Узнавание | 1.Прочитайте имена существительные. Синим маркером выделите только существительные, относящиеся к м.р; Красным маркером существительные, относящиеся к ж.р; Зелёным маркером - существительные, относящиеся к ср.р. Девушка, парень, мяч, заяц, хвастун, злодей, лисица, матушка, меню, фойе, красавица, кабачок, белье, дуб, помощь, тётя, кружево, поле. 2.Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие - женщин? Выпиши их в два столбика. Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дитя, прадедушка, прабабушка, мужчина, женщина. 3.Спиши имена существительные. Определи их род. Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань. | Актуализация и применение усвоенных знаний на практике. | 1.Внимательно рассмотри слова 2.Определи род каждого имени существительного 3.Подчеркни соответствующим цветом. Прочитайте слова. Определите с помощью слова-подсказки он существительные, которые называют мужчин. Определите с помощью слова-подсказки она, существительные, которые называют женщин. Распределите в две группы. 1.Прочитай задание. 2.Спиши существительные. 3.Определи их род. | 5 баллов - все выполнено правильно, без единой ошибки. 4 балла - допущено 2 или 3 ошибки 3 балла - допущено 4-5 ошибок 2 балла - допущено 6-10 ошибок 1 балл - допущено более 10 ошибок или работа и вовсе была не сделана. Критерии оценивания задания на узнавание: Правильность Ученики правильно назвали имена существительные, к которым можно подставить слово он, так как они обозначают лиц мужского пола – 1 балл. Ученики правильно назвали имена существительные, к которым можно подставить слово она, так как они обозначают лиц женского пола – 1 балл. 2. Полнота Ученики выбрали все имена существительные, называющие лиц мужского и женского пола – 1 балл 3 балла — род определен верно. 2 балла — допущена 1 ошибка. 1 балл — допущено 2 ошибки. 0 баллов — допущено более 3 ошибок. | Девушка, парень, мяч, заяц, хвастун, злодей, лисица, матушка, меню, фойе, красавица, кабачок, белье, дуб, помощь, тётя, кружево, поле. В первый столбик ученики включают следующие слова: дедушка, папа, сын, брат, дядя, прадедушка, мужчина. Во второй столбик - мама, сестра, бабушка, внучка, тётя, прабабушка, женщина. Указывают, что к слову «дитя» нельзя подставить слова-подсказки он и она, так как это существительное среднего рода. Степь (ж.р.), дверь(ж.р.), ремень,(м.р.) щель(ж.р.), зелень(ж.р.), конь(м.р.), голубь(м.р.), тетрадь(ж.р.), медаль(ж.р.), лошадь(ж.р.), зверь(м.р.), лебедь(м.р.), пень(м.р.), день(м.р.), тень(ж.р.), медведь(м.р.), пристань(ж.р.). |
Воспроизведение | 1.Какие окончания могут быть у имён существительных мужского, женского и среднего рода? Закончите схему: впишите окончания. м.р. ж.р. ср. р. 2.Напишите по памяти правило определение родов имен существительных. 3.. В какой строчке имена существительные записаны в таком порядке: м.р., ср.р, ж.р. □ капель, озеро, зима □ радио, зеркало, шампунь □ кофе, зерно, фамилия. | Воспроизведение уже усвоенной информации по теме «Род имен существительных» | 1.Назовите слова-помощники для определения рода имён существительных. 2.Приведите примеры существительных мужского, женского и среднего рода. 3.Назовите окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. 1.Вспомни правило определение родов имен существительных. 2.Проговори про себя 3.Запиши ответ. 1.Прочитай задание. 2.Вспомни, что такое мужской, женский и средние рода. 3.Выбери ответ. 4.Запиши ответ. | По критерию правильности. Ученики верно назвали все родовые окончания имён существительных (за каждую группу окончаний ставится по одному баллу). Максимальное количество баллов – 3. 3 балла - все 3 правила записаны верно 2 балла - записаны только 2 правила 1 балл - записано только 1 правило 1 балл — ответ выбран верный. 0 баллов — ответ выбран неверный. | Слово–помощник (он): папа, дядя, стол, день, город. м.р.: нулевое окончание, а, я, Слово–помощник (она): дочка, сестра, дочь, помощь, земля. ж.р: -а, - я, нулевое Слово-помощник (оно): село, озеро, поле ср.р.: - о, -е Имя существительное, которое можно заменить местоимением «она» - является ж.р; Имя существительное, которое можно заменить местоимением «он» - является м.р; Имя существительное, которое можно заменить местоимением «оно» - является ср.р. Ответ: кофе, зерно, фамилия |
