Урок на тему «Мягкий знак на конце наречий после букв ж,ч,ш.
Цель урока: ознакомить учащихся с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце наречий»; формировать навыки правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить и обобщить орфографические правила, связанные с написанием мягкого знака после шипящих в словах различных частей речи; способствовать развитию интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать изученное; аргументировать, доказывать, логически излагать свои мысли), овладению навыками контроля и самоконтроля; учить работать в коллективе, сотрудничать с другими при решении поисковых задач; расширять кругозор и познавательный интерес; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентационный материал; обобщающая таблица «Буква ь после шипящих на конце слова»; рисунки обучающихся с изображением сказочных героев; карточки с раздаточным дидактическим материалом для самостоятельной работы.
Ход урока.
Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель.
Наречия имеют много общих правил с прилагательными. Они пишутся со столькими же н, сколько н в прилагательных, от которых наречия образованы. А вот правописанием ь наречия особо отличаются: кроме них, только имена существительные III склонения, глаголы на –чь и глаголы второго лица единственного числа настоящего и будущего времени, да еще одна частица лишь имеют после шипящих мягкий знак.
Сегодняшнее занятие посвящено серьезной орфографической теме, но проведем мы его в игровой форме и побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был царь. (Демонстрируются иллюстрации к русским сказкам и рисунки обучающихся с изображением царя).
Этот царь очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них.
Открываешь настежь двери
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Но и с ним будь осторожен:
Сплошь не ставь, а там, где можно.
Ребята! Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих. (Настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке вы ознакомитесь с правописанием таких слов и усвоите новую тему : «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
- А какие правила употребления мягкого знака после шипящих на конце слов других частей речи вам известны?
Сейчас мы проверим домашнее задание. Участвовать в этом будет все тот же сказочный герой – царь, который в своем тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную, а связанную с изученными вами орфограммами. (Демонстрируется ученический рисунок, на котором изображен царь, идущий на рыбалку.)Попробуйте вместе с ним заняться «орфографической ловлей» и разложите улов в нужные «ведра»: в одно поместите слова, в которых на конце после шипящих мягкий знак не употребляется, в другое – в которых есть мягкий знак.
Для работы использовались такие группы слов.
1.Дремуч, горюч, скрипуч, линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.2. Дач, задач, туч, рощ.3.Назначь, умножь, отрежь.4. Стричь, печь, жечь, беречь. 5. Врач, муж, пейзаж, камыш. 6.Мелочь, тишь, глушь, молодежь. 7. Едешь, спишь, молчишь.
Один ученик работает у доски: он называет слово, записывает на доске, объясняет правописание, пользуясь алгоритмом.
| глагол | | | Пишу ь |
Определяю часть речи | имя существительное | Определяю склонение | 1-е или 2-е | не пишу ь |
3-е | пишу ь |
| краткое прилагательное | | | не пишу ь |
Другие учащиеся должны подобрать слово на эту же орфограмму.
По завершении проверки домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют таблицу, обобщающую орфографический материал о правописании мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.
- Всегда ли пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных и имен прилагательных? (Нет, не всегда. Только в том случае, если имя существительног относится к женскому роду и к 3 –му склонению, а имя прилагательное имеет краткую форму.)
- В каких глаголах пишется мягкий знак после шипящих?(В неопределенной форме глагола; в глаголах, стоящих в форме 2-го лица единственного числа и в повелительном наклонении.)
Составленная обобщающая таблица может быть такой.
Буква Ь после шипящих на конце слова |
Часть речи | Пишется | Не пишется |
Имя существительное | женский род, единственное число, 3-е склонение: рожь, ночь, глушь, вещь | мужской род, единственное число: нож, врач, шалаш, товарищ множественное число: много дач |
Краткие имена прилагательные | | свеж, пахуч, хорош |
Глаголы | 2-е лицо, единственное число: умываешь - умываешься; повелительное наклонение: спрячь - спрячьте; неопределенная форма: испечь, зажечь | |
Наречия | настежь, навзничь, сплошь | уж, замуж, невтерпеж |
II. Работа по теме урока.
Учитель. Вы помогли царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от его владений. Когда он шел на рыбалку, ему приходилось спускаться с небольшой горы, а взбираться на нее с тяжелой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу «С горы вскачь, а на ору хоть плачь».
- Объясните в данной пословице правописание слова плачь. (Это глагол, стоящий в форме повелительного наклонения, поэтому после шипящего на конце пишем ь.)
- В каком случае в данном слове не будет писаться мягкий знак? (Если это будет существиельное мужского рода.)
- Какой частью речи является слово вскачь? (Это наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
Это слово содержит орфограмму, с которой вы сейчас ознакомитесь.
Усвоение нового орфографического правила.
- В русском языке,- подчеркивает учитель,- существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы выяснить, когда после нее пишется мягкий знак, а когда нет, давайте проанализируем примеры двух колонок: слева – вскачь, сплошь, справа –невтерпеж, настежь.
- Какие шипящие здесь не упоминаются? (Наречия не оканчиваются на щ.)
