во сколько раз первое число….

3. Если пропорция верна, то произведение её средних членов равно произведению ….

4.Назовите крайние члены пропорции:7:21=1:3

5. Верна ли пропорция: 5:3 =2:1,2 ?

6.Частное двух чисел называют … (продолжить предложение).

7. Если пропорция верна, то произведение её крайних членов равно произведению …

8. Отношение двух чисел показывает, какую часть первое

У учащихся происходит повторение и закрепление знаний по данной теме, развитие памяти, мышления .


Презентация. Слайд 8,9























. 5.Основная часть.

Работа в парах (на ноутбуках.)

а) Решение уравнений .






Учащиеся решают уравнения на пропорцию ,осуществляю самопроверку










Учитель настраивает учащихся на дальнейшую плодотворную работу с таким багажом знаний им все по плечу. После повторения теоретических знаний закрепляют их практически. Учитель еще раз напоминает учащимся, что многие задачи решаются с помощью основного свойства пропорции, составляя уравнение. Затем все учащиеся делятся на пары и решают уравнения, используя свойство пропорции, на ноутбуках. После выполнения задания пары обмениваются решениями и оценивают.


Учитель дает рекомендации для правильного решения уравнений и контролирует нахождение правильных ответов.

Направляет работу учащихся и оказывает индивидуальную помощь.











У учащихся формируется умение находить неизвестное в уравнениях по свойству пропорции.















Презентация, Слайд 10,11.










б) Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения под музыку

Учитель предлагает учащимся встать и выполнить упражнения.

Смена вида деятельности, обеспечение дальнейшей максимальной работоспособности учащихся.

Монитор, съемный носитель(с песней).Слайд12.


в)

Решение задач с применением элементов функциональной грамотности.

«Всего лишь один день нашей жизни вместе с задачами на пропорцию»



Учащиеся сначала определяют ,как завися величины в задаче, составляют уравнения к задачам, пользуясь свойствами пропорции и решают их ,одну или две задачи объясняют у доски, осуществляю самопроверку

Чтобы следовать девизу нашего урока «Решаем задачи и учимся для жизни» учитель предлагает примеры задач практического характера. Как уже выше было отмечено, основная часть нашего урока называлась «Всего лишь один день вместе с математикой». Все задачи ,которые вы будете решать- это такие задачи ,с которыми мы сталкиваемся каждый день. Поэтому мы должны иметь навыки решения таких задач. На слайде имеется решение задачи и таблица, которая поможет вам решить задачи. Акцентирует внимание учащихся на величины в задаче- прямо пропорциональные или обратно пропорциональные.

Учитель сначала разбирает решение задачи по слайду, затем раздает карточки с задачей и таблицей для заполнения и контролирует составление пропорции к задачам и нахождение правильных ответов.

Оценивание учителями математики(жюри) составление пропорции и решение

задач.

У учащихся формируется умение решать задачи по свойству пропорции.

В ходе решения задач у учащихся формируются :

умение извлекать из текстов необходимую информацию;

умение строить логические цепочки рассуждений; практические навыки применения теоретических знаний в практической жизни,










Слайд 13, 14,15.

6.Первичная проверка и подведение итогов учащихся


Ученики считают свои баллы

Учитель предлагает оценить учащимся каждому свою работу с учетом решения задачи после выставления баллов(до пяти баллов)

Умение аккуратно оформлять и считать свои результаты.


Слайд 16.


7.Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся проводят рефлексию, самооценку учебной деятельности

Учитель окончательно подводит итоги урока: удалось ли достичь цели и выполнения всех задач урока и выставляет оценки в журнал. Определяют круг вопросов, возникших при решении задач.

 


 Умение осуществлять самооценку .

Умение создания планов в дальнейшей учебе соответствии с пониманием своих реальных возможностей,; способность к анализу собственной деятельности;

Слайд 17

8.Постановка домашнего задания


Записывают домашнее задание в дневники.

Даёт инструкцию о выполнении домашнего задания.

Придумать одну задачу на пропорцию из жизни и решить ее.

Умение слушать информацию и воспринимать ее.


Слайд 18





Планируемые результаты:

Предметные: уметь использовать понятия отношения, пропорции и ее свойство при решении уравнений и задач; приводить примеры использования пропорции на практике в жизни, формирование устойчивой мотивации к обучению и математической грамотности на основе алгоритма выполнения практических задач.

Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие мышления, находчивости, активности при решении математических задач; воспитание таких качеств как умение работать в паре, взаимопомощи и способность принимать самостоятельные решения.

Метапредметные: умение видеть связь математических задач с другими предметами, с задачами из окружающей жизни; овладение навыками постановки целей и задач, самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, планирования своего учебного времени, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; умение планировать с учетом возникших  трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; обнаруживать учебную проблему, составлять план выполнения работы; выстраивать последовательность логических цепочек при решении задач практического характера.