СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия и усвоения новых знаний. Ролевая игра. Формирование экологической культуры. Сценарий урока основан на системно-деятельностном подходе.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным"»

Урок №5 9 класс

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным изъяснительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.

Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.

Формирование экологической культуры.

Формирование УУД:

1.Личностные: формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы.

2. Метапредметные:

-познавательные: умение отбирать нужную информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;

-коммуникативные: умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;

-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.

3. Предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении заданий.

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.

Форма урока: ролевая игра.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.

Ресурсы: учебник Русский язык.9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Просвещение, 2016.

Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное изъяснительное, определительное, экологическая катастрофа, экологические проблемы.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

1. Организационный этап.

Система оценивания. Карточка № 1.

2. Постановка целей и задач урока. Самоопределение к деятельности.

Хотелось бы вам быть самостоятельным в своих суждениях, уметь отстаивать свою точку зрения, быстро ориентироваться в различных ситуациях при выполнении задания? Этому мы попытаемся научиться на уроке.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Маршрут следования. Объединение обучающихся в группы.

(выбирают цветные карточки: лес, вода, земля)

Карточка № 3. Теоретический материал.

Взаимный контроль в группе под руководством старшего группы.

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ.

4.Практическая деятельность.

Учитель: обратите внимание на эпиграф.

Охранять природу - значит охранять Родину

М. Пришвин

Сегодня вы побываете в роли людей, кому не безразлична судьба нашей планеты, ее природы.

Карточка №4.1Журналисты

Карточка№ 4.2 Экологи

Карточка № 4.3 Волонтёры «Зелёный патруль»

Карточка №4.4 ( дополнительное задание для сильных учащихся).

5.Осуществление контроля.

Выступление членов группы по языковому материалу с учётом темы «Экология». Зачитывается «Манифест защитников природы», составленный из предложений учащихся. Обсуждение ответов. Выставление баллов в таблицу оценивания.

7. Осуществление коррекции.

Какие ошибки допустили в теоретическом материале? В чем сложность выполнения практических заданий? Повторение материала.

8. Рефлексия.

Оцените свою работу и работу товарищей по группе? Как вы считаете, кто из вас достиг цели, поставленной в начале урока?

9.Домашнее задание.

Варианты:

1.Упражнение № 118, продолжить предложение с придаточным изъяснительным.

2упражнение № 123, усложненное задание.



ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

Карточка № 1.

Таблица оценивания.

Ученик_________________________ 9класс

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъявительным

Отметки: 9-12б-5; 7-8б-4; 5-6б-3; 3-4б-2

Теория

П Р А К Т И К А

ИТОГ

Вопросы-2б

Примеры-2б

Упр.№117

виды придаточного

Составление предложений-3---

Дополнит.

Задание-

Общее

количество

баллов

От-мет-ка







Карточка № 3 Теоретический материал.

1.Прочитать теоретический материал в учебнике стр.78 « Придаточные изъяснительные.» Ответить на вопросы:

А) К чему относятся придаточные изъяснительные:

-

-

-

Б) На какие вопросы отвечают?

В) При помощи чего присоединяются к главному предложению?

2. Выписать примеры из упражнения №117

( главное предложение и средство присоединения)


Карточка № 4.1 Практическая деятельность. Группа «Журналисты».

Текст.

Учёные считают, что Земля - самый ранимый, живой организм, жизнь миллиардов жизней. И эта большая жизнь находится сейчас под страшной угрозой, которая создана руками и мыслью человека, сына Земли. Учёные считают, что Земля – это культура цивилизации, память предков, Мы должны сберечь свою цветущую планету от разрушения.( по В. Исаеву).

Задание:

1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.

2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологическим проблемам на планете Земля. Используйте придаточные изъяснительные.



Карточка № 4.2

Практическая деятельность. Группа «Экологи».

Текст.

Звучит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки за нашу землю, которая орошается смертоносными кислотными дождями, отравляется химическими отходами, страдает от вырубки лесов. Самая ужасная трагедия – Чернобыльская катастрофа, которая потрясла весь мир, стала незаживающей раной в душах людей. Кто бы мог подумать, что ядерная смерть обрушится на полесскую землю, заставив содрогнуть ся все человечество. Писатель Юрий Щербак в своей повести " Чернобыль» показал, что эта катастрофа является предостережением человечеству.

Задание:

1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.

2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологическим проблемам на планете Земля. Используйте придаточные изъяснительные.


Карточка № 4.3

Практическая деятельность. Группа волонтеров « Зелёный патруль».

Текст.

Мы все знаем, что лес хранит влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь пескам. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким последствиям. Следует отметить, сколько бедствий несёт истребление лесов. Замечаем, как постепенно мелеют реки, исчезают птицы и животные, вымирает местность.

Задание:

1.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите вид придаточного.

2.Составьте 2-3 предложения, в которых бы звучало ваше отношение к экологической проблеме лесов. Используйте придаточные изъяснительные.


Карточка № 4.4

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Составить 3 сложноподчиненных предложения с придаточным изъявительным, в которых прикрепление осуществляется к фразеологическому обороту:

…упустить из виду, что…

… смотреть сквозь пальцы, что…( как)

…иметь в виду, что…

Используйте различные союзы и союзные слова.