- Когда пишется мягкий знак после ш,ч?
- Когда пишется мягкий знак после ж?
Проведенное наблюдение позволяет учащимся прийти к следующему выводу6 после ч и ш буква ь пишется всегда, после ж – только в слове настежь.
Сделанные выводы сопоставляются с формулировкой правила, данного в учебнике. На этом этапе следует предложить школьникам проанализировать образец письменного объяснения новой орфограммы, что позволит им закрепить усвоение условий употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий. Обращается внимание прежде всего на такие условия выбора правильного написания: 1) принадлежность слова к наречию; 2) наличие шипящих ч,ш,ж на конце наречия; 3) относится ли наречие с конечным ж к слову-исключению.
2. Закрепление изученного правила правописания.
Учащиеся записывают сначала словосочетания, в которых на конце наречий после шипящих буква ь употребляется, затем – без буквы ь.
Ударить наотмашь, упасть навзничь, выйти замуж, уйти прочь, сплошь усыпано, мчатся вскачь, открывается настежь.
Далее указывают, какие наречия имеют значения «распахнув совсем, до конца», «целиком, без промежутков», «скачками, очень быстро», « стать чьей-нибудь женой», «в сторону, дальше от чего-нибудь, «опрокинувшись на спину, вверх лицом» «сильно размахнувшись», дают толкования словам наотмашь («сильно размахнувшись») и навзничь ( «опрокинувшись на спину, вверх лицом»).
Распределение наречий в группы в зависимости от употребления / неупотребления ь на конце после шипящих.
Учитель. Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж замуж невтерпеж». (Демонстрируются рисунки учащихся с изображением царя и его дочки). Она ждала приезда заморского царевича, чтобы как можно быстрее выйти за него замуж. Но царь решил устроить царевичу испытание, прежде чем тот станет мужем его дочери. Вам нужно будет помочь юноше. Во-первых, укажите, к какой части речи относятся слова, которые так часто повторяла царевна, и объясните, почему у них на конце после шипящего мягкий знак не пишется.
Второе задание немного сложнее. Царевич отправил своей возлюбленной письмо, в котором сообщал о своем ближайшем приезде. Но царь перепутал его содержимое. Поможем царевне разобраться в написанном и прочитать письмо царевича. А задание состоит вот в чем: надо сначала распределить данные слова по частям речи, затем указать, в каких словах на конце после шипящих пишется ь, а в каких – нет.
Слова проецируются на экран или даются на карточках.
1.Тягуч(?), колюч(?), скрипуч(?). 2. Настеж(?), невмоч(?),уж(?)точ(?)
-в-точ(?)3. Смерч(?), врач(?), брош(?), полноч(?), сторож(?). 4. Среж(?), убереч(?)ся, стереч(?), удивляеш(?).
Для справок: ь пишется – настежь, невмочь, брошь, полночь, срежь, стеречь, точь-в-точь; ь не пишется – тягуч, колюч, скрипуч, врач, уж, смерч, сторож.
По окончании работы на распределение учитель отмечает:
- Вы хорошо справились с заданием, помогли царевне «расшифровать» письмо царевича. А в конверте оказалось еще и такое вот стихотворение.
Ты мне снишься в несбыточном сне
Про весенний Париж:
По-кошачьи сидишь на окне
И по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)
Объясните правописание некоторых слов, употребленных в данном отрывке: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь, чтобы девушка прочитала и это послание своего суженого.
Построение предложений с наречиями, в т.ч. с изучаемой орфограммой.
Учитель. Успехи царевича сильно огорчили царя, и его настроение совсем испортилось. Отгадайте по рисункам ваших одноклассников фразеологизмы, в составе которых есть наречия, и с помощью этих устойчивых словосочетаний охарактеризуйте самочувствие царя. – какое оно было вначале и каким стало после непослушания дочери.
Демонстрируются работы учащихся, иллюстрирующие следующие фразеологизмы.
Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно; голова идет кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний; дальше ехать некуда – крайний предел чего-либо; жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.
- Назовите наречия с мягким знаком на конце после шипящих.
- После этого, - продолжает учитель,- царю даже ночью снились кошмарные сны. Об одном из них повествуется в данном ниже тексте. Прочитайте его, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу наречия с изучаемой орфограммой. Полученный текст запишите, объясняя правописание наречий с конечным шипящим.
Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и …(вскачь) понесся по царству. Ему было …(невтерпеж) сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него … (прочь) и прятались в зарослях крапивы. Он … (наотмашь) рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал…(навзничь).
- Какое из употребленных наречий является просторечным выражением и не свойственно литературному языку? (Невтерпеж)
- Что оно обозначает? (Не хватает терпения, нет сил терпеть, ждать).
Наконец царевич примчался в тридевятое царство, тридесятое государство, чтобы просить руки царевны у ее отца. Царь решил отдать царевну за заморского гостя при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется ь, и прочитать текст «древней рукописи».
Помогите юноше справиться с заданием.
Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.
Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..
Лусый морош.. увертал чуленую велоч..
- Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание .
- Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.
1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.
2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.
3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.
4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.