Понимание | 1.Прочитайте слова. В чём их сходство, а в чём различие? Объясните. Пыль, зелень, ремень, медаль, гвоздь, журавль, лошадь, январь, дверь, рысь, голубь, прорубь, кровать, морковь. Запишите имена существительные в таком порядке: сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода 2.Прочитай имена существительные и раздели на 3 группы. Боль, заря, ботинок, рояль, кофе, резюме, щупальце, мозоль, вуаль, картофель, словарь, текст, ночь,любовь, море, озеро, звездопад, сердце, тетрадь. 3.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род. 1) Труд кормит, а лень портит. 2) Худой мир лучше доброй ссоры. 3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз. 4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине. 5) Ученье – свет, а неученье – тьма. | Выявление оценки уровня сформированного знания обучающегося делать осмысленное восприятие знаний о родах имен существительных. | 1.Прочитай задание. 2.Выделить окончания имён существительных. 3.Использовать слова –помощники он, она. При затруднении определения рода подставить слово нет (кого? чего?) 4.Если окончание – а, - я, то это существительное мужского рода. 1.Внимательно прочитай задание 2.Подумай на какие 3 группы можно разделить данные существительные 3.Начерти таблицу 4.Раздели слова по группам 1.Прочитай задание. 2.Спиши пословицы. 3.Подчеркни имена существительные противоположные по значению 4.Определи их род. | Умение установить и сходство, и различие – 2 балла; умение установить только сходство или только различие – 1 балл; не выявлено сходство и различие имён существительных – 0 баллов. 5 баллов - все выполнено правильно, без единой ошибки. 4 балла - допущено 2 ошибки 3 балла - допущено 3-4 ошибки 2 балла - допущено 5-6 ошибок 1 балл - допущено более 7 ошибок или работа и вовсе была не сделана. 4 балла — род определен верно и слова выделены противоположные по значению. 3 балла — допущена 1 ошибка. 2 балла — допущено 2 ошибки. 1 балл — допущено 3 ошибки. 0 баллов — допущено более 4 ошибок. | Сходство слов заключается в принадлежности к одной части речи – имени существительному. У всех существительных нулевое окончание. Различие слов объясняется их родовой принадлежностью. Сначала выписываются имена существительные женского рода: пыль (нет пыли), зелень (нет зелени), медаль (нет медали), лошадь (нет лошади), дверь (нет двери), рысь (нет рыси), прорубь (нет проруби), кровать (нет кровати), морковь (нет моркови). Затем имена существительные мужского рода: ремень (нет ремня), гвоздь (нет гвоздя), журавль (нет журавля), январь (нет января), голубь (нет голубя). М.Р. Ботинок, рояль, картофель, словарь, текст, звездопад. Ж.Р. Боль, заря, мозоль, вуаль, ночь, любовь, тетрадь. С.Р Резюме, щупальце, море, озеро, сердце. 1) Труд(м.р.) кормит, а лень(ж.р.) портит. 2) Худой мир (м.р.)лучше доброй ссоры.(ж.р.) 3) Герой (м.р.)умирает раз, а трус(м.р.) – тысячу раз. 4) Одна зима на Родине(ж.р.) лучше ста вёсен на чужбине(ж.р.). 5) Ученье(ср.р.) – свет, а неученье (ср.р.)– тьма. |
Применение в знакомых условиях | 1.Составьте и запишите словосочетания из слов, данных сверху и снизу от линейки: широкое зимнее красный душистая вкусная стройный московское яблочное сирень помидор тополь повидло карамель метро шоссе пальто Из каких частей образованы словосочетания? Укажите род имён существительных. Составьте и запишите предложение с любым из словосочетаний. 2.Прочитайте имена существительные и возле каждого слова напишите его род, как на образце [Рыжий - он мой (м.р)]. Моль Дом Животное Уровень Ситуация Клоп Друг Враг Тетрадь Машина Доказательство 3.