Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Енисейская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Валерия Сергиенко
Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Лобыгина Елена Николаевна
с. Селиваниха
Предмет: русский язык.
Класс: 7 А.
Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: проблемный урок.
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «Дефис между частями слова в наречиях»; уметь употреблять наречия в речи; учить детей исследовать и анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения.
Метапредметные: формировать умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников; проводить анализ и обработку информации.
Коммуникативные: формировать овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса.
Личностные: формировать умение представлять результаты своей деятельности, соотносить полученный результата с поставленной целью, развивать коммуникативные умения, прививать интерес к русскому языку.
Ход урока.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
ΙΙ Актуализация опорных знаний.
-Давайте вспомним, с какой частью речи мы работаем? (НАРЕЧИЕ).
-Правильно, какая тема нашего прошлого урока? («БУКВЫ О и А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ»).
-Верно, давайте вспомним правило написания данных букв на конце наречий. (называют правило написания орфограммы).
Выполнение карточки по теме. (слайд № 1)
Самопроверка. (слайд № 2)
-Открываем тетради, записываем число, классная работа ((слайд № 3)
-Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Перед вами даны утверждения; если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0. В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код (слайд № 4)
1.Наречие – самостоятельная часть речи? (да).
2.Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).
3.В предложении наречие является обстоятельством? (да).
4.Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).
5.Наречие относится к глаголу? (да).
6.Наречие изменяемая часть речи? (нет).
7.У наречия есть окончание? (нет).
8.Наречие склоняется? (нет).
9.Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).
10.Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).
-Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №5). 1010100010.
-Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».
ΙΙΙ. Подготовка к «открытию новых знаний и умений».
-Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий.
-Внимание на экран (слайд № 6) (кое-где, где-либо, где-нибудь; по-новому, по-моему, по-прежнему;
по-волчьи, по-немецки, по-дружески; во-первых, во-вторых, в-шестых; чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко).
-Что объединяет эти слова? (это наречия, которые пишутся через дефис).
-Правильно, значит тема нашего урока? («Дефис между частями слова в наречиях»).
-Запишем тему урока в тетрадь.
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой? (1. Познакомиться с условиями написания наречия через дефис. 2.Научиться определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.
слайд №9).
Работа с учебником.
-Открываем учебник на странице 112-113.
-Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму. Используйте предложенные приставки и суффиксы.
-Проверим, что у Вас получилось (По-утиному, по-весеннему, по-казацки, по-товарищески, по-дружески, по-новому, по-своему, по-старому). (слайд № 11)
-Сделайте вывод (данные наречия пишутся через дефис, потому что есть приставка ПО- и суффиксы -ОМУ, - ЕМУ, -И).
-Молодцы, продолжаем работать. Обратимся ко второму заданию. Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму. Используйте предложенные приставки и суффиксы.
-Что у вас получилось? (Во-вторых, в-третьих, в-четвёртых, в-пятых, в-шестых, в-седьмых, в-восьмых, в-девятых, в-десятых) (слайд № 12)
-Сделайте вывод (данные наречия пишутся через дефис, потому что они образованы от порядковых числительных при помощи приставок В-, ВО- и суффиксов -ЫХ, -ИХ).
-Молодцы. Продолжаем рабу. Внимание на экран (работа с таблицей) (слайд № 14).
-Сделайте вывод (дефис в наречиях пишется после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь; в наречиях, которые образованы повторением одного и того же слова и повторением синонимов.
-Ребята, а что не так со словами, которые находятся в самом низу таблицы? (БОК О БОК, С БОКУ НА БОК, ЧЕСТЬ ПО ЧЕСТИ) (они являются словами исключениями).
-А что в них такого исключительного? (пишутся раздельно).
-Молодцы. Ещё раз повторим, когда наречия пишутся через дефис.
VΙ . Закрепление нового материала.
Работа у доски. Задание. Спишите, раскрывая скобки. Графически объясните правописание наречий.
(По)прежнему привязан, делиться (по)братски, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, (давным)давно устарело, воспитана (по)старинному, говорить (по)дружески, (во)вторых, раздался откуда(то), идти бок(о)бок. (15 слайд).
-Ещё раз обратимся к ТАБЛИЦЕ!!! (слайд № 14).
-Проверим, как вы усвоили новую тему. Проведём цифровой диктант (если слово пишется через дефис, ставим 1; если раздельно – 0) ((По)вашему,(по)январски, бок(о)бок, (по)боевому, честь(по)чести, куда(то), (в)десятых, где(либо), (по)казацки, с боку(на)бок) (слайд № 17).
-Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №18). 1101011110
-Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».
Подведение итогов.
- С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке? (дефис в наречиях).
- Когда наречия мы пишем через дефис? (ещё раз обратимся к таблице).
-Цели урока достигнуты? (Слайд 20).
Домашнее задание.
1.Выучить теорию по теме (ТАБЛИЦА).
2.Упр.278 (287) (выписать только те наречия, которые пишутся через дефис; обозначить изученную орфограмму) (Слайд 21).
-Не забудьте выставить себе оценки за цифровые диктанты.
-На этом наш урок закончен, до свидания.