© 2023, Кириленко Анастасия Евгеньевна 62 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок русского языка во 2-м классе, по теме: «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-.»
(УМК "Начальная школа XXI в.")
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-. |
Цель урока
Задачи урока |
формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; − организовать наблюдение за условием выбора суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с обучающимися способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, выработать алгоритм применения правила; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; Метапредметные: Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу,формулировать цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия: Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения, применять алгоритм, искать и выделять необходимую информацию, на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов –ик- -ек-, выбирать способ проверки в зависимости от задания. Коммуникативные: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность невозможность его выполнения
|
Основные термины, понятия |
Суффикс, корень, орфограмма ("опасное место") |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах, Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 2 класс";2013г.
Технические средства обучения: компьютер,
презентация в Power Point «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-» |
|
Ход урока. |
||
Этапы урока |
Содержание урока |
Формирование универсальных учебных действий |
Примечание |
I.Мотивация к учебной деятельности. |
- Поприветствуем наших гостей добрыми улыбками, а теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий.
|
Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация |
Мотивация на активное включение в работу
|
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
|
- И начнём наш урок с блиц-опроса. Найди верное утверждение:
-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе) - Что такое суффикс?
-Откройте тетради с домашним заданием. -Приготовьте карточки с суффиксом –онок- -ёнок- -Покажите какой суффикс вы вставите в слова : слон-----, морж--- тел----, льв----, мыш---, барсуч---. -На сколько групп можно разделить эти слова?.
По какому признаку вы их распределили? -Когда же пишется суффикс –онок-, а когда –ёнок-? -Кто может привести свои примеры с этими суффиксами? -Были ли у вас трудности при выполнении домашней работы? -Молодцы ,я убедилась, что вы правильно выполнили задание. -Откройте тетради и подпишите число, классная работа -А теперь минутка чистописания. В центре нашего внимания будут сочетание –ек- -ик- (учитель объясняет написание буквосочетаний),дети прописывают строку. -Подчеркните каллиграфически правильно записанные вами сочетания букв. -На следующей строке напишите отгадки –что это?
3. -Кафтан на мне зелёный А сердце как кумач На вкус как сахар сладок А сам похож на мяч (арбуз)
Полна горница людей (огурец)
И рвётся из стручка (горох)
Ну конечно (карандаш)
-Проверка словарных слов.
На доске на карточках записаны словарные слова: арбуз огурец горох карандаш -Проверьте ещё раз, вы так записали эти слова? -А у кого эти слова записаны не так? |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные УУД:осознание того, что уже усвоили Познавательные: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований для классификации |
Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. Систематизировать информацию
|
III.Открытие нового знания
|
-От данных слов образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов –ек- -ик- арбузик, огурчик, горошек, карандашик -Каким же способом образованы эти слова?(суфф) Внимание на экран
огурец огурчик горох горошек арбуз арбузик карандаш карандашик
- -Запишите слова в тетрадь огурчик горошек арбузик карандашик 1)поставьте ударение в словах 2)выделите корень 3)обозначьте суффикс -Посмотрите внимательно на суффиксы в этих словах, ударная или безударная гласная в суффиксах?(безуд)
-Мы с вами знаем, что безударная гласная в корне требует проверки и мы её умеем проверять,кроме словарных слов, как вы думаете, а будет ли работать это правило для правильного написания безударной гласной в суффиксе?
-А умеем ли мы проверять правильность написания этих суффиксов? -Чему мы должны научиться?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока
«Правописание суффиксов –ек- - ик- »
-Какие задачи мы поставим перед собой? (будем учиться писать гласную в суффиксах -ек- -ик-)
-Как найти выход из этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике, провести наблюдения. -А как вы хотели бы это сделать? 1.Взять готовое правило 2.Самим его сформулировать -Я предлагаю самим сформулировать это правило и побывать исследователями.
