Урок №5 9 класс
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным изъяснительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.
Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.
Формирование экологической культуры.
Формирование УУД:
1.Личностные: формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы.
2. Метапредметные:
-познавательные: умение отбирать нужную информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;
-коммуникативные: умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;
-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.
3. Предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении заданий.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.
Форма урока: ролевая игра.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.
Ресурсы: учебник Русский язык.9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Просвещение, 2016.
Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное изъяснительное, определительное, экологическая катастрофа, экологические проблемы.
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
1. Организационный этап.
Система оценивания. Карточка № 1.
2. Постановка целей и задач урока. Самоопределение к деятельности.
Хотелось бы вам быть самостоятельным в своих суждениях, уметь отстаивать свою точку зрения, быстро ориентироваться в различных ситуациях при выполнении задания? Этому мы попытаемся научиться на уроке.
3.Первичное усвоение новых знаний.
Маршрут следования. Объединение обучающихся в группы.
(выбирают цветные карточки: лес, вода, земля)
Карточка № 3. Теоретический материал.
Взаимный контроль в группе под руководством старшего группы.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ.
4.Практическая деятельность.
Учитель: обратите внимание на эпиграф.
Охранять природу - значит охранять Родину
М. Пришвин
Сегодня вы побываете в роли людей, кому не безразлична судьба нашей планеты, ее природы.
Карточка №4.1Журналисты
Карточка№ 4.2 Экологи
Карточка № 4.3 Волонтёры «Зелёный патруль»
Карточка №4.4 ( дополнительное задание для сильных учащихся).
5.Осуществление контроля.
Выступление членов группы по языковому материалу с учётом темы «Экология». Зачитывается «Манифест защитников природы», составленный из предложений учащихся. Обсуждение ответов. Выставление баллов в таблицу оценивания.
7. Осуществление коррекции.
Какие ошибки допустили в теоретическом материале? В чем сложность выполнения практических заданий? Повторение материала.
8. Рефлексия.
Оцените свою работу и работу товарищей по группе? Как вы считаете, кто из вас достиг цели, поставленной в начале урока?
9.Домашнее задание.
Варианты:
1.Упражнение № 118, продолжить предложение с придаточным изъяснительным.
2упражнение № 123, усложненное задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Карточка № 1.
Таблица оценивания.
Ученик_________________________ 9класс
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъявительным
Отметки: 9-12б-5; 7-8б-4; 5-6б-3; 3-4б-2
Теория | П Р А К Т И К А | ИТОГ |
Вопросы-2б Примеры-2б Упр.№117 | виды придаточного 2б | Составление предложений-3---3б | Дополнит. Задание-3б | Общее количество баллов | От-мет-ка |
| | | | | |
Карточка № 3 Теоретический материал.
1.Прочитать теоретический материал в учебнике стр.78 « Придаточные изъяснительные.» Ответить на вопросы:
А) К чему относятся придаточные изъяснительные:
-
-
-
Б) На какие вопросы отвечают?
В) При помощи чего присоединяются к главному предложению?
2. Выписать примеры из упражнения №117
( главное предложение и средство присоединения)
Карточка № 4.1 Практическая деятельность. Группа «Журналисты».
Текст.
Учёные считают, что Земля - самый ранимый, живой организм, жизнь миллиардов жизней. И эта большая жизнь находится сейчас под страшной угрозой, которая создана руками и мыслью человека, сына Земли. Учёные считают, что Земля – это культура цивилизации, память предков, Мы должны сберечь свою цветущую планету от разрушения.( по В. Исаеву).
Задание:
1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.
2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологическим проблемам на планете Земля. Используйте придаточные изъяснительные.
Карточка № 4.2
Практическая деятельность. Группа «Экологи».
Текст.
Звучит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки за нашу землю, которая орошается смертоносными кислотными дождями, отравляется химическими отходами, страдает от вырубки лесов. Самая ужасная трагедия – Чернобыльская катастрофа, которая потрясла весь мир, стала незаживающей раной в душах людей. Кто бы мог подумать, что ядерная смерть обрушится на полесскую землю, заставив содрогнуть ся все человечество. Писатель Юрий Щербак в своей повести " Чернобыль» показал, что эта катастрофа является предостережением человечеству.
Задание:
1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.
2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологическим проблемам на планете Земля. Используйте придаточные изъяснительные.
Карточка № 4.3
Практическая деятельность. Группа волонтеров « Зелёный патруль».
Текст.
Мы все знаем, что лес хранит влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь пескам. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким последствиям. Следует отметить, сколько бедствий несёт истребление лесов. Замечаем, как постепенно мелеют реки, исчезают птицы и животные, вымирает местность.
Задание:
1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.
2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологической проблеме лесов. Используйте придаточные изъяснительные.
Карточка № 4.4
Дополнительное задание для сильных учащихся.
Составить 3 сложноподчиненных предложения с придаточным изъявительным, в которых прикрепление осуществляется к фразеологическому обороту:
…упустить из виду, что…
… смотреть сквозь пальцы, что…( как)
…иметь в виду, что…
Используйте различные союзы и союзные слова.