СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по дисциплине "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал окажется очень хорошим помощником как и для учителя, так и для учащегося. По каждой теме предоставлен дидактический материал.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по дисциплине "Обществознание"»


ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

Тема. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

     Текст 1. Сила или разум?

      Из книги, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V в. до н. э.)

      Ян Чижу сказал: «Человек — самое разумное среди всех существ, наделенных жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами».

      Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. — С. 35.

      Вопросы и задания: 1. Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. 2. Сегодня, спустя25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке? 3. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

   

















  Текст 2. О человечности

      Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ

      Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке... Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога... Человечен не человек, а Бог... Человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий...

      Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела1, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен... Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное...

      Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 311.

      Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4. В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог — идеал человека?

     















Текст 3. Что такое человек?

      Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский социолог и психолог

      Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

      Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...

      Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

      ...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?

      ...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

      Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—17.

      Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора? 2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-«овца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

    



 Текст 4. Фундамент человечности

      Из книги современных российских философов

      В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

      — они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

      — они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

      — они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

      — они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

      — признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

      — их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

      Введение в философию. — М., 1989. — С. 236—237.

      Вопросы и задания: 1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4. Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5. Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.





Тема . ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО?

     Текст 1. Нужда и потребность

      Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

      В психологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает...

      Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось впсихологическое состояние — потребность...

      Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими; потребности, связанные с нуждами развития личности, — духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы удовлетворения потребности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности.

      Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1980. — С. 190.

      Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние — нужда — отличается от психологического состояния — потребности. 2. Какие потребности отражают нужды человеческого организма? Какие потребности связаны с развитием личности? Пользуясь текстами учебника и документа, приведите примеры тех и других потребностей. 3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному?4. Есть ли основание утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Отвечая на этот вопрос, рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.

     Текст 2. Что человек может иметь всегда?

      Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — римский философ

      Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могут иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь.

      Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегда иметь, когда желают этого?

      Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, не принадлежит им, то, что другие могут отнять у них, — все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать.

      Первое — это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе — это наша душа, наше духовное самосовершенствование. И в нашей власти как раз все то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия эти всегда в нашей власти.

      Цит. по: Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. — Тольятти, 1995. — С. 320—321.

      Вопросы и задания: 1. О каких потребностях человека говорится в документе? Какие из них относятся к материальным, какие — к духовным, какие — к социальным? 2. Удовлетворение каких потребностей, по мнению автора, делает людей счастливыми? Разделяете ли вы эту точку зрения? 3. Опираясь на текст, попробуйте определить, какими были ценностные ориентации Эпиктета. 4. Как бы вы ответили на вопрос, являющийся названием документа?

    











 Текст 3. Дело — источник удовлетворения

      С. Т. Шацкий (1878—1934) — российский педагог

      Я ищу хотя бы маленького дела, но такого, которое по существу своему, если в него углубиться, могло бы дать удовлетворение. Я хочу научиться пониманию того, как отыскивать и находить цель и смысл в деле, хотя бы сравнительно ничтожном, потому, что грандиозное, яркое, бьющее в глаза дело, ясное для всех, создающее известность, о чем мы всегда мечтаем, пока молоды, состоит из многих незначительных по размеру деятельностей.

      Ведь не в том сила, чтобы захватить побольше, удовлетвориться известностью и в этой известности находить награду (а после, привыкнув, делать дело только ради этой самой славы), а в том, чтобы твердо, бескорыстно выполнять настоящее жизненное дело ради него самого.

      Шацкий С. Т. Студенческие годы // С. Т. Шацкий: работа для будущего. Документальное повествование / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М., 1989. — С. 68.

      Вопросы и задания: 1. О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида ее можно отнести: материальным, социальным или духовным? 2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения «настоящее жизненное дело»? 3. В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

    

















 Текст 4. Значение труда для жизни человека

      К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог

      Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей...

      Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

      Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Пед. соч. В 6 т. — М., 1988. — Т. 2. — С. 10—11.

      Вопросы и задания: 1. Что говорится в отрывке о воздействии труда на человека? 2. Какие потребности человек удовлетворяет с помощью труда: материальные или духовные? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш ответ. 3. Как вы думаете, возможно ли абсолютно независимое друг от друга проявление и удовлетворение материальных и духовных потребностей? Подберите примеры, поясняющие вашу точку зрения.

     





Текст 5. О ценностных ориентациях

      Л. П. Буева — современный философ, академик Российской академии образования

      В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть...

      Самым опасным является деструкция2 глубинных человеческих ценностей, к которым относятся вера, надежда и любовь, — как это ни странно. Довольно часто идут разговоры о том, как нам готовить нового человека. Нам бы не потерять старого человека, его гуманистическое основание. Вот вопрос о вере. Мы проводили исследования, данные которых свидетельствуют о том, во что верит современный человек, в первую очередь молодежь. Скорее всего, в случай, в чудо и в деньги. Все остальные параметры находятся на очень низком уровне. И основным якорем спасения они считают материальное обеспечение.

      Семейные ценности, любовь еще не ушли из системы человеческих ценностей, но они сильно деформированы. Любовь-жалость, любовь-сострадание постепенно уходят из структуры. На первый план выдвигается любовь-секс, и при вступлении в коммерцию товаром становятся человеческое тело, человеческие отношения.

      Буева Л. П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995. — С. 47—50.

      Вопросы и задания: 1. Чему посвящен данный текст? Какова его основная идея? 2. Найдите в учебнике определение ценностных ориентаций. Опираясь на текст фрагмента, приведите примеры ценностей. 3. Разрушение каких ценностей, по мнению автора, является самым опасным? Как вы думаете, почему? 4. Представьте, что вашему классу задали вопрос: «Во что верит современная молодежь?» Какими могли бы быть ответы? Как вы лично ответили бы на этот вопрос?







Тема 3. ВАШИ СПОСОБНОСТИ — В ВАШЕЙ ВЛАСТИ

     Текст 1. Что такое способности

      Б. М. Теплов (1896—1965) — российский психолог, академик Академии педагогических наук РСФСР

      Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах3, в отношении которых все люди равны.

      Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

      В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям4, навыкам5 или умениям6, которые уже выработаны у данного человека.

      Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. — С. 129—130.

      Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова «индивидуально-психологические особенности»? 2. Кратко сформулируйте основные признаки понятия «способности». 3. Составьте не менее трех собственных вопросов к данному тексту. 4. Приведите свои примеры проявления способностей, связанных с успешностью художественной, научной, литературной деятельности выдающихся людей.

   

















  Текст 2. Задатки и способности

      Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

      Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга, органовчувств и достижения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т. е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и специалистам в десятках других областей.

      Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

      Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

      Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1998. — С. 222.

      Вопросы и задания: 1. Что такое задатки? 2. Какова связь между задатками и способностями? 3. От чего зависит развитие задатков в способности? Какие, по вашему мнению, условия необходимы для такого развития? Ответ аргументируйте. 4. Предположите, как может сложиться судьба одаренного мальчика с далекого тихоокеанского острова, если он попадет в страну с развитой музыкальной культурой. Составьте небольшой рассказ о его судьбе.

    



 Текст 3. Три стороны образа «Я»

      А. В. Петровский — российский психолог, академик Российской академии образования

      Попробуем осуществить анатомию «Я-образа». Представления человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т. д. — результат познавательного... процесса. Другими словами, это открытие собственных личностных качеств и особенностей. Если человек вырос в семье, где господствует культ вещей7 и он сам со временем стал служителем этого культа, то в его «Я-образе» на первом плане окажутся вещи с яркими фирменными ярлыками.

      Вторая существенная сторона «Я-образа» — эмоциональная8. Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т. д.