Слово исследователи на экране -А вы знаете кто такие исследователи? Послушайте, как об этом написано в толковом словаре Ожегова Исследователи-это те люди, которые занимаются изучением чего-либо ,обследуют что-либо и устанавливают что-то –читает ребёнок по словарю
|
Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения Личностные УУД: Учебно -познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Побуждение к формулированию проблемы
Учебная проблема как вопрос
Тема появляется на экране
Целеполагание
Учащиеся отмечают уровень своих знаний
|
а) Поиск решения
Физкультминутка |
-Мы будем исследовать написание суффиксов –ик- -ек—выясним, когда в суффиксе пишется гласная -е- , а когда –и- -Прочитайте слова: огурчик, замочек, арбузик, горошек -Скажите, а можно ли их разбить на группы? арбузик замочек огурчик горошек -По какому признаку вы их разбили? (по суффиксу) -Измените форму этих слов. Запишем эти слова в тетрадь арбузик - нет арбузика огурчик - нет огурчика горошек- нет горошка замочек- нет замочка -Выделите суффиксы -Давайте сравним пары слов, а для этого понаблюдаем за гласным звуком в суффиксах -Что вы заметили?(Когда мы изменили форму слова,гласный звук и в суффиксе сохраняется, значит пишем суффикс –ик-, если в форме слова гласный звук «убегает», значит пишем суффикс –ек-
-Молодцы, вы сами попробовали выяснить, когда пишется суффикс –ек-, а когда –ик-, это наш вывод, -Что предлагают нам авторы? -откроем учебник на стр. 123 и прочитаем правило, -Наше правило совпадает с правилом в учебнике?
-Теперь составим алгоритм наших действий -Для чего будем составлять алгоритм? (чтобы правильно писать слова с суффиксами ек –ик- 1шаг-измени форму слова Есть столик—нет столика Есть орешек—нет орешка
2 шаг-«Убегает ли гласный звук?» Да Нет пишу –ек- пишу –ик- -Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ек- -ик-?
Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развёл Видно ключик не нашёл А чтобы ключик нам достать На носочки надо встать |
Регулятивные УУД: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -допускать возможность различных мнений - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД: Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других |
Формулируют правило (открытие нового знания).
|
IV.Первичное закрепление |
- А сейчас обратимся к учебнику стр.125 №2 -Прочитайте задание
-Добавь суффикс в слова, чтобы получилось слово с уменьшительно –ласкательным значением Пенёк-пенёчек, изменяю форму (нет) пенёчка –и-убегает, значит суффикс –ек-, мяч, , остальные работаем в паре, проговаривая алгоритм друг другу.(дождь,корабль,замок)
-Чем пользовались при выполнении этого задания? (алгоритмом)
-А сейчас я предлагаю следующее задание У доски по карточке работают Анпилогова и Константинова, все по карточкам за своими столами. |
Регулятивные УУД : контролировать собственные действия с алгоритмом
Личностные УУД: Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Познавательные УУД: - осуществлять анализ учебного материала;
|
|
V.Самостоятельная работа.
|
Дифференцированная работа : карточка №1 Допишите пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните доказательство правильности выбора суффикса. Супчика -супчик, котика -…, блинчика-.., ., …, -…, -…., человечка -…, глоточка -…. Вставьте суффиксы – ек или – ик. Вспомните правило. Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, огурч..к.
После выполнения задания – самопроверка. Сверяют правильность выполнения по карточке №2 А на этом этапе урока я предлагаю вам следующее задание. - По карточкам будут работать -3 учащихся .Прочитайте инструкцию и выполните её. А мы свами запишем предложение.
1.Пошёл дождик. 2.Его капли напоминают мелкий горошек. 3.—читает ученик. 4.-читает ученик. 5. читает ученик. -Что мы с вами записали? (предложения)
-Внимание на экран. -А теперь прочитайте все предложения, которые у нас получились. -Что у нас получился? Текст. -Почему вы так думаете? (все предложения связаны по смыслу) -Тип текста? (повествовательный) -Как бы вы его озаглавили? Пошёл дождик. Его капли напоминают мелкий горошек. Листики на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий лучик на землю.
Найдите в этом тексте слова с нашей орфограммой и объясните её.
Дожд---, горош--, лист--, луч--.
|
Личностные УУД: Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.
Регулятивные УУД: -работать по алгоритму; -высказывать свое предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить предложения |
Уровень сложности отмечен цветом: синий - самый легкий уровень, зеленый - уровень средней степени сложности,
Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала, и выполняет его.
|
VI.Итог урока. Самооценка. |
-Чему мы научились на уроке) -Где будете применять свои знания ?(выполняя дом. работу) |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
|
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Продолжите моё предложение: -Я узнал--- -Я научился---
Билет---, кармаш--, |
Регулятивные УУД: -давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
|
|
VIII.Домашнее задание. |
Домашнее задание: стр. 124 №1. С объяснением учителя |
|
|
Урок русского языка во 2-м классе, по теме: «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-.»
