Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям )»
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю. Для реализации данного планирования был выбран учебник "Чтение" 2 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М.Головкина, М. "Просвещение", 2011г.
Цель: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи:
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.
Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов. Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок . В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно - методическое обеспечение:
1. Учебник "Чтение" 2 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М.Головкина, М. "Просвещение", 2011г.
2. Ноутбук
3. Наглядные пособия.
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
1 | Чтение, пересказ рассказа «Коля заболел». | 1 | 13.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
2 | Чтение, пересказ рассказа «Подружки рассорились » | 1 | 17.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
3 | Чтение, пересказ рассказа «Вязальщик» | 1 | 20.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
4 | Чтение наизусть стихотворения «Самокат». | 1 | 24.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
5 | Чтение, пересказ рассказа «Торопливый ножик » | 1 | 27.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
6 | Чтение, пересказ рассказа «Трус» | 1 | 31.01.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
7 | Чтение наизусть стихотворения «Петя мечтает». | 1 | 3.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
8 | Чтение, пересказ рассказа «Мед в кармане » | 1 | 7.02. 20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
9 | Чтение, пересказ рассказа «Назло солнцу» | 1 | 10.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
10 | Чтение наизусть стихотворения «Мостки» | 1 | 14.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
11 | Чтение, пересказ рассказа «Как я под партой сидел» | 1 | 17.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
12 | Чтение, пересказ рассказа «Неряха». | 1 | 25.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
13 | Проверь себя. Повторение пройденного материала | 1 | 28.02.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
14 | Чтение наизусть стихотворения «Март» | 1 | 2.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
15 | Чтение, пересказ рассказа «Невидимка » | 1 | 6.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
16 | Чтение, пересказ рассказа «Подарок к празднику» | 1 | 10.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
17 | Чтение, пересказ рассказа «снег и заяц » | 1 | 14.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
18 | Чтение, пересказ рассказа «Лягушонок » | 1 | 17.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
19 | Чтение, пересказ рассказа «Барсук » | 1 | 20.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Темати-е картинки. | Коррекция внимания, развитие фонематич-го слуха. |
20 | Чтение наизусть стихотворения «Весна » | 1 | 24.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Темати-е картинки | Коррекция внимания, развитие фонематич-го слуха. |
21 | Чтение, пересказ рассказа « на краю леса » | 1 | 27.03.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематич-е картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
1 | Чтение, пересказ рассказа «подходящая вещь». | 1 | 2.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, развитие фонематического слуха. |
2 | Чтение, пересказ рассказа «Ручей и камень » | 1 | 6.04..20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
3 | Чтение, пересказ рассказа «Как птицы лису проучили» | 1 | 10.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
4 | Чтение наизусть стихотворения «почему скворец веселый?». | 1 | 13.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
5 | Чтение, пересказ рассказа «Вкусный урок » | 1 | 17.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
6 | Чтение, пересказ рассказа «Кому пригодилась старая Митина шапка» | 1 | 20.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Темати-е картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематич-го слуха. |
7 | Повторение пройденного материала | 1 | 24.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематич-е картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематич-го слуха. |
8 | Чтение, пересказ рассказа «Лосенок » | 1 | 27.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки. | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
9 | Чтение, пересказ рассказа «Удивление первое» | 1 | 30.04.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
10 | Чтение наизусть стихотворения «Игра» | 1 | 4.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
11 | Чтение, пересказ рассказа «Осьминожек» | 1 | 7.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
12 | Чтение, пересказ рассказа «друзья » | 1 | 11.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
13 | Чтение, пересказ рассказа «Необыкновенная весна» | 1 | 15.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
14 | Чтение, пересказ рассказа «Золотой луг» | 1 | 18.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
15 | Чтение наизусть стихотворения «Подарок» | 1 | 22.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
16 | Чтение, пересказ рассказа «небесный слон» | 1 | 25.05.20 | Аксенова А.К. Учебник. Тематические картинки | Коррекция внимания, раз-е фонематического слуха. |
17 | Повторение пройденного материала | 1 | 29.05.20 | Чтение, пересказ рассказа «Удивление первое» | Чтение, пересказ рассказа «Удивление первое» |