Конспект открытого урока в 5 классе
Урок составлен учителем русского языка и литературы Соловьевой Н.И.
Тема «Дополнение»
Цель – закрепление знаний, полученных в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене.
Задачи:
Обучающая – сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закреплять навык разбора предложения.
Развивающая – тренировать память, внимание обучающихся.
Воспитательная – прививать любовь к родному языку, к русской литературе; воспитывать стремление изучать родной язык.
Тип урока - комбинированный
Оборудование – компьютерная презентация, карточки, раздаточный материал
Ход урока
- Орг.момент. Проверка готовности к уроку (1 минута)
Слайд 1. На экран выводится эпиграф:
- Сегодня нам предстоит интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А.С.Пушкина.
Повторение и закрепление пройденного материала (12 минут)
Устный опрос
Что проходили на предыдущем уроке?
Что вы знаете о главных членах предложения?
Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2.А. Индивидуальная работа у доски по карточкам
Карточка 1.
Задание: спиши предложения, подчеркни грамматическую основу каждого предложения, где необходимо расставь знаки препинания.
Белка песенки поет и орешки всё грызёт.
Там в облаках перед народом Колдун несет богатыря.
Ядра – чистый изумруд.
Вот он попадье признаётся.
Карточка 2.
Задание: спиши предложения, выпиши из них все словосочетания, определи вид словосочетаний.
2.В. Фронтальная работа. Игра «Лови ошибку»
Слайд 1 | орфография | У Лукоморья дуп зиленый… Три девицы под окном пряли позно вечерком… Плещеш ты куда захочеш, ты морские камни точиш, топиш берег ты земли… Днем свет божий затмеваит, ночью землю освещаит… |
Слайд 2 | синтаксис | Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер. Сл/соч.: приводит войско, приводит царь, приводит в горы, шелковый шатер, видит шатер, видит царь, промеж гор, высоких гор |
Слайд 3 | фактические | Приплыла к нему Лебедь, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, Государыня-Лебедь, Уж не хочет быть старуха дворянкой, Хочет быть миллионершей, чтобы жить ей в особняке высоком. |
| | |
Проверка работы у доски.
Актуализация знаний
- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе?
(дети называют дополнение, обстоятельство, определение)
- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня, нам поможет узнать ребус, в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ.
ДО ПОЛ НЕНИЕ дом, кол К=П , , , , 2X + 4 = 8 |
Целеполагание.
Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке?
Новый материал.
Словарная работа
Слово «дополнение» запишите, поставьте ударение, подчеркните гласные, находящиеся в слабой позиции, назовите известные вам орфограммы, которые встретились в этом слове.
Запись в тетради: дополнЕние
Лексическое значение слова: дополнение – дополнить – сделать что-то полным
Морфемный разбор ДОПОЛНЕНИЕ.
Загадка Золотого петушка
Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.
- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?
- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)
- Какой частью речи выражено дополнение? (существительное)
Физкультминутка
Закрепление
Внимание! Внимание! Вас беспокоят ученики планеты Альдебаран из совездия Телец. Помогите выполнить практическую работу!
Задание 1.
Найди дополнения в предложениях.
Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)
Старик ловил неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)
Задание 2.
Вспомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин?
Какими частями речи выражены дополнения?
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного…(царя) (Поэма «Руслан и Людмила»)
Там ступа с … (Бабою-Ягой)
Идет-бредет сама собой (Поэма «Руслан и Людмила»)
Воротился старик ко …. (старухе)
Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)
Задание 3.
Поднимись по лесенке. Но для этого надо выполнить такое задание:
К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Задание 4.
Вставь в текст нужные дополнения.
Строитель возводит ………. Шахтер даёт……….. стране. Хлебороб растит……….Цветовод украшает землю…………….. Цветы украшают нашу …………… Посади и ты ………………..
Пусть их на земле будет больше.
Задание 5
Культура речи. Да понадеялся он на русский авось.
Найди дополнение в данном предложении.
Что означает авось?
Справка
Выражением "русское авось" мы часто обозначаем характерную черту русского человека - склонность к риску, с надеждой на лучший исход. Русское авось имеет и другой, негативный оттенок - сделать что-либо небрежно, в надежде что небрежность не будет обнаружена. Это значение выражено в пословицах:
"На авось мужик и пашню пашет и хлеб сеет"
"Русский человек любит авось, небось да как-нибудь"
"Авось да небось - хоть вовсе брось",
"Авось живет - к добру не доведет"
Отправление практической работы на планету Альдебаран.
Итоги урока
Экспресс-опрос «Звездопад» (За каждый правильный ответ – вешается звезда на доску)
1.Что такое дополнение? (второстепенный член предложения)
2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
3.Что обозначает дополнение? (предмет)
4.С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)
5.Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)
Задание 1.
Найди дополнения в предложениях.
Царь с царицею простился. Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу. Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей.
Задание 2.
Вспомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин?
Какими частями речи выражены дополнения?
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного…
Там ступа с …
Идет-бредет сама собой
Воротился старик ко ….
Рассказал ей великое …
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ….
Задание 3.
Поднимись по лесенке. Но для этого надо выполнить такое задание:
К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Задание 4.
Вставь в текст нужные дополнения.
Строитель возводит ………. Шахтер даёт……….. стране. Хлебороб растит……….Цветовод украшает землю…………….. Цветы украшают нашу …………… Посади и ты ………………..
Пусть их на земле будет больше.
Задание 5
Культура речи. Да понадеялся он на русский авось.
Авось - _______________________________________________________________________________