Урок 15. Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению с распространенными и нераспространенными предложениями, развитию умения находить в тексте распространенные и нераспространенные предложения |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, синтак- сисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Коммуникативные: в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания |
Основное содержание темы, понятия и термины | Распространенные и нераспространенные предложения |
Образовательные ресурсы | Таблица «Члены предложения». Карточки с изображением солнышка и тучки |
Сценарий урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– У вас на столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.
П. Актуализация знаний Орфографическая минутка
- Запишите число. Пропишите показ.
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
По небу оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда,
Из мешков течёт вода. (Туча.)
К розе не пускают,
От всех её защищают. (Шипы.)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник.)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Чучело.)
— Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
— Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ—ШИ пиши с буквой И. ЧА—ЩА пиши с буквой А. ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложение: «Щука дремлет».
— Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна^)
— Найдите в предложении подлежащее и сказуемое. Вспомните, что такое подлежащее/сказуемое.
— Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)
— Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)
Упр. 40 (с. 35).
— Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу.)
— Составьте из слов нераспространенное предложение. (Лисятки играют.)
— Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)
— Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
— Какое из записанных предложений вам нравится больше?
V. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 41 (с. 36). (Фронтальная работа.)
— Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.
— Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты.)
VII. Рефлексия
— Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.
Пришла весна.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Мерзнут подснежники.
Они рады весеннему свету.
Ответ: Н, Р, Р, Н, Р.
(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Какая задача стояла перед нами? Удалось ли ее решить?
– Кто справился с задачей?
– Кто испытывал затруднения? Почему?
— Что нового узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения называются нераспространенными?
— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
I.. Домашнее задание
1. Выучить правило с.35.
2. Выполнить упр. 42 (с. 36).