Урок русского языка в 9 классе
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, работа по карточкам
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс" Л.А Тростенцова,Т.А .Ладыженская, «Просвещение», 2016
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
(Постановка запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении).
- Ребята, в каких случаях ставится запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
- Давайте вспомним и выполним задание на доске.
Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и устно объясните.
-
Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.
Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.
-
И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
-
Моросили дожди, волжская вода помутнела.
Моросить – о дожде: накрапывать мелкими каплями.
4. Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.
5. Дорога велась передо мною, я продвигался вперёд с трудом.
6. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.
7. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
- Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.
(Ученики отвечают).
3. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
Постановка двоеточия в простом предложении.
-Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.
Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.
Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП?
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
4. Формирование умений и навыков.
Работа по карточкам.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Устно преобразуйте БСП, между частями которых стоит двоеточие, в союзные, ставя нужный по смыслу подчинительный союз.
1. Мы знаем: главное предназначение человека - оставить свой добрый след на земле.
2. Я шёл медленно: мне было грустно.
3. Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
4. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.
5. Вдруг позади нас в овраге раздался шум: кто-то спускался к источнику.
6. Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
7. А я заметил: возле иных домов тополя сохнут.
8. Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своём лечебных.
9. Уже совсем хорошо слышно: шуршит подмороженный снег.
10. Антарктида - единственный в своём роде континент: здесь нет границ и собственности на землю.
11. Я открыл глаза: утро зачиналось. /зачинаться (устар.) начинаться, возникать/
12. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится, сладкая лень смыкает глаза.
13. В мае два холода: черёмуха цветёт и дуб распускается.
14. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился.
Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких -либо её членов
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала
(знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды.
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Итоги урока.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
1. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».