Введение обновленных ФГОС НОО и ООО
Автор: Чуркина Е.В., учитель иностранного языка МБОУ
«Стемасская ООШ»
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты.
Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
Какие бывают ФГОС
ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Три поколения стандартов
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год.
Третье поколение образовательных стандартов
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС третьего поколения.
Основные изменения, внесённые в ФГОС
третьего поколения :
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
(в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков »—
метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков.
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков.
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
- Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Второй иностранный язык
Изменения по иностранным языкам
Цели и задачи обучения иностранному языку по новым ФГОС условно разделены на образовательные, развивающие и воспитывающие , что перекликается с образовательными стандартами ФГОС первого поколения (образовательная, развивающая, воспитательная), а также триединстве целей урока советского периода (практическая, развивающая, воспитательная).
Изменения по иностранным языкам
Особо оговаривалась интегративная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения .
ФГОС второго поколения давал лишь общее описание планируемых результатов освоения предмета по итогам обучения ( Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться… ).
Теперь мы сможем увидеть такие слова как «владеть», «распознавать», «употреблять», «использовать», «обладать», «знать и понимать».
Изменения по иностранным языкам
Коммуникативные умения (на примере 5 класса)
Тематического содержания речи
Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: день рождения, Новый год.
Внешность и характер человека/литературного персонажа.
Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.
Покупки: одежда, обувь и продукты питания.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Каникулы в различное время года. Виды отдыха.
Природа: дикие и домашние животные. Погода. Родной город/село. Транспорт.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы; достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, поэты.
Коммуникативные умения (на примере 5 класса)
Смысловое чтение
Аудирование
Говорение:
Тексты для чтения: беседа/диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение; не сплошной текст (таблица).
Объём текста/текстов для чтения – 180-200 слов ;
Тексты для аудирования:
диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста/текстов для аудирования - до 1 мин;
Диалогическая речь - объём диалога до 5 реплик со стороны каждого собеседника;
Монологическая речь - 5 - 6 фраз;
Письменная речь
- Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, Днём Рождения);
- заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе;
- оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка.
Объём сообщения — до 60 слов
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи - объём текста для чтения вслух — до 90 слов.
Графика, орфография и пунктуация- правильное написание изученных слов, использование знаков препинания, пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера.
Лексическая сторона реч и - объём изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных в начальной школе) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).
Грамматическая сторона речи - распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка.
Социокультурные знания и умения - знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания, знание социокультурного портрета родной страны (праздники, достопримечательности).
Компенсаторные умения - использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование ключевых слов плана, в качестве опоры, при подготовке к устному ответу.
Основные изменения
- Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Вывод:
- ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России.