(УМК "Начальная школа XXI в.")
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-. |
Цель урока
Задачи урока |
формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; − организовать наблюдение за условием выбора суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с обучающимися способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, выработать алгоритм применения правила; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; Метапредметные: Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу,формулировать цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия: Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения, применять алгоритм, искать и выделять необходимую информацию, на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов –ик- -ек-, выбирать способ проверки в зависимости от задания. Коммуникативные: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность невозможность его выполнения
|
Основные термины, понятия |
Суффикс, корень, орфограмма ("опасное место") |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах, Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 2 класс";2013г.
Технические средства обучения: компьютер,
презентация в Power Point «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-» |
|
Ход урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Содержание урока |
Формирование универсальных учебных действий |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Мотивация к учебной деятельности. |
- Поприветствуем наших гостей добрыми улыбками, а теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий.
|
Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация |
Мотивация на активное включение в работу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
|
- И начнём наш урок с блиц-опроса. Найди верное утверждение:
-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе) - Что такое суффикс?
-Откройте тетради с домашним заданием. -Приготовьте карточки с суффиксом –онок- -ёнок- -Покажите какой суффикс вы вставите в слова : слон-----, морж--- тел----, льв----, мыш---, барсуч---. -На сколько групп можно разделить эти слова?.
По какому признаку вы их распределили? -Когда же пишется суффикс –онок-, а когда –ёнок-? -Кто может привести свои примеры с этими суффиксами? -Были ли у вас трудности при выполнении домашней работы? -Молодцы ,я убедилась, что вы правильно выполнили задание. -Откройте тетради и подпишите число, классная работа -А теперь минутка чистописания. В центре нашего внимания будут сочетание –ек- -ик- (учитель объясняет написание буквосочетаний),дети прописывают строку. -Подчеркните каллиграфически правильно записанные вами сочетания букв. -На следующей строке напишите отгадки –что это?
3. -Кафтан на мне зелёный А сердце как кумач На вкус как сахар сладок А сам похож на мяч (арбуз)
Полна горница людей (огурец)
И рвётся из стручка (горох)
Ну конечно (карандаш)
-Проверка словарных слов.
На доске на карточках записаны словарные слова: арбуз огурец горох карандаш -Проверьте ещё раз, вы так записали эти слова? -А у кого эти слова записаны не так? |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные УУД:осознание того, что уже усвоили Познавательные: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований для классификации |
Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. Систематизировать информацию
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Открытие нового знания
|
-От данных слов образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов –ек- -ик- арбузик, огурчик, горошек, карандашик -Каким же способом образованы эти слова?(суфф) Внимание на экран
огурец огурчик горох горошек арбуз арбузик карандаш карандашик
- -Запишите слова в тетрадь огурчик горошек арбузик карандашик 1)поставьте ударение в словах 2)выделите корень 3)обозначьте суффикс -Посмотрите внимательно на суффиксы в этих словах, ударная или безударная гласная в суффиксах?(безуд)
-Мы с вами знаем, что безударная гласная в корне требует проверки и мы её умеем проверять,кроме словарных слов, как вы думаете, а будет ли работать это правило для правильного написания безударной гласной в суффиксе?
-А умеем ли мы проверять правильность написания этих суффиксов? -Чему мы должны научиться?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока
«Правописание суффиксов –ек- - ик- »
-Какие задачи мы поставим перед собой? (будем учиться писать гласную в суффиксах -ек- -ик-)
-Как найти выход из этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике, провести наблюдения. -А как вы хотели бы это сделать? 1.Взять готовое правило 2.Самим его сформулировать -Я предлагаю самим сформулировать это правило и побывать исследователями.
Слово исследователи на экране -А вы знаете кто такие исследователи? Послушайте, как об этом написано в толковом словаре Ожегова Исследователи-это те люди, которые занимаются изучением чего-либо ,обследуют что-либо и устанавливают что-то –читает ребёнок по словарю
|
Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения Личностные УУД:
Просмотр содержимого документа
|
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-. |
Цель урока
Задачи урока | формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; − организовать наблюдение за условием выбора суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с обучающимися способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, выработать алгоритм применения правила; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; Метапредметные: Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу,формулировать цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия: Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения, применять алгоритм, искать и выделять необходимую информацию, на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов –ик- -ек-, выбирать способ проверки в зависимости от задания. Коммуникативные: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность невозможность его выполнения
|
Основные термины, понятия | Суффикс, корень, орфограмма ("опасное место") |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах, Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 2 класс";2013г.