      И, наконец, третья сторона «Я-образа» — волевое начало9: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус10, рискуя, проверить свои возможности или же наоборот: желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки, «уйти в тень», скрыть свои недостатки и слабости. Тем самым волевая сторона «Я-образа» может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.

      Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе. — М., 1988. — С. 142—143.

      Вопросы и задания: 1. Назовите основные стороны «Я-образа», которые характеризует автор данного фрагмента. Кратко определите каждую из сторон «Я-образа». 2. Найдите в тексте параграфа учебника место, соответствующее данному фрагменту. В чем вы видите связь учебного текста и данного фрагмента? 3. Почему «Я-образ» многосторонен? Можно ли представить себе одномерное «Я»? Ответ аргументируйте, привлекая материал из учебника. 4. Определите особенности собственного «Я-образа» с точки зрения места в нем разума, чувств, волевого начала.









Тема 4. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

     Текст 1. Нравственные заповеди11 христиан

      Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на Земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

      Не убивай.

      Не прелюбодействуй.

      Не кради.

      Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

      Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

      Библия. Исх. 20, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1996. — С. 79.

      Вопросы и задания: 1. Чему учат приведенные выше заповеди? 2. Почему, несмотря на давнее происхождение этих заповедей, люди не всегда им следуют? 3. Почему большинство заповедей начинается с отрицания «не»? Ответ аргументируйте. 4. Чем вы можете объяснить тот факт, что близкие по смыслу правила можно найти не только в священных книгах христиан, но и в других религиях?

     

























Текст 2. Добро и зло в жизни человека

      Дж. Локк (1632—1704) — английский философ

      Что такое добро и зло? Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие, либо уменьшить наше страдание, или же обеспечить либо сохранить нам обладание каким-нибудь другим благом или же отсутствие какого-нибудь зла. Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание, либо уменьшить какое-нибудь удовольствие, либо лишить нас какого-нибудь блага...

      Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3 т. — М., 1985. — С. 280—287.

      Вопросы и задания: 1. Как английский философ XVII в. объясняет, что такое добро? 2. Проиллюстрируйте собственными примерами такие проявления добра, как способность доставить удовольствие, уменьшить страдание, обеспечить обладание иным благом. 3. Почему Локк считает, что отсутствие зла — добро? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для доказательства этого суждения? 4. Какое отношение текст о добре и зле имеет к проблеме нравственности? Свой ответ обоснуйте. 5. Возможна ли, по вашему мнению, человечность без стремления увеличить добро и уменьшить зло? Ответ аргументируйте.

    

























 Текст 3. О морали и нравственности

      Н. И. Козлов — современный российский психолог и писатель

      Если бы морали не было, ее следовало бы выдумать. Это не самое гуманное изобретение, но управление массой и нормальная социальная жизнь иначе невозможны. В моральных нормах есть, как правило, глубокий смысл, они выверены столетиями, и даже у абсурдных12 установок есть непререкаемое достоинство — они работают. Воинственно рушить мораль так же опасно, как подкапывать гору, которая может на тебя же и свалиться.

      Но становиться ее рабом?!

      Ребенка надо учить морали. Но бездумное следование морали для духовно и душевно развитого человека — уже безнравственно.

      Мораль и нравственность употребляются как синонимы только в дурных философских словарях. Мораль — это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо. Нравственность же — это другое. В нравственности нет готовых формул. Это поиск, это путь, где известно только направление: забота о людях, об их здоровье и счастье.

      Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. — М., 1994. — С. 173—174.

      Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора, что мораль — гуманное изобретение? В чем заключается гуманизм такого изобретения? 2. В чем может заключаться парадоксальное, или противоречивое, содержание моральных норм? Поясните на примере (можно использовать заповеди, приведенные в тексте 1). 3. Как автор данного текста определяет мораль? Что он понимает под нравственностью?4. Найдите в учебнике определение человечности. Сопоставьте это толкование с понятиями «мораль» и «нравственность», используемыми автором данного фрагмента. Сделайте выводы.







