СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная, мышечная и соединительная ткани»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить ткани человека.

Задачи учителя: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения,   на примере эпителиальной и соединительной  показать  взаимосвязь строения и функции;

 2) расширить знания о клеточном и тканевом строении организма; 

3) Развивать речевые навыки при работе в группе; 

4) воспитывать бережное отношение к собственному  здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная, мышечная и соединительная ткани»»

Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная, мышечная и соединительная ткани»

Цель урока: изучить ткани человека.

Задачи учителя: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, на примере эпителиальной и соединительной показать взаимосвязь строения и функции;

2) расширить знания о клеточном и тканевом строении организма;

3) Развивать речевые навыки при работе в группе;

4) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

В конце урока учащиеся должны знать:

Из каких тканей состоит тело человека;

Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;

Местонахождение, этих тканей в организме человека.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, демонстрационный, соответствие, диалог, ИКТ, оценивание.

Оборудование: Презентация, компьютер, ноутбуки, интерактивная доска, дидактический раздаточный материал.


Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

Деление на группы. (Использование разрезных картинок)

Правила работы в группе. (Вырабатываются учащимися)


Проверка знаний (работа в группе)

  1. Смонтируйте клетку. Назовите органеллы. Какие органеллы отсутствуют?

  2. Соответствие. (Проверка на таблице)

1 группа

Приложение 1

группа


ОТВЕТЫ:

1 группа (1- в, 2 – д, 3 – г, 4 – а, 5 - б)

2 группа (1 –б, 2 – д, 3- а, 4-г, 5-в)


Новый материал

Тема урока: «Ткани организма человека»

Актуализация знаний

Что такое ткань?

Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением. (Запись определения в тетрадь)

Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов.

- У каких организмов тело состоит из тканей?


Распределите ткани по группам. (работа учащихся в группе)

Ткани растений

Ткани животных

Образовательная

Механическая

Выделительная

Проводящая

Покровная

основная

Нервная

Эпителиальная

Соединительная

мышечная


- Есть ли сходство в строении этих тканей?

У человека, как и у животных 4 типа ткани. (запись в тетрадь)

Нервная

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Сегодня мы изучим 3 ткани: эпителиальную и соединительную.

Цели:

в конце урока вы должны знать:

Из каких тканей состоит тело человека;

Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;

Местонахождение, этих тканей в организме человека.


ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Индивидуальное задание. Прочитайте текст «Ткани человека» на стр 48-50

Перескажите полученную информацию товарищу, таким образом, вы закрепите полученные знания.

Задание. (работа в группе)

Составьте вопросы по этой теме.

  1. Группа «Эпителиальная ткань»

  2. Группа «Соединительная ткань»

  3. Группа «Мышечная ткань»

По плану

  1. Подвиды ткани.

  2. Особенности строения ткани.

  3. Свойства и функции.

  4. Месторасположение тканей.

Используйте таблицу вопросов.

«Тонкие» вопросы, отвечающие на вопросы:

«Толстые» вопросы сложные отвечающие на вопросы:

Кто? Где? Когда? Что? Кем?

Почему? Зачем? Как можно? Как вы думаете? и др.

Одного представителя с группы делегируйте в другую группу и задайте им вопросы.


Тренинг «Живая скульптура». 

1. Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

2. Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

3) Какие существуют разновидности мышечных тканей человека?

Мы́шечными тка́нями (textus muscularis) называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких сантиметров) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер; в световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления и произвольность (то есть ее деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения — вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца. Особым свойством этой ткани является автоматия — способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

Практикум: рассмотрите клетки поперечно-полосатых мышц, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой продолжает заполнять кластер.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).



Закрепление

Достиг ли я целей урока?

«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Тело человека состоит из ……………… типов тканей.

  2. Ткань состоит из …………………… и межклеточного вещества.

  3. Эпителиальная ткань образует верхний слой ………………..

  4. Кости и хрящи состоят из ………………………………………… ткани.

«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Главная функция эпителиальной ткани ………………….

  2. Что кровь и лимфа это - ………………………………………………. соединительная ткань.

  3. Что в соединительной ткани между клетками много ………………………………… вещества.

  4. Хрящевая и костная ткани выполняют ………………………………………………. функцию.

«Я применяю» (2-3 балла)

Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? Как я могу использовать эти знания?


Проверьте себя по образцу.

«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Тело человека состоит из 4 типов тканей.

  2. Ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.

  3. Эпителиальная ткань образует верхний слой кожи.

  4. Кости и хрящи состоят из соединительной ткани.

«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Главная функция эпителиальной ткани –защитная.

  2. Что кровь и лимфа это – жидкая соединительная ткань.

  3. Что в соединительной ткани между клетками много межклеточного вещества.

  4. Хрящевая и костная ткани выполняют опорную функцию.

«Я применяю» (2-3 балла)

Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? (эпителий)

А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Как я могу использовать эти знания? (оказание первой помощи)

Лабораторная работа № 1 “Ткани организма человека”

Цель работы: научиться определять взаимосвязь строения ткани с ее функциями.

Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.

Ход работы

  1. Найдите на коже шрамы. Определите, из какой ткани они состоят. Почему они отличаются от здоровых участков кожи?

  2. Сравните ткани ушной раковины и костей предплечья. Какие функции они выполняют?

  3. Рассмотрите предложенный микропрепарат ткани под микроскопом. Определите вид ткани. Зарисуйте, отметьте клетки, межклеточное вещество, у клеток обозначьте оболочку, ядро и цитоплазму. Определите особенности строения этой ткани в связи с выполняемой функцией.

  4. Сделайте вывод к работе.

– Отчет групп.



Рефлексия

Отметьте того человечка, который по-вашему мнению соответствует вашим стремлениям или достижениям в изучении данной темы.


Подведение итогов урока.

Оценивание.

Этапы урока

дешифратор

баллы

Домашнее задание

  1. Монтирование клетки

  2. Ответы на вопросы


2

2


Новый материал

  1. Составил вопросы

1-2

3-5

  1. Отвечал на вопросы

1-2

3-5

  1. Задавал вопросы



1

2


1

2

2


Закрепление

за каждый правильный ответ «Я знаю»

«Я понимаю»- 1 балл


«Я применяю» - 2-3 балла


Ответил на все вопросы – 5

7-8 вопросов – 4

5-6 вопросов – 3

3-4 вопросов – 2

1-2 вопроса - 1


итого

12-13 оценка «5»

10-11 оценка «4»

6-9 оценка «3»

Ваша оценка


Выставление оценок.


Д/З § 8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!