Технические средства обучения: компьютер,
презентация в Power Point «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-» |
| Ход урока. | ||
Этапы урока | Содержание урока | Формирование универсальных учебных действий | Примечание |
I.Мотивация к учебной деятельности. | - Поприветствуем наших гостей добрыми улыбками, а теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий.
| Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация | Мотивация на активное включение в работу
|
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
| - И начнём наш урок с блиц-опроса. Найди верное утверждение:
Суффикс – это маленькое слово или это часть слова.? Суффикс служит для образования новых слов или для связи слов в предложении.? Суффикс стоит перед корнем или после корня.? Суффикс не имеет значение или имеет значение.? Суффикс -ёнок пишется после твердых согласных и ч . Суффикс- ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч
-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе) - Что такое суффикс?
-Откройте тетради с домашним заданием. -Приготовьте карточки с суффиксом –онок- -ёнок- -Покажите какой суффикс вы вставите в слова : слон-----, морж--- тел----, льв----, мыш---, барсуч---. -На сколько групп можно разделить эти слова?.
По какому признаку вы их распределили? -Когда же пишется суффикс –онок-, а когда –ёнок-? -Кто может привести свои примеры с этими суффиксами? -Были ли у вас трудности при выполнении домашней работы? -Молодцы ,я убедилась, что вы правильно выполнили задание. -Откройте тетради и подпишите число, классная работа -А теперь минутка чистописания. В центре нашего внимания будут сочетание –ек- -ик- (учитель объясняет написание буквосочетаний),дети прописывают строку. -Подчеркните каллиграфически правильно записанные вами сочетания букв. -На следующей строке напишите отгадки –что это?
3. -Кафтан на мне зелёный А сердце как кумач На вкус как сахар сладок А сам похож на мяч (арбуз)
-Без окон, без дверей Полна горница людей (огурец)
-На жарком солнышке подсох И рвётся из стручка (горох)
-Кто альбом раскрасит наш Ну конечно (карандаш)
-Проверка словарных слов.
На доске на карточках записаны словарные слова: арбуз огурец горох карандаш -Проверьте ещё раз, вы так записали эти слова? -А у кого эти слова записаны не так? |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные УУД:осознание того, что уже усвоили Познавательные: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований для классификации |
Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. Систематизировать информацию
|
III.Открытие нового знания
|
-От данных слов образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов –ек- -ик- арбузик, огурчик, горошек, карандашик -Каким же способом образованы эти слова?(суфф) Внимание на экран
огурец огурчик горох горошек арбуз арбузик карандаш карандашик
- -Запишите слова в тетрадь огурчик горошек арбузик карандашик 1)поставьте ударение в словах 2)выделите корень 3)обозначьте суффикс -Посмотрите внимательно на суффиксы в этих словах, ударная или безударная гласная в суффиксах?(безуд)
-Мы с вами знаем, что безударная гласная в корне требует проверки и мы её умеем проверять,кроме словарных слов, как вы думаете, а будет ли работать это правило для правильного написания безударной гласной в суффиксе?
-А умеем ли мы проверять правильность написания этих суффиксов? -Чему мы должны научиться?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока
«Правописание суффиксов –ек- - ик- »
-Какие задачи мы поставим перед собой? (будем учиться писать гласную в суффиксах -ек- -ик-)
-Как найти выход из этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике, провести наблюдения. -А как вы хотели бы это сделать? 1.Взять готовое правило 2.Самим его сформулировать -Я предлагаю самим сформулировать это правило и побывать исследователями.