Тема 5. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

    

Текст 1. Был ли культурным первобытный человек?

      Дж. Фрезер (1854—1941) — английский религиовед, этнолог, этнограф

      На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное. Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием.

      Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М., 1986. — С. 252.

      Вопросы и задания: 1. Автор относит первобытных людей к благодетелям человечества. Какие примеры из истории подтверждают такую точку зрения? 2. Как бы вы сформулировали основную идею приведенного фрагмента? 3. Можно ли считать позицию Фрезера в отношении культуры первобытного человека спорной? В чем вы разделяете мнение автора фрагмента? 4. Дайте собственный развернутый ответ на вопрос, вынесенный в заголовок фрагмента.

     

















Текст 2. Культура и развитие общества

      Э. Тайлор (1832—1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры

      С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

       Это в особенности верно, если принимать во внимание одну только материальную и умственную культуру. Знакомство с физическими законами мира и сопутствующая этому знанию способность подчинения природы собственным целям человека вообще бывают всего ниже у дикарей13, занимают среднее место у варваров14 и всего выше у новейших передовых народов.

       Переход от дикого состояния к нашему должен быть на деле тем истинным прогрессом искусства и знания, который составляет важнейший элемент в развитии культуры.

      Тайлор Э. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 36—37.

      Вопросы и задания: 1. Какую роль Э. Тайлор отводит культуре в развитии общества. 2. Почему прогресс культуры автор связывает с развитием нравственности, силы и счастья человека? О какой силе здесь идет речь? 3. Вспомните из курса истории, что относится к культуре материальной. Можно ли утверждать, что у диких или варварских народов существовала материальная культура? Ответ аргументируйте. 4.Какую роль отводит Э. Тайлор знаниям в развитии культуры? В чем вы согласны с английским ученым? Какие дополнительные аргументы можете привести?

     

















Текст 3. Культура и культурная память

      Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский литературовед, академик Российской академии наук

      Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

      История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

      Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции15, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад16, общественные институты17, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

      Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 199—200.

      Вопросы и задания: 1. Приведите собственные примеры, подтверждающие тезис Д. С. Лихачева о том, что гении создаются на определенной почве культуры. 2. Почему память — одна из основ культуры? Как вы понимаете роль исторической памяти в сохранении культуры? 3. Поясните, что означают слова Д. С. Лихачева о том, что культурная память есть «именно процесс и именно творческий». В чем проявляется творческий характер этой культурной памяти?









Тема 6. «ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ»

     Текст 1. Быть человеком

      Из труда современных российских философов

      Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой — человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...

      Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

      Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. — М., 1997. — С. 312.

      Вопросы и задания: 1. Ответу на какие из «вечных вопросов» посвящен данный текст? 2. Какой смысл вложен в слова «оставаться... человеком»? 3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: «Быть обыкновенным человеком очень трудно». Как вы думаете, почему в привычное словосочетание «обыкновенный человек» в данном случае вложен такой высокий смысл? 4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.

    

















 Текст 2. Что доставляет радость

      Л. Н. Толстой (1828—1910) — русский писатель

      Старушка-крестьянка за несколько часов до смерти говорила дочери о том, что она рада тому, что умирает летом. Когда дочь спросила: почему? — умирающая отвечала, что она рада потому, что зимой трудно копать могилу, а летом легко. Старушке было легко умирать, потому что она до последнего часа думала не о себе, а о других.

      ...Твори дела любви — и для тебя не будет смерти...

      ...Ничто так очевидно не подтверждает того, что дело жизни есть совершенствование, как то, что чего бы ты ни желал вне своего совершенствования, как бы полно ни удовлетворилось твое желание, как скоро оно удовлетворено, так тотчас же уничтожается прелесть желания.

      Не теряет своего радостного значения одно: сознание своего движения к совершенству.

