Дидактические игры для знакомства с понятиями периода обучения грамоте
Игра «Кто быстрее?»
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).
Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.
Игра «Собери слова в предложение»
Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.
Ход игры: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.
Например: Тема «Космос»
Ракета, космос, лететь, в.
Яркие, небо, большие, на звезды.
Корабль, на, летит, космический,Луна.
Мы, земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д
Игра «Скажи, как я»
Цель - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Ход игры:
Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.
Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.
Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
Игра « Звуковое царство. Дворец гласных звуков»
Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
- Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
- Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
- Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б(ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж(ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Игра «Зоопарк»
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек -один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.
Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.