Слово исследователи на экране -А вы знаете кто такие исследователи? Послушайте, как об этом написано в толковом словаре Ожегова Исследователи-это те люди, которые занимаются изучением чего-либо ,обследуют что-либо и устанавливают что-то –читает ребёнок по словарю
|
Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения Личностные УУД: Учебно -познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Побуждение к формулированию проблемы
Учебная проблема как вопрос
Тема появляется на экране
Целеполагание
Учащиеся отмечают уровень своих знаний
|
а) Поиск решения
Физкультминутка | -Мы будем исследовать написание суффиксов –ик- -ек—выясним, когда в суффиксе пишется гласная -е- , а когда –и- -Прочитайте слова: огурчик, замочек, арбузик, горошек -Скажите, а можно ли их разбить на группы? арбузик замочек огурчик горошек -По какому признаку вы их разбили? (по суффиксу) -Измените форму этих слов. Запишем эти слова в тетрадь арбузик - нет арбузика огурчик - нет огурчика горошек- нет горошка замочек- нет замочка -Выделите суффиксы -Давайте сравним пары слов, а для этого понаблюдаем за гласным звуком в суффиксах -Что вы заметили?(Когда мы изменили форму слова,гласный звук и в суффиксе сохраняется, значит пишем суффикс –ик-, если в форме слова гласный звук «убегает», значит пишем суффикс –ек-
-Молодцы, вы сами попробовали выяснить, когда пишется суффикс –ек-, а когда –ик-, это наш вывод, -Что предлагают нам авторы? -откроем учебник на стр. 123 и прочитаем правило, -Наше правило совпадает с правилом в учебнике?
-Теперь составим алгоритм наших действий -Для чего будем составлять алгоритм? (чтобы правильно писать слова с суффиксами ек –ик- 1шаг-измени форму слова Есть столик—нет столика Есть орешек—нет орешка
2 шаг-«Убегает ли гласный звук?» Да Нет пишу –ек- пишу –ик- -Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ек- -ик-?
Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развёл Видно ключик не нашёл А чтобы ключик нам достать На носочки надо встать |
Регулятивные УУД: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -допускать возможность различных мнений - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД: Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других |
Формулируют правило (открытие нового знания).
|
IV.Первичное закрепление | - А сейчас обратимся к учебнику стр.125 №2 -Прочитайте задание
-Добавь суффикс в слова, чтобы получилось слово с уменьшительно –ласкательным значением Пенёк-пенёчек, изменяю форму (нет) пенёчка –и-убегает, значит суффикс –ек-, мяч, , остальные работаем в паре, проговаривая алгоритм друг другу.(дождь,корабль,замок)
-Чем пользовались при выполнении этого задания? (алгоритмом)
-А сейчас я предлагаю следующее задание У доски по карточке работают Анпилогова и Константинова, все по карточкам за своими столами. |
Регулятивные УУД : контролировать собственные действия с алгоритмом
Личностные УУД: Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Познавательные УУД: - осуществлять анализ учебного материала;
|
|
V.Самостоятельная работа.
| Дифференцированная работа : карточка №1 Допишите пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните доказательство правильности выбора суффикса. Супчика -супчик, котика -…, блинчика-.., ., …, -…, -…., человечка -…, глоточка -…. Вставьте суффиксы – ек или – ик. Вспомните правило. Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, огурч..к.
После выполнения задания – самопроверка. Сверяют правильность выполнения по карточке №2 А на этом этапе урока я предлагаю вам следующее задание. - По карточкам будут работать -3 учащихся .Прочитайте инструкцию и выполните её. А мы свами запишем предложение.
1.Пошёл дождик. 2.Его капли напоминают мелкий горошек. 3.—читает ученик. 4.-читает ученик. 5. читает ученик. -Что мы с вами записали? (предложения)
-Внимание на экран. -А теперь прочитайте все предложения, которые у нас получились. -Что у нас получился? Текст. -Почему вы так думаете? (все предложения связаны по смыслу) -Тип текста? (повествовательный) -Как бы вы его озаглавили? Пошёл дождик. Его капли напоминают мелкий горошек. Листики на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий лучик на землю.
Найдите в этом тексте слова с нашей орфограммой и объясните её.
Дожд---, горош--, лист--, луч--.
| Личностные УУД: Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.
Регулятивные УУД: -работать по алгоритму; -высказывать свое предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить предложения | Уровень сложности отмечен цветом: синий - самый легкий уровень, зеленый - уровень средней степени сложности,
Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала, и выполняет его.
|
VI.Итог урока. Самооценка. | -Чему мы научились на уроке) -Где будете применять свои знания ?(выполняя дом. работу) | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
|
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Продолжите моё предложение: -Я узнал--- -Я научился---
Билет---, кармаш--, |
Регулятивные УУД: -давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
|
|
VIII.Домашнее задание. | Домашнее задание: стр. 124 №1. С объяснением учителя |
|
|
© 2023, Кириленко Анастасия Евгеньевна 62 0