      Только это неперестающее совершенствование дает истинную, не перестающую, а растущую радость. Всякий шаг вперед на этом пути несет с собой свою награду, и награда эта получается сейчас же. И ничто не может отнять ее.

      Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. — Тольятти, 1995. — С. 277, 312—313.

   

















  Текст 3. Что лишает счастья

      Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба — летать.

      Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом. И она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано — свой быстрый бег.

      У собаки самое дорогое — чутье; когда она потеряет его, она несчастна, но не тогда, когда она не может летать.

      Точно так же и человек несчастен не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано самого дорогого — свою духовную природу, свою способность любить (по Эпиктету18).

      Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 1. — Тольятти, 1995. — С. 98.

      Вопросы и задания к текстам 2 и 3: 1. Определите основные идеи каждого из фрагментов. Сопоставьте их с текстом параграфа учебника. Над какими «вечными вопросами» размышляет Л. Н. Толстой? Какие ответы на них он дает? 2. Как вы понимаете фразу: «Твори дела любви — и для тебя не будет смерти»?

   





















  Текст 4. О нежелании делать жизнь счастливой

      Н. И. Козлов — современный российский психолог

      К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через «не хочу», через смех сверстников, а другой каждое утро валялся и очень себя ЖАЛЕЛ. Лежал и жалел...

      И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать.

      Но я знаю их предысторию и второму — не сочувствую. И я помню об этом, когда ко мне приходят Клиенты с Проблемами. И я уже вижу, что они двадцать лет жалели себя и ничего с собой и своей душой не делали, а теперь приходят — вы знаете, у меня, кроме проблем, ничего нет! Мне плохо! Спасайте меня! Посадите меня к себе на шею и тащите меня к жизни светлой, ибо я двадцать лет себя не напрягал и даже спасать себя сам не привык!..

      Да, я знаю, что некоторым из них действительно по жизни не везло. Я встречал тех, на кого жизнь наваливала испытания, выдержать которые они действительно не могли. Сломленный и больной не хорош и не плох — это просто человек сейчас в таком состоянии. Весь вопрос в том, как он к этому относится. Что он с ним делает? Что делает при этом? Жалеет себя или учится стойкости? Ищет, на ком бы теперь ездить, или учит себя снова стоять на ногах?

      Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1998. — С. 323—324.

      Вопросы и задания: 1. Как, по мнению автора, можно сделать жизнь счастливой? 2. Каким людям Н. И. Козлов не хочет сочувствовать и почему? А каково ваше отношение к таким людям? 3. Попробуйте оценить, что преобладает в вашем отношении к себе сегодня: жалость или стремление преодолевать трудности. Заметны ли какие-либо ваши собственные достижения в борьбе с самим собой? Поделитесь своими соображениями об этом.

   

  Текст 5. Кто я?

      А. де Сент-Экзюпери (1900—1944) — французский писатель

      Человек — общая мера для этого народа и для меня... Человек — общая мера для всех моих товарищей...

      Если из людей моей духовной культуры кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. Основа нашего единства — Человек, который выше каждого из нас...

      Точно так же узнают себя в Человеке и французы Франции, и норвежцы Норвегии. Человек связывает их в своем единстве и в то же время, не вступая в противоречие с собой, помогает расцвету того неповторимого, что присуще каждому из этих народов. Дерево тоже проявляет себя в ветвях, не похожих на корни. И если в Норвегии пишут сказки про снег, если в Голландии выращивают тюльпаны, если в Испании импровизируют фламенко, все это обогащает Человека, живущего в каждом из нас.

      Сент-Экзюпери А. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. — М., 1977. — С. 316—318.

      Вопросы и задания: 1. Как писатель отвечает на вопрос «Кто я?». 2. Выделите в тексте характеристики Человека. 3. Поясните, что олицетворяет в данном тексте образ дерева, его ветвей и корней. При ответе обратитесь к тексту учебника об индивиде, индивидуальности, личности.

 


        






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!