Тема: «Словосочетание»
Цель: Познакомить детей с понятием словосочетание; видами словосочетаний, а также порядком разбора словосочетаний. Развивать связную речь, фонематический слух, навыки письма.
Оборудование: предметные картинки, квадратики.
Ход: 1) Логопед показывает предметную картинку: стол. Говорит: «Про картинку можно сказать: стол или письменный стол. Стол – это слово. Письменный стол – это словосочетание. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет.»
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. От главного ставится вопрос. Зависимое то, которое отвечает на вопрос: Осенний (какой?) день. Учиться (где?) в школе.
Связь между словами в словосочетании
Просмотр содержимого документа
«"Занятие по формированию грамотности у детей раннего возраста"»
Тема: «Словосочетание»
Цель: Познакомить детей с понятием словосочетание; видами словосочетаний, а также порядком разбора словосочетаний. Развивать связную речь, фонематический слух, навыки письма.
Оборудование: предметные картинки, квадратики.
Ход: 1) Логопед показывает предметную картинку: стол. Говорит: «Про картинку можно сказать: стол или письменный стол. Стол – это слово. Письменный стол – это словосочетание. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет.»
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. От главного ставится вопрос. Зависимое то, которое отвечает на вопрос: Осенний (какой?) день. Учиться (где?) в школе.
Связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.
Логопед диктует словосочетание. Дети определяют главное и зависимое слово, задают вопрос, выделяют окончание.
Дождливый вечер, ясное утро, начало урока, первый звонок, возвратиться в школу, встретиться с товарищами.
Дети объясняют выполнение работ.
2) Логопед: «Если главное слово в словосочетании имя существительное или прилагательное – именное словосочетание. Если главное слово глагол глагольное.»
Ручка двери (сущ.+суш.) – именное.
Большой долг (прилагат.+сущ.) – именное.
Читать книгу (гл.+ сущ.)- глагольное.
Дети определяют вид словосочетаний 1 задания.
3) Логопед говорит, что можно сделать разбор словосочетаний.
Посетить (глагол) музей (сущ.)
-назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
-Определить главное слово – часть речи, вид словосочетания.
-Зависимое слово – часть речи.
-Указать средства грамматической связи слов.
Дети делают разбор слов: праздник ветеранов, обращаться к героям, школьные соревнования.
4) Дети выкладывают из разных квадратиков слова: красный – гласный, синий- твёрдый согласный, зелёный -= мягкий согласный.
Салют, стремиться, ёж.
5) Физминутка.
6) Изучение новых слов.
Слева, справа, впереди, вправо, внизу.
7) Что такое словосочетание? Какие бывают словосочетания?
Анализ участия детей.