ГКОУ «БСШИ №3»
Открытое внеклассное мероприятие по теме:
«Природа - наш дом родной»
Подготовила: Магомедова М.Г., воспитатель
Цель: раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности.
Задачи:
формировать умение видеть и чувствовать красоту природы;
развивать эстетическое восприятие природы;
воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: слайды «Природа Южной Якутии», картины художников-пейзажистов И. Шишкина, А.Шильдера, А. Саврасова, Д. Орловского. Музыкальная запись произведения П.Чайковского «Времена года»
Ход мероприятия:
Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса».
Единство человека и природы... Можно ли сказать, что мы тесно связаны с природой, зависим от неё? Почему? (Ответы детей)
Да, и вправду природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. В.А.Сухомлинский писал: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи...» Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.
Вот как видят природу те, кто её любит, внимательно наблюдает и изучает.
(Демонстрация слайдов «Природа Южной Якутии»)
Учитель: Чёрствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.
Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)
(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)
1) Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба )
2) Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? ( ель )
3) С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. ( одуванчик )
4) Ни кто не пугает,
А вся дрожит. ( осина )
5) Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. ( берёза )
6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа )
(картинки растений на слайдах)
- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.
Конкурс 2. «Кто и где живёт».
*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
*Лесной доктор. (Дятел).
*Лесной санитар. (Муравей.)
- Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой команде по письму)
Конкурс 3. « Почтовый ящик.» (письма в конвертах)
Выставка рисунков детей «Природа и фантазия». Защита своих работ несколькими учениками. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года)
Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы.
Учитель: Природа во все века поэтически воспринималась людьми. Эмоциональное восприятие человеком природы сказалось в наскальных рисунках, скульптурах, в песнях, сказках, пословицах, поговорках, в былинах и т.д. Представления о смене времён года, о бесконечном движении солнца нашли в обрядах, танцах, песнях не только поэтическое выражение, но и приобрели эстетический смысл как понимание вечного торжества и возрождения красоты жизни.
Конкурс 5. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )
- На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )
Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
- Следующий конкурс №6 «Эрудит.»
Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)
-И последний конкурс на этой странице № 7 « Жалоба».
- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
1 задание. Игра « По грибы, по ягоды».
- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.
Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )
- В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.
- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )
Ответьте на вопросы:
Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )
- Я бы хотела немного добавить:
Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.
- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.
4 страница – « Красная книга».
Учитель показывает « Красную книгу».
- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)
- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.
- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )
- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю).
Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
- Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»
- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.
Памятка:
НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
НЕ разоряй птичьи гнёзда.
НЕ разоряй муравейники.
НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
В лесу старайся ходить по тропинкам.
Русская природа – глазами художников.
Учитель: Совершим небольшое путешествие в природу с помощью картин великих русских художников-пейзажистов. (И.И Шишкин «Опушка леса», «Рожь». А.Н.Шильдер «Радуга в лесу», «Осенний лес». А.К.Саврасов «Грачи прилетели», «Зима». В.Д.Орловский «Пруд. Летний вечер»)
В чём красота и привлекательность картин?
Что объединяет всех художников?
Какую мысль, какое чувство они хотели донести до нас?
Подведение итога занятия.
Я хочу закончить наше занятие словами - обращением М.М. Пришвина: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни... Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»