Подчеркни имена существительные, в которых род не определяется: брюки, крыши, коньки, вилки, ножницы, книжки, щипцы, очки, компьютеры. | Применение знаний в знакомой ситуации по алгоритму. Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | 1.Прочитайте имена прилагательные и соотнесите их с именами существительными, данными под линией. 2.Выберите подходящее по смыслу имя существительное. 3.Определите род имён существительных. 4.Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному 5.Составьте предложение с любым из словосочетаний. 1.Внимательно прочитайте задание 2.Рассмотрите образец 3.Напишите род имен каждого существительного как на образце. 1.Прочитай задание. 2.Подчеркни имена существительные, в которых род не определяется. 3.Запиши ответ. | Верно определили род всех имён существительных – 2 балла; допустили 1-2 ошибки в определении рода – 1 балл; допустили более 2 ошибок в определении рода – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 3. 5 баллов - все выполнено правильно, без единой ошибки. 4 балла - допущено 2 ошибки 3 балла - допущено 3-4 ошибки 2 балла - допущено 5-6 ошибок 1 балл - допущено более 7 ошибок или работа и вовсе была не сделана. 2 балла — все существительные выделены верно. 1 балл — допущена 1 ошибка. 0 баллов — допущено более 2 ошибок. | Широкое шоссе, красный помидор, вкусная карамель, московское метро, зимнее пальто, душистая сирень, стройный тополь, яблочное повидло. В саду цветёт душистая сирень. Моль - она моя (ж.р); Дом - он мой (м.р); Животное - оно мое (ср.р); Уровень - он мой (м.р); Ситуация - она моя (ж.р); Клоп - он мой (м.р); Друг - он мой (м.р); Враг - он мой (м.р); Тетрадь - она моя (ж.р); Машина - она моя (ж.р); Доказательство - оно мое (ср.р) брюки, крыши, коньки, вилки, ножницы, книжки, щипцы, очки, компьютеры. |
Применение в новых условиях | 1.Прочитайте предложения, взятые из старых книг. Удивляет ли вас что-нибудь в выделенных словосочетаниях? В каком роде употреблялись выделенные имена существительные раньше? А в каком употребляются сейчас? Вчера в семь часов была интересная фильма. В доме была большая и светлая зала. В комнате стояла старая рояль. Лебедь белая плывёт. Составьте и запишите предложения, употребив все слова так, как это принято в современном русском языке. 2.Составьте синквейн слову «Род». 3.Заполните 3 филворда, в 1 будут только имена существительные м.р, во 2 имена существительные ж.р и в 3 имена существительные ср.р. | Применение полученных знаний в новых условиях | 1.Прочитайте предложения. 2.Назовите, что вас удивило в выделенных словосочетаниях. 3.Установите, в каком роде употреблено выделенное существительное раньше. 4.Отредактируйте предложение с учетом нормы современного русского языка и укажите их род. 1.Прочитай задание. 2.Вспомни, что такое синквейн и род. 3.Составь синквейн. 1.Внимательно прочитай задание 2.Подумайте перед выполнением 3.Начинайте работу 4.Перепроверьте | 1.Умение найти нарушение грамматической нормы в определении рода имён существительных - по одному баллу за каждое предложение. 2.Соблюдение норм согласования имён существительных с именами прилагательными - по одному баллу за каждое предложение. 3.Грамотность Отсутствие ошибок в оформлении работы – 1 балл. Наличие одной ошибки и более – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 9. 2 балла — синквейн составлен полностью и без ошибок. 1 балл — допущен 1 пропуск 0 баллов — синквейн не составлен или присутствует более 2 пропусков. 8 баллов - все 3 фильворда заполнены. 6 баллов - заполнены только 2 фильворда. 4 баллов - заполнен только 1 фильворд За каждую ошибку вычитывается 1 балл | Вчера в семь часов была интересный фильм. В доме был большой и светлый зал. В комнате стоял старый рояль. Лебедь белый плывёт. Род женский, мужской. Определяется, не изменяется, существует. Род имеет 3 вида. Вид м и ш а с к о т л а с н о м о к а т у к о л л о с о л м г о н о р в о ц н е е е б о Л е а м а а н к а н с о б д в и л н а а к и р |